Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 г. N 5-Г02-160
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 3 декабря 2002 г. кассационную жалобу районной управы Пресненского района г. Москвы на решение Московского городского суда от 11 сентября 2002 г., которым отказано районной управе Пресненского района г. Москвы в заявлении о признании противоречащим федеральному законодательству распоряжения Мэра г. Москвы "Об образовании органов управления территориальной единицы с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити" от 26 июля 2000 г. N 806-РМ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.И., объяснение представителя районной управы Пресненского района г. Москвы Б.С.Н., объяснение представителя Мэра г. Москвы Г.Д.С, исследовав материалы дела, коллегия установила.
Районная управа Пресненского района г. Москвы обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству распоряжения Мэра г. Москвы "Об образовании органов управления территориальной единицы с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити" от 26 июля 2000 г. N 806-РМ и не порождающим правовых последствий со дня вступления в силу Закона г. Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы" от 13 июля 2001 г. N 32. В обоснование своего заявления заявитель ссылается на то, что Мэр г. Москвы не правомочен утверждать положения об отраслевых и функциональных органах государственной власти г. Москвы; не вправе обязывать предоставлять ему сведения по структуре, штату, фонду заработной платы, фонду оплаты труда; не наделен правом назначать руководителей отраслевых и функциональных органов государственной власти. Все эти полномочия предоставлены коллегиальному органу власти - Правительству г. Москвы.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе районная управа Пресненского района г. Москвы просит отменить решение суда. Кассационная жалоба обоснована тем, что после введения в действие Закона г. Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы" от 13 июля 2001 г. N 32 Мэр г. Москвы должен был отменить оспариваемое распоряжение, поскольку вопросы, разрешенные этим постановлением, стали относится к компетенции Правительства г. Москвы. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Оспариваемым распоряжением Мэра г. Москвы "Об образовании органов управления территориальной единицы с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити" от 26 июля 2000 г. N 806-РМ образована администрация территориальной единицы с особым статусом "Московский международный деловой центр "Москва-Сити" (п. 1); утверждено Положение об администрации ТЕОС "Москва-Сити" (п. 2); назначен руководителем администрации ТЕОС "Москва-Сити" С.Ю.Г. (п. 3); предписано руководителю администрации ТЕОС "Москва-Сити" в срок до 15 сентября 2000 г. представить Мэру г. Москвы предложения по структуре, штату, фонду заработной платы по должностным окладам, фонду оплаты труда и материально - техническому обеспечению администрации ТЕОС "Москва-Сити" (п. 4); возложены функции управляющей компании ТЕОС "Москва-Сити" на открытое акционерное общество "Сити", действующее на основании генерального договора с Правительством г. Москвы на управление проектом по созданию и развитию ММДЦ "Москва-Сити" от 30 декабря 1994 г. (п. 5); утверждено Положение о наблюдательном совете ТЕОС "Москва-Сити" и состав наблюдательного совета (п. 6); возложен контроль за выполнением настоящего распоряжения на заместителя Премьера Правительства г. Москвы Орджоникидзе (п. 7).
Данное распоряжение было издано Мэром города Москвы в пределах своей компетенции.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются, в частности, Законами субъектов Российской Федерации.
Уставом города Москвы, в редакции Законов г. Москвы от 24 июня 1998 г., от 12 июля 1999 г., от 12 июля 2000 г., ст. 52, предусматривалось, что Мэр г. Москвы: а) устанавливал и изменял структуру городской администрации; определял компетенцию органов городской администрации и устанавливал фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города; б) назначал на должность руководителей органов городской администрации и освобождал их от должности.
По смыслу статей 8 и 9 Закона города Москвы "О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве" от 10 марта 1999 г., в последующей редакции, Мэр г. Москвы образовывал администрацию территориальной единицы с особым статусом и утверждал положение о территориальной единице с особым статусом либо положение об органах управления территориальной единицы с особым статусом.
Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что Мэр г. Москвы вправе был издать оспариваемое распоряжение.
Суд обоснованно не согласился с доводом представителя районной управы Пресненского района г. Москвы о том, что после введения в действие Закона г. Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы" от 13 июля 2001 г. N 32 Мэр г. Москвы должен был отменить свое распоряжение N 806-PM, так как вопросы, разрешенные этим распоряжением, стали относиться к компетенции Правительства г. Москвы.
Исходя из общих принципов действующего законодательства, правовые акты, в том числе нормативные, принятые государственным органом субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции, в случае передачи компетенции другому государственному органу субъекта Российской Федерации продолжают действовать до их признания недействующими этим государственным органом или судом. В частности, судом эти нормативные акты могут быть признаны недействующими, если они по своему содержанию станут противоречить более юридически значимому нормативному акту.
В настоящем случае Положение об администрации ТЕОС "Москва-Сити" и Положение о наблюдательном совете ТЕОС "Москва-Сити, утвержденные указанным распоряжением Мэра г. Москвы, по своему содержанию не оспариваются.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 11 сентября 2002 г. без изменения, кассационную жалобу районной управы Пресненского района г. Москвы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2002 г. N 5-Г02-160
Текст определения официально опубликован не был