Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 августа 1999 г. N 64-ПВ99
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрел по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Ж.В.М. гражданское дело по заявлению прокурора Магаданской области о признании противоречащим законодательству постановления губернатора Магаданской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Ю.А., объяснения представителя администрации Магаданской области О.Р.Н. (доверенность в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Д.В.И., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
заместитель прокурора Магаданской области обратился в Магаданский областной суд с заявлением в защиту государственных и общественных интересов о признании противоречащим федеральному законодательству постановления губернатора Магаданской области от 6 июня 1998 г. N 134 "О договорах на выполнение работ по добыче драгметаллов".
Решением Магаданского областного суда от 17 сентября 1998 г. указанное постановление признано противоречащим федеральному законодательству.
Администрацией Магаданской области на данное решение принесена кассационная жалоба без оплаты ее государственной пошлиной, в связи с чем судьей Магаданского областного суда 9 октября 1998 г. вынесено определение об оставлении кассационной жалобы без движения. Предложено в срок до 20 октября 1998 г. оплатить жалобу государственной пошлиной в установленном размере, а в случае неисполнения данного определения - считать кассационную жалобу не поданной.
Указанное определение судьи Магаданского областного суда обжаловано администрацией Магаданской области в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1998 г. определение судьи Магаданского областного суда от 9 октября 1998 г. оставлено без изменения.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене судебных определений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста. Президиум находит протест обоснованным.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (в редакции от 21 июля 1998 г.) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы государственной власти, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Суд первой инстанции не дал никакой оценки доводам администрации Магаданской области о том, что администрация области в данном споре выступает как орган государственной власти, который в соответствии с названным пунктом Закона освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
По мнению кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, администрация области не освобождается от уплаты государственной пошлины, поскольку в данном случае администрация Магаданской области за защитой государственных и общественных интересов в суд не обращалась; в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления органа государственной власти Магаданской области обратился прокурор и его заявление было удовлетворено.
С позицией судебных инстанций нельзя согласиться. Как следует из содержания указанной нормы закона, освобождение от уплаты госпошлины возможно при соблюдении следующих условий: обращение в суд органа государственной власти; обращение в защиту государственных и общественных интересов; обращение в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 46 Устава (Основного закона) Магаданской области исполнительная власть в Магаданской области осуществляется администрацией области, возглавляемой губернатором. Принимая постановление и выступая ответчиком в суде по рассмотрению заявления прокурора о признании незаконным нормативного акта области, администрация выступает как государственный орган, так как принятие нормативного акта является правом государственного органа.
Поскольку исполнительной властью области принимаются правовые акты по вопросам, отнесенным к ее ведению, то, следовательно, предметом их регулирования могут быть вопросы, защищающие государственные и общественные интересы.
Далее, в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" к полномочиям областной администрации отнесено право обращения в суд с исками к органам государственной власти и управления органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Таким образом, обращаясь с кассационной жалобой на решение суда о признании противоречащим федеральному законодательству постановления губернатора, администрация области выступает как орган государственной власти в защиту государственных и общественных интересов и, следовательно, при подаче жалобы по данному спору администрация не должна уплачивать государственную пошлину.
Мнение кассационной инстанции о том что администрация Магаданской области не обращалась в суд за защитой государственных и общественных интересов, в связи с чем не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, ошибочно.
В названном подпункте Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" не указывается, в качестве какой стороны государственные органы, участвующие в процессе, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они выступают в процессе в защиту государственных интересов как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков.
Само же обращение в суд названных органов может быть как в форме подачи заявления, так и в форме подачи кассационной жалобы на решение суда, в том числе и в случаях, когда органы государственной власти участвуют в деле в качестве ответчиков.
Имея в виду, что судебные постановления по данному делу основаны на неправильном применении нормы материального права, они подлежат отмене, а вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины - положительному разрешению.
Поскольку копия кассационной жалобы вручена прокурору и от него получены возражения на жалобу, дело следует направить в кассационную инстанцию для назначения к рассмотрению в кассационном порядке.
Руководствуясь п. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
определение судьи Магаданского областного суда от 9 октября 1998 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1998 г. отменить.
Администрацию Магаданской области освободить от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по данному делу. Дело по кассационной жалобе администрации Магаданской области направить в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для назначения к рассмотрению в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 августа 1999 г. N 64-ПВ99
Текст постановления официально опубликован не был