Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2002 г. N 5-Г02-99
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 9 августа 2002 г. кассационную жалобу П.А.М. на решение Московского городского суда от 14 мая 2002 г., которым отказано ему в заявлении о признании недействительным постановления Правительства г. Москвы "Об утверждении проекта планировки и комплексной застройки территории микрорайона 9-10к района "Войковский" с учетом вывода филиала ОАО "ДОК-2" (северный административный округ)" от 3 июля 2001 г. N 602-ПП в части, разрешающей планировку и застройку корпуса 29.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.В.И., объяснение П.А.М., исследовав материалы дела, коллегия установила.
Постановлением правительства г. Москвы "Об утверждении проекта планировки и комплексной застройке территории микрорайона 9-10к района Войковский с учетом вывода филиала ОАО "ДОК-2" (Северный административный округ) от 3 июля 2001 г. N 602-ПП утвержден проект планировки микрорайона 9-10к района Войковский Северного административного округа (по сообщению главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве это постановление зарегистрировано в федеральном регистре нормативных правовых актов 6 августа 2001 года за N 3055). Подпунктом 2.5 данного постановления определен проектируемый жилищный фонд (приложение 7). В приложении N 7 к постановлению пообъектно определены серии и типы домов, общая площадь застройки, в том числе девятиэтажный корпус 29.
П.А.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления Правительства г. Москвы от 3 июля 2001 г. N 602-ПП. В судебном заседании 23 апреля 2002 г. П.А.М. уточнил свое требование и просил признать постановление Правительства г. Москвы недействительным в части разрешающей планировку и постройку корпуса 29. Заявление обосновано тем, что постановление противоречит Федеральному закону "Об экологической экспертизе", а также Градостроительному кодексу Российской Федерации. Не была проведена государственная экологическая экспертиза проекта, жители района не были оповещены о строительстве корпуса 29, не проведена общественная экологическая экспертиза. В постановлении не предусмотрено выполнение требований органа Госсанэпиднадзора о разработке охранных мероприятий промзоны "Коптево".
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе П.А.М. просит отменить решение суда, считая его неправильным. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В судебном заседании полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, все доводы заявителя судом проверены, по ним даны суждения.
Как видно из материалов дела, суд сделал обоснованный вывод о том, что требование закона о проведении обязательной государственной экологической экспертизы выполнено. При согласовании проекта планировки и застройки проводилась экологическая экспертиза. По ее результатам государственным комитетом по охране окружающей среды г. Москвы был издан приказ от 28 декабря 2000 г. N 340, которым утверждено заключение экспертной комиссии от 20 декабря 2000 г. по проекту планировки мкр. 9-10к.
Названный государственный комитет, являясь территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации, был вправе образовать экспертную комиссию государственной экологической экспертизы по проекту планировки мкр. 9 и 10к района "Войковский". То обстоятельство, что в последующем функции по проведению государственной экологической экспертизы были переданы департаменту природных ресурсов по центральному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации, не может служить поводом к отмене решения, так как правомочие органа определяется датой совершения им юридически значимых действий.
В судебном заседании было установлено, что центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве выдал 22 декабря 2000 г. заключение о согласовании проекта планировки микрорайонов 9, 10к района "Войковский" при условии разработки и согласования с органами Госсанэпиднадзора проектов организации санитарно-защитной зоны всех промышленных предприятий, примыкающих к территории мкр. 9, 10к района "Войковский", до начала строительства запроектированных жилых домов (л.д. 122). Письмом от 5 апреля 2001 г. N 10-10/740 центр Госсанэпиднадзора в г. Москве уточнил условия согласования, указав на необходимость включения в указанное постановление Правительства пункта о необходимости разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны прилегающих к проектируемой территории промышленных объектов промзоны "Коптево" (л.д. 156). Эти условия, как правильно указал суд, были учтены при издании постановления N 602-ПП. В приложении N 5 к постановлению Правительства г. Москвы определены первоочередные мероприятия реализации проекта планировки микрорайона 9, 10к района Войковский, в том числе в подп. 7.4 предусмотрена разработка и утверждение проекта организации санитарно-защитной зоны прилегающих к проектируемой территории промышленных объектов "Коптево" (л.д. 29).
До принятия Правительством г. Москвы постановления от 3 июля 2001 г. N 602-ПП информация о планируемых изменениях в застройке указанного выше микрорайона была доведена до жителей микрорайона. Так, в журнале "Вестник Мэрии Москвы", приложение, сентябрь 2000 г., было опубликовано распоряжение первого заместителя премьера Правительства г. Москвы "Об адресном перечне жилых домов на разработку исходно-разрешительной, проектной документации для формирования инвестиционной программы строительства жилья по комплексной программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда в 2002 и последующие годы" от 14 сентября 2000 г. N 751-РЗП, которым был утвержден перечень жилых домов на разработку исходно-разрешительной, проектной документации, в том числе по микрорайону 9-10к район "Войковский", корпуса 46, 27, 28 и 29 (пункты 15-18 приложения). Администрацией Войковского района САО города Москвы 20 июня 2000 г. и 13 сентября 2000 г. были организованы и проведены встречи с жителями микрорайона (протокол встречи с жителями микрорайона 9-10к от 13.09.2000 г., выписка из протокола встречи с жителями от 20.06.2000 г., л.д. 61-64). Информация о предстоящем строительстве размещалась в ежемесячной газете Войковского района САО N 9 (62) за сентябрь 2000 года (л.д. 54-55).
Что касается довода об отсутствии заключения общественной экологической экспертизы, то, как правильно указал суд, эта экспертиза по Федеральному закону "Об экологической экспертизе" не является обязательной для принятия хозяйственного решения. Инициатива в проведении общественной экологической экспертизы возлагается на граждан и общественные организации. Между тем, заявителем не представлено доказательств того, что в установленном порядке были выдвинуты предложения о проведении общественной экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила:
оставить решение Московского городского суда от 14 мая 2002 г. без изменения, кассационную жалобу П.А.М. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2002 г. N 5-Г02-99
Текст определения официально опубликован не был