Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2002 г. N 60-Г02-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 3 июня 2002 г. гражданское дело по заявлению прокурора Камчатской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 2, ст.ст. 6, 7 Закона Камчатской области "Об образовании и деятельности в Камчатской области органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния" по кассационной жалобе Администрации Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 4 марта 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., заключение прокурора В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 2, ст.ст. 6, 7 Закона Камчатской области "Об образовании и деятельности в Камчатской области органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния" в части передачи полномочий по регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления.
Решением Камчатского областного суда от 4 марта 2002 года заявление прокурора удовлетворено. Суд признал противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 2, ст.ст. 6, 7 Закона Камчатской области от 6 апреля 1999 г. N 37 "Об образовании и деятельности в Камчатской области органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния" в части включения в систему органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, органов записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления, передачи государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния с соответствующими финансовыми средствами органам местного самоуправления, установления порядка осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной Администрацией Камчатской области, поставлен вопрос об отмене решения суда по тем основаниям суд неправильно истолковал и применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Гражданское законодательство, которым регулируется институт актов гражданского состояния, находится в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Пункт 4 статьи 47 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, определяются законом об актах гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов РФ решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
Вывод суда о том, что данный Федеральный закон уполномочил органы государственной власти субъектов РФ только на решение вопросов образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния, определив права и обязанности органов государственной власти субъектов РФ в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий только по указанным вопросам, а передача же государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления Федеральным законом не предусмотрена, является правильным и основан на правильном толковании норм материального права.
В связи с тем, что субъекты Федерации не уполномочены делегировать функции по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления, является правильным и вывод суда о том, что положение ч. 2 ст. 6 Закона области в части передачи органам местного самоуправления финансовых средств не соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского областного суда от 4 марта 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Камчатской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2002 г. N 60-Г02-5
Текст определения официально опубликован не был