Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2002 г. N 21-Г02-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 18 ноября 2002 года гражданское дело по кассационному протесту прокурора Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2002 года, которым в удовлетворении заявленных им требований о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 3 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 1999 года N 9-РЗ "О налоге с продаж" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.М.М., полагавшей решение суда отменить в части, Судебная коллегия установила:
прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный суд Республики с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 3 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 1999 года N 9-РЗ "О налоге с продаж" (далее - республиканский закон), указывая на противоречие обжалуемых правовых положений Федеральному закону.
Решением Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2002 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационном протесте прокурор Кабардино-Балкарской Республики просит решение суда отменить с направлением дела для рассмотрения в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Обсудив доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.03.99 N 63-ФЗ, от 13.07.01 г. N 99-ФЗ, от 31.12.99 г. N 198-ФЗ, от 24.07.02 г. N 104-ФЗ) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на приобретение транспортных средств;
5) налога на владельцев транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
8) налога на доходы, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;
9) удержанных сумм налога на доходы физических лиц, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Коль скоро налог с продаж, относящийся к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, предусмотрен статьей 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и не входит в приведенный выше перечень подлежащих уплате налогов и сборов, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые прокурором положения пункта 3 статьи 2 республиканского закона об исключении из числа плательщиков налога с продаж организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, не противоречат Федеральному закону.
Доводы протеста о том, что федеральное законодательство не предусматривает освобождения кого-либо от уплаты налога с продаж, являются несостоятельными в силу их прямого противоречия статье 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Признавая положения республиканского закона об освобождении от уплаты налога с продаж организаций, осуществляющих расчеты с бюджетом по упрощенной системе налогообложения, соответствующими Федеральному закону, суд ошибочно указал на то, что законодательный орган республики действовал в пределах права устанавливать налогоплательщикам льготы по уплате региональных налогов, предоставленного ему пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ.
Указав на то, что действие республиканского закона на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не распространяется, законодатель тем самым исключил их из круга плательщиков налога с продаж.
Между тем, определение плательщиков данного налога не отнесено к полномочиям законодательного органа субъекта Российской Федерации, в силу статьи 347 Налогового кодекса правомочного определять лишь ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Вопрос о налогоплательщиках урегулирован самим Налоговым кодексом РФ, в частности его статьей 348, в соответствии с которой налогоплательщиками налога с продаж признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели.
Доводов, по которым суд пришел бы к убеждению в том, что в силу каких-либо положений федерального законодательства организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками данного вида налога, решение суда в нарушение статей 192 и 197 ГПК РСФСР не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда в этой части является необоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При этом Судебная коллегия исходит из несостоятельности доводов протеста о подведомственности данного спора арбитражному суду. Согласно пункту 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Рассмотрение дел об оспаривании законов субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражного суда не отнесено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 сентября 2002 года в части отказа прокурору Кабардино-Балкарской Республики в признании недействующими и не подлежащими применению положений пункта 3 статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 24 марта 1999 года N 9-РЗ "О налоге с продаж" об исключении из числа плательщиков налога с продаж организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, оставить без изменения, а кассационный протест - без удовлетворения. В остальной части это же решение отменить, а дело направить на новое в этой части рассмотрение в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2002 г. N 21-Г02-8
Текст определения официально опубликован не был