Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 21-Г02-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 ноября 2002 года дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики N 410-П-П от 22 ноября 2001 года "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий по кассационной жалобе парламента Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июля 2002 года, которым постановлено: заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2001 года N 410-П-П "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий удовлетворить.
Признать постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2001 года N 410-П-П "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.Т.И., объяснение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г.М.М., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики N 410-П-П от 22 ноября 2001 года "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" по тем основаниям, что указанное постановление противоречит статьям 27 части 1, 55 части 3, 71 пунктам "в" и "о", 76 Конституции Российской Федерации, статьям 47 и 131 части 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 3 и 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Федеральному закону Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральному закону Российской Федерации "Об актах гражданского состояния".
Заявленные требования в судебном заседании были дополнены, прокурор просил признать постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики N 410-П-П от 22 ноября 2001 года "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
В судебном заседании представитель Парламента Кабардино-Балкарской Республики с требованиями прокурора не согласился, указав на то, что постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики N 410-П-П не противоречит федеральному законодательству, что оно принято Парламентом в соответствии с его полномочиями поскольку прокурор указывает на противоречие постановления Конституции Российской Федерации дело как не подсудное Верховному суду Кабардино-Балкарской Республики подлежит прекращению.
По делу постановлено указанное выше решение.
Представитель парламента Кабардино-Балкарской Республики подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 27 частью 1 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а согласно статье 55 частью 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. В соответствии со статьей 8 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22.11.2001 года "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" ограничивает свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан Российской Федерации.
Так пунктом 1 Постановления постоянная регистрация граждан, прибывающих на постоянное жительство в Кабардино-Балкарскую Республику, ограничена до стабилизации и улучшения криминогенной обстановки в Северо-Кавказском регионе.
Исходя из того, что согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, а вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним урегулированы статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в котором содержится исчерпывающий перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Статьи 19 и 20 Федерального закона содержат исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав и для отказа в государственной регистрации прав. Этими нормами не предусмотрена возможность для приостановления государственной регистрации прав или для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество ввиду отсутствия у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
Несмотря на эти положения федерального законодательства пунктом 3 Постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22.11.2001 года N 410-П-П "О временных мерах по ограничению регистрации граждан, прибывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство" Кабардино-Балкарской республиканской палате по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предписано временно на период действия постановления приостановить регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории республики, лицам, не имеющим постоянной регистрации на территории республики, что по существу ограничило граждан Российской Федерации в праве свободно приобретать имущество на территории Кабардино-Балкарской Республики, в праве свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Кроме того, нормы, устанавливающие перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, общий порядок регистрации актов гражданского состояния, порядок исправления и изменения записей актов гражданского состояния, их аннулирования и восстановления, содержатся в статье 47 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 4 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся регистрации актов гражданского состояния, регулируются законом об актах гражданского состояния. В статьях 7 и 11 Федерального закона Российской Федерации от 15.11.1997 года "Об актах гражданского состояния" установлены основания для государственной регистрации рождения ребенка, а в главе 3 - вопросы государственной регистрации заключения брака.
Суд правильно пришел к выводу о том, что при таком положении Федеральным законом не предусмотрена возможность приостановления регистрации акта рождения ребенка и регистрации брака ввиду отсутствия у родителей ребенка или у вступающих в брак лиц постоянной регистрации по месту пребывания или жительства.
Указывая в постановлении на то, что принятие его имеет целью обеспечение общественной безопасности, конституционных прав и свобод жителей Кабардино-Балкарской Республики, что его принятие связано с перенаселенностью республики, острой жилищной, экологической и другими проблемами, что при его принятии учитывается прохождение государственной границы Российской Федерации по территории республики, близость к зонам межнациональных конфликтов парламент незаконно расширяет круг оснований, при которых федеральным законодательством допускается ограничение прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление, подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий.
При этом, учитывая, что в соответствии с пунктом 7 постановления оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, постановление Верховным судом Кабардино-Балкарской Республики признается противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Довод в жалобе о том, что представитель парламента просил прекратить производство в части п. 5 постановления не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку прокурор заявил требования о признании противоречащим федеральному законодательству всего постановления и суд признал все постановление противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Парламента КБР Х. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 21-Г02-6
Текст определения официально опубликован не был