Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2002 г. N 60-Г02-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федераций
рассмотрела в судебном заседании 3 сентября 2002 г. гражданское дело по кассационному протесту Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Камчатского областного суда от 1 июля 2002 г. по заявлению Заместителя Генерального прокурора РФ о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Камчатской области от 3 января 1996 г. N 27 "О местном самоуправлении в Камчатской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В.Т.А., поддержавшей доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании отдельных норм закона, а именно: п. 1 ст. 18 в части слов "исполнительно-распорядительные органы", п. 6 ст. 20, п.п. 1, 2 ст. 22, пункты 1 со слов "в этом случае глава администрации не избирается", 2, 3, 4 ст. 23 Закона Камчатской области от 03.01.1996 г. N 27 "О местном самоуправлении в Камчатской области" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащим применению.
В судебном заседании прокурор уточнил заявление в части п. 6 ст. 20 Закона Камчатской области "О местном самоуправлении в Камчатской области" просил признать противоречащими федеральному законодательству слова "и более четырех лет" в остальной части требования поддержал в заявленном объеме.
Представители Совета народных депутатов Камчатской области с полном объемом прав Р.С.В. и Администрации Камчатской области С.Г.А. заявление заместителя Генерального прокурора РФ признали в части признания п. 6 ст. 20 Закона области, устанавливающего верхний предел срока полномочий представительного органа местного самоуправления - слова "и более четырех лет", п. 1 ст. 23 в части слов "в этом случае глава администрации не избирается", п.п. 2, 3, п. 4 ст. 23 в части слов "и соответствующие органы местного самоуправления" противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению, в остальной части требования не признали.
Поскольку признание заявления прокурора в указанной части представителями Совета народных депутатов и администрации Камчатской области не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд принял признание заявления прокурора в указанной части, удовлетворив его.
В части несоответствия Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.) п. 1 ст. 18, п.п. 1, 2 ст. 22 выше указанного Закона Камчатской области названные представители требования прокурора не признали и решением Камчатского областного суда от 1 июля 2002 г. прокурору в этой части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном протесте Заместителя Генерального прокурора РФ поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа прокурору в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного протеста прокурора, Судебная коллегия оснований для его удовлетворения не находит.
Проанализировав положения ст. 18 п. 1 Закона Камчатской области, суд пришел к правильному выводу о том, что данная норма закона не устанавливает обязательное наличие исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а только предусматривает возможность их, образования в соответствии с уставом муниципального образования, что, как правильно указано в решении суда, не противоречит требованиям ст. 17 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.).
Согласно п. 2 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъекту Российской Федерации дано право регулирования вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем, Законом Камчатской области предусмотрена возможность образования в соответствии с уставами муниципальных образований исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств не может быть принята во внимание ссылка в протеста и на п. 6 ст. 14 данного Федерального закона.
Не противореча п.п. 1, 2 ст. 22 Закона Камчатской области требованиям пункта 3 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку, как обоснованно указал суд, названная норма закона регламентирует порядок избрания руководителя представительного органа местного самоуправления и его подотчетность представительному органу и отзыв, а п. 3 ст. 16 Федерального закона наделяет главу муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления определенной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования, и не содержит положений, регулирующих вопросы председательствования на заседаниях представительного органа местного самоуправления его руководителя.
Положения оспариваемого Закона не препятствуют муниципальному образованию в своем уставе предусмотреть, в соответствии с п. 3 ст. 16 названного выше Федерального закона, право главы муниципального образования председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Нарушения судом норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационном протесте Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского областного суда от 1 июля 2002 г. оставить без изменения, а кассационный протест прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2002 г. N 60-Г02-12
Текст определения официально опубликован не был