Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 75-Г01-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 13 декабря 2001 года дело по заявлению Прокурора Республики Карелия о признании части 3 статьи 5 Закона Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год" противоречащей Федеральным законам по кассационной жалобе председателя правительства Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 16 октября 2001 года, которым постановлено: заявление Прокурора Республики Карелия о признании части 3 статьи 5 Закона Республики Карелия от 29 января 2001 года "О республиканском бюджете на 2001 год" удовлетворить. Признать часть 3 статьи 5 указанного закона в части, предусматривающей учет в доходной и расходной части республиканского бюджета платежей сверх установленных минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступающих в погашение задолженности прошлых лет, противоречащей Федеральным законам. Часть 3 статьи 5 указанного закона признается недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.Т.И., объяснения представителя правительства РК З.Л.А., представителя Министерства Финансов РК Л.З.В., представителя комитета природных ресурсов по РК Ч.Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.М.М., полагавшей решение оставить без изменения., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закон Республики Карелия от 29 января 2001 года "О республиканском бюджете на 2001 год" (далее - Закон) действует с изменениями, внесенными Законами Республики Карелия от 23 марта 2001 года, от 16 июля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2001 год".
Ст. 5 указанного Закона установлено, что средства, поступающие от налогоплательщиков в погашение задолженности прошлых лет по налогам, отмененным действующим законодательством, подлежат зачислению в бюджеты по нормативам и в порядке, действующем в соответствующем бюджетном году, и учитываются в 2001 году в доходах соответствующих бюджетов.
Платежи сверх установленных минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступающие в погашение задолженности прошлых лет, поступают на счета лесхозов и направляются на финансирование расходов по восстановлению лесов.
Указанные средства приравниваются к бюджетным и подлежат учету в доходной и расходной части республиканского бюджета.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании ч. 3 ст. 5 Закона противоречащей Федеральным законам, поскольку законодательством РФ не предусмотрено поступление указанных в ч. 4 ст. 106 Лесного Кодекса РФ платежей в бюджеты субъектов, сославшись на ст. 103 Лесного Кодекса РФ и п. 2 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", согласно которой федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ.
Часть 1 этой же статьи 19 предусматривает, что платежи за пользование природными ресурсами относятся к федеральным налогам.
Прокурор просил признать ч. 3 ст. 5 Закона, предусматривающую учет в доходной и расходной части республиканского бюджета платежей сверх установленных минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступающих в погашение задолженности прошлых лет, противоречащей Федеральным законам, не действующей и не подлежащей применению.
Представители Министерства финансов РК требований не признали.
Представитель Председателя Правительства РК требования не признал по тем же основаниям, что и представители Минфина РК.
Представитель Палаты Республики Законодательного Собрания РК в суд не явился, Палата о дне слушания дела извещена.
Представители Палаты Представителей Законодательного Собрания РК с заявлением не согласились по тем же основаниям, что и представители Минфина Республики Карелия.
Представители Комитета природных ресурсов по РК заявление прокурора поддержали по тем же мотивам, которые изложены в нем.
По делу постановлено указанное выше решение.
Председатель Правительства РК К.С.Л. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления. К кассационной жалобе председателя Республики Карелия Министерство финансов Республики Карелия и Комитет природных ресурсов Республики Карелия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд проанализировал собранные по делу доказательства, действующее федеральное законодательство и законы субъекта федерации и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Источниками финансирования лесного хозяйства являются средства федерального бюджета, средства бюджета субъекта, другие источники, формируемые в лесхозах, направляемые на покрытие дефицита бюджета (ст. 108 Лесного Кодекса РФ).
В соответствии со ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" платежи за пользование природными ресурсами относятся к федеральным налогам, и они зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов, районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Согласно Приложению N 2 "Классификация доходов бюджетов РФ" к Федеральному закону "О бюджетной классификации" все платежи за пользование лесным фондом как платежи за пользование природными ресурсами относятся к налоговым доходам бюджетов РФ.
Статьи 55, 56 БК РФ предусматривают, что доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
При таком положении суд правильно пришел к выводу о том, что платежи за пользование лесным фондом не могут быть отнесены к доходам бюджета субъекта федерации.
Поскольку речь в ч. 3 ст. 5 Закона идет о платежах сверх установленных минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, поступающих в погашение задолженности прошлых лет, суд исходил из норм Федеральных законов о федеральных бюджетах на соответствующий финансовый год.
Так, из смысла ст. 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год", ст. 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", ст. 20 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", ст. 32 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", а также в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" в бюджеты субъектов зачислялись доходы от уплаты федеральных налогов и сборов, в частности, платежей за пользование лесным фондом - по нормативам, установленным законодательством РФ.
Порядок зачисления платежей за пользование лесным фондом в бюджеты регулируется ст. 106 Лесного Кодекса РФ, в ч. 2 которой определено, что в субъектах РФ, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет субъекта РФ.
Поскольку в Карелии расчетная лесосека по рубкам главного пользования более 8 миллионов кубометров, то действует ч. 1 ст. 106 ЛК РФ, в соответствии с которой часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: в федеральный бюджет - 40%, в бюджеты субъектов РФ - 60%.
При этом часть указанных средств, поступающих в бюджет субъекта РФ, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.
Таким образом, в этих нормах Федерального закона определено распределение 100% минимальных ставок лесных податей и арендной платы по уровням бюджетов, а часть 4 ст. 106 ЛК определяет, что лесные подати и арендная плата, за исключением части платежей, указанной в части 1 этой статьи, поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, т.е. приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Исходя из изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что все платежи за пользование лесным фондом относятся к платежам федерального уровня, и, следовательно, все вопросы, связанные с данными платежами, регулируются Федеральными законами и иными нормативными актами федерации.
Доводы в жалобе о том, что суд не принял во внимание ссылки представителей государственных органов о несоответствии ч. 4 ст. 106 Лесного Кодекса РФ Конституции РФ, Бюджетному кодексу и постановлению Конституционного Суда РФ от 12.10.98 года не свидетельствуют о неправильности постановленного решения, поскольку разрешение этого вопроса не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о соответствующих статьях Федеральных законов о федеральных бюджетах на 1998, 1999 годы в части определения нормативов отчисления федеральных налогов в бюджеты субъектов, то суд правильно сослался на Генеральное разрешение на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, между Минфином РФ и Федеральной службой лесного хозяйства РФ от 19.07.99 года N 142014 (действие его распространялось на 2000 год, продлено до 01.12.2001 года), которое выдано в соответствии с Правилами оформления и выдачи разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденными Приказом Минфина РФ от 02.02.99 года.
В Генеральном разрешении определено, что данные средства (указанные в ч. 4 ст. 106 ЛК РФ) поступают на счета лесхозов и направляются на ведение лесного хозяйства.
Поскольку в отношении поступления сверх установленных минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в законодательстве РФ иного порядка, чем указанного в ст. 106 Лесного Кодекса РФ и Генеральном разрешении, не установлено, вывод суда об удовлетворении заявления прокурора является правильным.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 16 октября 2001 года оставить без изменения, а кассационные жалобы председателя Правительства Республики Карелия К.С.Л. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 75-Г01-16
Текст определения официально опубликован не был