Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-Г02-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 19 февраля 2002 г. кассационную жалобу представителя Правительства г. Москвы Б.В.А. и представителя управления городского заказа Правительства г. Москвы С.И.В. на решение Московского городского суда от 25 октября 2001 г., которым признан противоречащим федеральному законодательству пункт 2 постановления Правительства г. Москвы "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП и пункт 6 постановления Правительства г. Москвы "О расчетах за жилищные услуги и отопление" от 24 февраля 1998 г. N 142, в редакции постановления от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП.
Заслушав доклад судьи Н.В.И., объяснение представителя Правительства г. Москвы Б.В.А., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.М.М. полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, коллегия установила.
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пункт 2 постановления Правительства г. Москвы "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП и пункт 6 постановления Правительства г. Москвы "О расчетах за жилищные услуги и отопление" от 24 февраля 1998 г. N 142, в редакции постановления от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель Правительства г. Москвы Б.В.А. и представитель управления городского заказа Правительства г. Москвы С.И.В. просят отменить решение, считая его неправильным. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 2 постановления Правительства г. Москвы от 17 апреля 2001 N 357-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление", постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года N 142 дополнено пунктом 6 следующего содержания: "принять к сведению, что льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Москвы могут быть реализованы только гражданами, имеющими обязанность по оплате этих услуг: нанимателями и совместно проживающими с ними членами их семей, а также собственниками жилых помещений, независимо от вида жилищного фонда, в котором они проживают".
Проанализировав приведенную правовую норму в сравнении с федеральным законодательством, суд сделал обоснованный вывод о том, что она противоречит федеральному законодательству, поскольку ряд Федеральных законов в отличие от оспариваемой нормы предоставляют льготы по оплате коммунальных услуг не только собственникам жилых помещений, но и членам их семей.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются, в частности, предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Пунктом "ж" ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" установлено, что лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
По пункту 10 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда.
Так как в силу ст. 76 п. 5, Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суд обоснованно признал пункт 2 постановления Правительства г. Москвы "О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 24 февраля 1998 г. N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление" от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП и пункт 6 постановления Правительства г. Москвы "О расчетах за жилищные услуги и отопление" от 24 февраля 1998 г. N 142, в редакции постановления от 17 апреля 2001 г. N 357-ПП, не соответствующими федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 25 октября 2001 г. без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства г. Москвы Б.В.А. и представителя управления городского заказа Правительства г. Москвы С.И.В. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-Г02-3
Текст определения официально опубликован не был