Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 мая 2002 г. N 47-Г02-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 7 мая 2002 г. по кассационной жалобе Я.А.С. и Я.Ю.М. на решение Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года дело по заявлению Я.А.С. и Я.Ю.М. о признании недействительными пунктов 2, 3 Положения "Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти", утвержденного указом главы администрации Оренбургской области от 2 августа 2001 г. N 24-ук.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
указом главы администрации Оренбургской области N 24-ук от 2 августа 2001 года было утверждено Положение "Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти".
Я.А.С. и Я.Ю.М. обратились в суд с заявлением о признании пунктов 2 и 3 Положения недействительными, указывая, что их деду Я.И.И., как участнику Великой Отечественной войны, в ноябре 2000 года был предоставлен автомобиль "Ока". Они все являлись членами одной семьи, вместе проживали и вели общее хозяйство и после смерти деда автомобиль должен был остаться у них, однако, в этом им было отказано со ссылкой на п. 2 Положения, где установлено, что к членам семьи отнесены только супруг и дети инвалида. Возможность передачи автомобиля в собственность другим членам семьи умершего инвалида не предусмотрена, что заявители считают противоречащим федеральному законодательству.
Согласно абзацу 23 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" в качестве льготы инвалиду и членам его семьи предусмотрена возможность передачи в собственность семьи умершего инвалида выданного ему ранее бесплатно автомобиля. Этот Закон в прежней редакции в настоящее время не действует, в Федеральном законе "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 года N 40-ФЗ такой нормы нет, однако, в п. 3 ст. 11 этого Закона предусмотрено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Следовательно, по мнению заявителей, члены семьи умершего инвалида вправе оставить у себя выданный автомобиль. Кроме того заявители указали, что в паспорте транспортного средства Я.И.И. указан как собственник автомобиля, что дает им права претендовать на него, но не как наследники, а по законодательству о ветеранах.
Решением Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года заявление было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Я.А.С. и Я.Ю.М. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с пунктами 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым Российской Федерацией по предмету своего ведения или по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в противном случае действует федеральный закон.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Поскольку федерального закона, регулирующего условия и порядок передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти, не имеется, оспариваемое заявителями Положение Оренбургской области принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что согласно п. 2 оспариваемого заявителями Положения "Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти" транспортное средство, выданное инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти, может быть передано на основании приказа главного управления социальной защиты населения Оренбургской области в собственность членов семьи указанного инвалида, к числу которых относятся совместно проживающие с ним на день смерти дети и супруг (супруга).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что при отсутствии у умершего инвалида перечисленных в пункте 2 настоящего Положения членов семьи, автотранспортное средство подлежит возврату в главное управление социальной защиты населения Оренбургской области.
Суд правильно указал в решении на то, что 2 января 2000 года в Федеральный закон "О ветеранах" были внесены изменения и дополнения. В новой редакции Закона нет нормы, дающей право членам семьи умершего инвалида оставлять у себя выданное инвалиду автотранспортное средство. В подпункте 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" указано, что выданное бесплатно инвалиду войны транспортное средство в случае его смерти может быть передано другому инвалиду, имеющему право на обеспечение транспортным средством, на условиях и в порядке, которые определяются субъектом Российской Федерации. В ст. 21 данного Закона нет нормы о социальной защите членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, а сам Закон направлен на защиту ветеранов, а не имущественных интересов членов их семей.
Суд правильно отметил в решении то обстоятельство, что в оспариваемом Положении были предусмотрены дополнительные по сравнению с федеральным законом права пережившего супруга и детей инвалида, что согласуется с правилами пунктов 4 и 5 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах". Положение не противоречит федеральным и областным законам, поскольку Положение Оренбургской области содержит социальную льготу, не предусмотренную федеральным законом. Устанавливая такую дополнительную льготу, субъект Российской Федерации вправе сам определить круг лиц, в отношении которых она распространяется.
Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что оспариваемое заявителями Положение Указом главы администрации Оренбургской области от 1 апреля 2002 г. N 19-ук было признано утратившим силу, в связи с чем в настоящее время отсутствуют основания для прекращения действия этого Положения в судебном порядке.
На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года оставить без изменения, кассационную жалобу Я.А.С. и Я.Ю.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 мая 2002 г. N 47-Г02-7
Текст определения официально опубликован не был