Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 58-Г02-43
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 27 декабря 2002 г. кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 30 октября 2002 г. по заявлению прокурора края о признании нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края частично противоречащими федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи В.В.П., Судебная коллегия установила:
изданным 8 июля 2002 г. Правительством Хабаровского края постановлением (N 12-пр) "О мерах по дальнейшему развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае" утверждены (одобрены) "Основные направления развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, на 2002-2005 годы" (п. 2) и на ответственные органы возложены обязанности по их выполнению (п.п. 3-4).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании 2, 3, 4 пунктов данного постановления, а также "Основных направлений развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, на 2002-2005 годы" недействующими ввиду их несоответствия федеральному и краевому законодательству и принятия Правительством края с превышением своей компетенции.
Решением Хабаровского краевого суда от 30 октября 2002 г. заявление удовлетворено, оспариваемые пункты 2-4 постановления и "Основные направления развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, на 2002-2005 г." признаны недействующими и не влекущими правовых последствий со дня их издания.
Оспаривая законность решения по мотивам невыполнения требований ст. 197 ГПК РСФСР, Правительство Хабаровского края просит о его отмене и вынесении новых решений об отказе прокурору в заявленных требованиях.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Вывод суда о принятии Правительством Хабаровского края оспариваемых прокурором положений постановления "О мерах по дальнейшему развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае" и "Основных направлений..." с превышением своих полномочий, является правомерным, основанным на правильном применении ст. 10 Конституции Российской Федерации, пункта "г" части 2 ст. 5 и пункта "б" части 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 30.3 Устава Хабаровского края; ст. 16 Закона края от 27.11.2001 г. "О Правительстве Хабаровского края" и т.д., согласно которым программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и перспективное бюджетное планирование утверждаются его органами законодательной власти путем издания соответствующего на этот счет законов; в компетенции же исполнительного органа власти, в том числе Правительства Хабаровского края, находится лишь подготовка проектов программ социально-экономического развития края с последующим их представлением в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации и обеспечение исполнения утвержденного органом представительной (законодательной) власти краевого бюджета.
Исходя из текста и содержания положений нормативных правовых актов, о законности которых возник настоящий спор, как само постановление Правительства, так и "Основные направления..." характеризуются всеми элементами целевой краевой программы: наименование, характеризующее ее направленность; содержание решаемых проблем; конкретные цели и ожидаемые результаты; сроки реализации, в том числе поэтапно; объем затрат на реализацию Программы в целом и поквартально; объемы и виды финансирования из средств государственного бюджета в целом и по отдельным направлениям; другие источники финансирования; исполнители программы и т.д., что обоснованно учтено судом при обсуждении вопроса о правомерности заявленного прокурором требования.
Доводы кассационной жалобы, что в постановлении Правительства края от 8 июля 2002 г. и утвержденных им "Основных направлениях...", отсутствуют существенные условия целевой программы, опровергаются самим текстом нормативных правовых актов, содержащих все элементы целевой краевой программы.
Эти и другие доводы Правительства края судом тщательно проверялись, обсуждались и обоснованно признаны не соответствующими требованиям закона.
Таким образом, Правительство Хабаровского края, принимая с превышением полномочий оспариваемые прокурором законодательные акты, допустило нарушение конституционного принципа разделения властей (ст. 10), что в силу пунктов 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации явилось основанием для признания судом их противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня издания.
Решение суда является законным, отвечающее требованиям норм материального и процессуального права; нарушений ст. 197 ГПК РСФСР, на которую имеется ссылка в кассационной жалобе, не допущено, а потому оснований для отмены решения по ее доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 30 октября 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 58-Г02-43
Текст определения официально опубликован не был