Протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 17 июня 2002 г. N 56-В01-14К
Военнослужащий К.С.В. обратился в суд с жалобой на действия начальника Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы Управления социальной защиты населения администрации Приморского края, оспаривая правомерность отказа в его освидетельствовании для установления инвалидности в связи с имеющимся заболеванием в целях получения страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих.
В обоснование своих требований он указал на то, что для получения страховых выплат необходимо представить не только справку военно-врачебной комиссии, подтверждающую нарушение здоровья, но и копию справки, выданную органом медико-социальной экспертизы и свидетельствующую об установлении ему инвалидности.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 июля 1999 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 сентября 1999 г., в удовлетворении жалобы К. отказано.
По мнению суда, с чем согласилась и судебная коллегия, освидетельствование военнослужащих в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы для установления инвалидности не предусмотрено законом. В подтверждение этого вывода суд первой инстанции сослался на письмо Министерства труда и социального развития РФ от 10.11.97 г. N 5546-АО, в котором указано, что действующим законодательством право военнослужащих на медико-социальную экспертизу не предусмотрено. В соответствии со ст. 25 Основ законодательства РФ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих" военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения врачебно-военной комиссии. По мнению судебной коллегии, для обращения за выплатой страховой суммой по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих достаточно заключения военно-врачебной комиссии, которая компетентна разрешать все вопросы оценки здоровья военнослужащих.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих" имеется в виду "Об охране здоровья граждан"
Выводы судебных инстанций являются неправильными.
Страховые суммы, на получение которых претендует К.С.В., установлены Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ). Согласно статье 4 названного Федерального закона, страховые суммы могут быть выплачены заявителю только в случае установления ему инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
Статья 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I закрепляет право военнослужащих на медицинское освидетельствование военно-врачебными комиссиями для определения их годности к военной службе и досрочного увольнения с военной службы по состоянию здоровья, не предоставляя этим комиссиям полномочий по установлению военнослужащим инвалидности.
Такими полномочиями в соответствии со ст. 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, со ст.ст. 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ) и с "Положением о признании граждан инвалидами", утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. N 965 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.09.2000 N 707, от 26.10.2000 N 820), наделены органы медико-социальной экспертизы.
Ссылка в решении суда на Письмо министерства труда и социального развития РФ от 10.11.1997 г. N 5546-АО несостоятельна, поскольку это письмо не подлежало применению при рассмотрении настоящего дела в силу противоречия его содержания федеральному законодательству.
Суд не применил нормы материального права, регулирующие порядок обязательного установления военнослужащим инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, для выплаты им страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, в связи с чем, решение суда и определение судебной коллегии подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании ст.ст. 320, 324 ГПК РСФСР, прошу:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 июля 1999 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 сентября 1999 года отменить; дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 17 июня 2002 г. N 56-В01-14К
Текст протеста официально опубликован не был