Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 1997 г. N ГКПИ97-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.06.1995 года N 806-Р установила:
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 806-Р, ссылаясь на то, что данное распоряжение Правительства РФ, которым он освобожден от должности торгового представителя Российской Федерации в связи с уходом на пенсию, является незаконным. С заявлением об увольнении в связи с уходом на пенсию он не подавал, и ни с кем из должностных лиц он этот вопрос не обсуждал.
Кроме того, заявитель сослался на то, что им неоднократно принимались меры для разрешения трудового спора во внесудебном порядке, и просил признать, что срок обращения в суд им пропущен по уважительным причинам.
Представитель Правительства Российской Федерации М., представители привлеченного к участию в деле Министерства внешних экономических связей РФ, М.А.В., Г., А. с требованиями Т. не согласились и просили суд оставить заявление без удовлетворения, ссылаясь на то, что заявитель освобожден от должности на законных основаниях.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Российской Федерации и Министерства внешних экономических связей Российской Федерации (в дальнейшем МВЭС РФ), заключение прокурора Х. полагавшего, что заявление Т. подлежит удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела по иску Т. к МВЭС РФ о восстановлении на работе и взыскании зарплаты за время вынужденного прогула (N 02-5493 Пресненский межмуниципальный суд г. Москвы), Верховный Суд РФ находит, что требования Т. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно "Положению о торговом представительстве СССР за границей" - (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30.03.1989 г. утвержден Законом СССР от 03.08.1989 г.) торговые представительства СССР возглавляются торговыми представителями СССР, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должностей Советом министров СССР по представлению Министерства внешних экономических связей СССР.
Сроки их постоянного пребывания на загранработе в одной стране устанавливаются, как правило, не свыше 5 лет.
В судебном заседании достоверно установлено, что Министром ВЭС РФ в Правительство РФ было направлено представление об освобождении Т. от обязанностей торгпреда в Швейцарии в связи с его уходом на пенсию (министр в свою очередь сослался на решение коллегии Министерства ВЭС РФ от 17.05.1995 г.) и на основании этого представления, Правительством Российской Федерации 13.06.1995 г. было издано распоряжение об освобождении Т. от обязанностей торгового представителя РФ в швейцарской конфедерации, которое оспаривается заявителем в суде.
Это обстоятельство не отрицалось в суде представителями Правительства РФ и МВЭС РФ и оно подтверждается письменными доказательствами, в т.ч. и материалами гражданского дела по иску Т. о восстановлении на работе.
В судебном заседании Правительством РФ и МВЭС не представлено доказательств о том, что Т. обращался в установленном порядке с заявлением об освобождении его от должности в связи с уходом на пенсию.
Тот факт, что заявитель не обращался с таким заявлением и был освобожден от занимаемой должности только в связи с достижением им пенсионного возраста, усматривается и из сообщения МВЭС РФ в Президиум Московского областного суда от 23.09.1996 г. N 24-12/320.
Это обстоятельство имеет значение для разрешения дела, поскольку оспариваемое заявителем распоряжение Правительства РФ было издано только на основе представления МВЭС РФ.
Доводы представителей Правительства и МВЭС Российской Федерации о том, что работа заявителя в Швейцарии являлась длительной командировкой, а не постоянным местом работы Т., направление в которую и отзыв связаны с особым порядком, не могут служить, по мнению суда основанием к отказу в удовлетворении заявления.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1994 г. N 1337 "О некоторых вопросах регулирования условий труда работников направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей" направление Федеральным органом исполнительной власти своих штатных работников на работу в представительства РФ за границей является переводом на другую работу с согласия работника, срок работы в представительствах РФ за границей устанавливается направляющим органом исполнительной власти и по взаимному согласию сторон может быть продлен (п. 1).
В соответствии с п. 3 данного Постановления (которое действовало на день издания оспариваемого распоряжения Правительства РФ), прекращение работы в представительстве РФ за границей производится в связи с истечением срока, установленного при переводе работника или заключении с ним срочного трудового договора (контракта), а также по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
С учетом правового статуса представительства РФ за границей работа в них может быть прекращена также и по дополнительным основаниям, перечисленным в этом пункте указанного Постановления Правительства РФ.
В судебном заседании установлено, что Т. по приказу по МВЭС РФ от 27.04.1992 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 17.01.1992 г. N 96-Р приступил к исполнению обязанностей торгового представителя РФ в Швейцарии, с освобождением его от занимаемой должности в министерстве и в связи с переводом на загранработу, срок работы в этой должности не был установлен, срочный трудовой договор с ним не заключался.
Не может быть принята во внимание ссылка представителей Правительства и МВЭС РФ, о том что имелись дополнительные основания, установленные данным постановлением для освобождения заявителя от должности, поскольку в суде установлено, что заявитель освобожден от должности в связи с уходом на пенсию, т.е. исходя из факта достижения им пенсионного возраста. Между тем, ст. 18.1 и п. 1.1 ст. 33 КЗоТ Российской Федерации, которые предусматривали возможность расторжения с работником трудового договора по достижении им пенсионного возраста признаны утратившими силу (Закон РФ от 12.03.1992 г. N 2502-1). То есть, указанным Постановлением Правительства РФ учтен особый правовой статус представительств России за границей, на что ссылается ответчик, и предусмотрен ряд дополнительных оснований прекращения работы в представительстве, однако заявитель был освобожден от должности, что не отрицается представителями ответчика в суде, в связи с уходом на пенсию. Таких доказательств, подтверждающих волеизъявление заявителя, ответчиком суду не представлено.
Нельзя признать таковым и заявление Т. от 22.08.1995 г., поскольку оно им написано позже распоряжения о его освобождения от должности, и которое он сразу же стал оспаривать, и кроме того он просил в заявлении лишь оказать содействие в оформлении пенсии по возрасту, что не противоречит существующему трудовому и пенсионному законодательству. Суд учитывает, что на день принятия оспариваемого распоряжения еще не был принят Закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем распоряжение Правительства Российской Федерации нельзя признать законным.
Суд считает необходимым восстановить заявителю срок для обращения с жалобой в суд, поскольку по мнению суда, он пропущен по уважительным причинам.
В судебном заседании установлено, что Т., не соглашаясь с законностью распоряжения от 13.06.1995 г., после приезда в Россию, сразу стал обжаловать его, обращаясь неоднократно на имя председателя Правительства РФ (л.д.л.д. 3-7), в Управление Государственной службы и кадров аппарата Правительства РФ (л.д. 8, л.д. 10). Не опровергнуты ответчиком и доводы заявителя о том, что по приезду его в РФ из Швейцарии он неоднократно пытался получить у должностных лиц Правительства и МВЭС РФ информацию о том: на основании каких фактических данных было принято решение о его освобождении от работы в связи с его уходом на пенсию, но это ему не удавалось. Кроме того, из материалов гражданского дела (N 2-5 493) по иску Т. о восстановлении на работе видно, что Т. приказом Министра ВЭС РФ был освобожден от занимаемой должности на основании распоряжения Правительства РФ в связи с уходом на пенсию с 10.11.1995 г., и в этом же месяце: 23.11.1995 г. обратился в Пресненский суд с иском о восстановлении на работе, фактически оспаривая и распоряжение Правительства РФ на основании которого он был освобожден от должности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
восстановить Т. срок для обращения в суд.
Признать недействительным (незаконным) распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 806-Р в части освобождения от обязанностей торгового представителя Российской Федерации в Швейцарской конфедерации Т. в связи с его уходом на пенсию с момента принятия указанного распоряжения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 1997 г. N ГКПИ97-19
Текст решения официально опубликован не был