Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 3-Г01-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 11 января 2002 г. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 1 ст. 2; п. 4 ст. 2 в части ссылки на нормативно-технические документы органов государственной власти Республики Коми; п. 2 ст. 5 в части ссылки на нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Коми; п. 2 ст. 13 в части отнесения к источникам финансирования развития и содержания автомобильных дорог общего пользования Республики Коми средств местных бюджетов; ст. 15 в части ссылки на законодательство республики Коми Закона Республики Коми "О государственных автомобильных дорогах общего пользования" от 2 февраля 1996 г. N 3-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 4 декабря 2000 г. N 74-РЗ, по кассационной жалобе Государственного Совета Республики Коми на решение Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2001 г., которым признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу: абзац 1 ст. 2; п. 4 ст. 2 в части ссылки на нормативно-технические документы органов государственной власти Республики Коми; п. 2 ст. 5 в части ссылки на нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Коми; п. 2 ст. 13 в части отнесения к источникам финансирования развития и содержания автомобильных дорог общего пользования Республики Коми средств местных бюджетов; ст. 15 в части ссылки на законодательство республики Коми Закона Республики Коми "О государственных автомобильных дорогах общего пользования" от 2 февраля 1996 г. N 3-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 4 декабря 2000 г. N 74-РЗ.
Заслушав доклад судьи К.Ю.Г., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В.Т.П., возражавшей против доводов жалобы, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению: абзац 1 ст. 2; п. 4 ст. 2 в части ссылки на нормативно-технические документы органов государственной власти Республики Коми; п. 2 ст. 5 в части ссылки на нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Коми; п. 2 ст. 13 в части отнесения к источникам финансирования развития и содержания автомобильных дорог общего пользования Республики Коми средств местных бюджетов; ст. 15 в части ссылки на законодательство Республики Коми Закона Республики Коми "О государственных автомобильных дорогах общего пользования" от 2 февраля 1996 г. N 3-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 4 декабря 2000 г. N 74-РЗ. В обоснование заявления указал, что приведенные нормы Закона Республики Коми неосновательно регулируют правовые вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации и вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления в Российской Федерации.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Ж.В.Г. заявление прокурора признал частично.
Верховным Судом Республики Коми постановлено указанное решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Государственный Совет РК, указывая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые нормы закона Республики Коми противоречат действующему федеральному законодательству, а поэтому подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению.
Проанализировав положения действующего федерального законодательства, в частности Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1), ст.ст. 1, 2, 8, 9, 23, 49, 209, 212, 218, 235, 260, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями ст. 9, 10, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 1, 2, 3, 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. 7 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, суд пришел к правильному выводу, что в оспариваемых положениях Закона Республики Коми установлены нормы, которые могут быть урегулированы только федеральным законодательством (формы собственности автомобильных дорог, лицензирования деятельности по выполнению дорожных работ, изъятие и предоставление земель для существующих будущих автомобильных дорог, и др.), в связи с чем приняты с превышением пределов полномочий, предоставленных субъекту РФ.
Неправомерно и установленная п. 4 ст. 2 Закона Республики Коми возможность технической классификации автомобильных дорог на основе нормативно-технических документов органов государственной власти Республики Коми, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" от 24 декабря 1991 г. N 61 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. N 1038 разработка и утверждение технической классификации автомобильных дорог общего пользования относится к исключительной компетенцией Министерства транспорта Российской Федерации, что отвечает целям и задачам единой для всей Российской Федерации государственной транспортной политики.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 1038 следует читать как "от 30 декабря 2000 г."
Вывод суда основан на исследованных материалах дела, мотивирован и соответствует действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают, а направлены на иную оценку обстоятельств, при которых суд не нашел оснований к удовлетворению возражений по доводам заявления, в связи с чем основанием к отмене решения служить не могут.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 307, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 13 ноября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Совета Республики Коми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 3-Г01-27
Текст определения официально опубликован не был