Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2002 г. N 56-Г02-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 сентября 2002 г. по кассационной жалобе Администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 19 июля 2002 г. дело по заявлению первого заместитель прокурора Приморского края о признании недействительным постановления Губернатора Приморского края от 24 декабря 1999 года N 579 "Об утверждении временного положения о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда на территории Приморского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., объяснения представителя Администрации Приморского края М.Н.В. (доверенность от 27.07.2002 г. N 11-25/2013), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании постановления Губернатора Приморского края от 24 декабря 1999 года N 579 "Об утверждении временного положения о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда на территории Приморского края" недействительным и не порождающим правовых последствии, ссылаясь на то, что это постановление принято в нарушение лесного законодательства, а именно ст.ст. 52, 53, 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также с превышением полномочий главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Приморского краевого суда от 19 июля 2002 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрации Приморского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда на территориях субъектов Российской Федерации лишь в той части полномочий, которыми органы исполнительной власти субъектов Федерации законодательно наделены.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями на осуществление исполнительных, контрольных и разрешительных функций в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства наделено Министерство природных ресурсов Российской Федерации, действующее согласно Положению о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726. До 25 сентября 2000 года действовало Положение о Федеральной службе Лесного хозяйства РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 года N 173.
Суд правильно указал в решении на то, что данные нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что полномочия по осуществлению правового регулирования порядка лицензирования деятельности по использованию лесного фонда не были переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, органы исполнительной власти субъекта Федерации не могут осуществлять функции Федерального органа управления лесным хозяйством по осуществлению этим органом процедуры лицензирования и процедуры контроля за деятельностью лицензиатов. Данными полномочиями в соответствии со ст. 46, 53 Лесного кодекса Российской Федерации наделены только федеральные органы исполнительной власти. Довод кассационной жалобы о том, что лицензирование деятельности по использованию лесного фонда является лишь элементом государственного управления и контроля в области использования лесного фонда, в том числе контроля за обязательным соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке древесины, обоснованным быть признан не может.
Статья 81 Лесного кодекса РФ предусматривает, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ разрешение (лицензирование) на занятие определенными видами деятельности является элементом правоспособности юридического лица, то есть относится к сфере гражданского права, которое в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
То обстоятельство, что до настоящего времени нормативных правовых актов регулирующих отношения по лицензированию деятельности по использованию лесного фонда, в том числе и по заготовке древесины, нет, не дает право исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование этих вопросов.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 19 июля 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Приморского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2002 г. N 56-Г02-24
Текст определения официально опубликован не был