Решение Верховного Суда РФ от 23 июня 1998 г. N ГКПИ98-143
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ш.В.Ф. на "Инструкцию по перерасчету номинальной стоимости облигаций государственных займов", утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 25 декабря 1997 года N 93-Н, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Инструкция по пересчету номинальной стоимости облигаций государственных займов от 23 декабря 1997 г. N 93н
Ш.В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на преамбулу, а также пункт 1 и подпункт 4 пункта 4 "Инструкции по перерасчету номинальной стоимости облигаций государственных займов", утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 25 декабря 1997 года N 93-Н, сославшись на то, что эти положения нормативного акта привели к нарушению его прав как держателя облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года на получение выигрыша либо сумм (при продаже облигаций) исходя из номинальной стоимости этих облигаций, указанной на данных ценных бумагах, которая не может быть изменена в результате проведенной с 1 января 1998 года деноминации денежных знаков.
Заслушав объяснения Ш.В.Ф., поддержавшего жалобу, объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Ф.Н.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Верховный Суд Российской Федерации считает, что жалоба Ш.В.Ф. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Оспоренная заявителем Инструкция разработана и утверждена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" от 4 августа 1997 года N 822 и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми также на основании этого Указа.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года Правительству Российской Федерации в срок до 1 сентября 1997 года было поручено определить порядок проведения мероприятий, связанных с практической реализацией настоящего Указа, в том числе и в части проведения с 1 января 1998 года деноминации рубля и замены обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах и обеспечения параллельного обращения старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
18 сентября 1997 года Правительство Российской Федерации во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации приняло постановление N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".
Согласно п. 14 настоящего постановления Правительства Российской Федерации, в частности, нарицательная стоимость облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года и установленные по этому займу размеры выигрышей пересчитываются с 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен.
Указанным пунктом постановления Правительство Российской Федерации поручило Министерству финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации определить до 1 ноября 1997 года условия обращения и погашения государственных ценных бумаг и облигаций, эмитированных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 1997 года.
Именно во исполнение постановления Правительства Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации и была принята Инструкция, которая в оспоренной ее части полностью соответствует пункту 14 данного постановления.
Так, предусмотренная в преамбуле Инструкции и пункте 1, а также в подпункте 4 пункта 4 необходимость пересчета на 1 января 1998 года в соотношении 1000 к 1 номинальной стоимости облигаций Государственных займов, размещенных до 1 января 1998 года, в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков с 1 января 1998 года полностью соответствует приведенному выше постановлению Правительства Российской Федерации.
В развитие этого положения нормативного акта Правительства Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года в п. 1 Инструкции Минфина Российской Федерации указано и на необходимость осуществления всех платежей по облигациям Государственных займов, выпущенным до 1 января 1998 года, срок погашения которых наступает после 1 января 1998 года, исходя из новой нарицательной стоимости российских денежных знаков.
Также во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации и в полном соответствии с этими нормативными актами в подпункте 4 пункта 4 Инструкции установлен порядок проведения указанного пересчета, по которому по облигациям Государственных займов, выпущенных в документарной форме, новая номинальная стоимость составляет 1/1000 часть обозначенной на них номинальной стоимости (в том числе и по облигациям Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года). В результате такого пересчета имеющаяся номинальная стоимость облигаций в 10000 руб. составляет новую номинальную стоимость 10,0 руб., номинальная стоимость облигаций в 1000 руб. - составляет новую номинальную стоимость 1,0 рубль и имеющаяся номинальная стоимость облигаций в 500 руб. - составляет новую номинальную стоимость в 0,5 руб.
Приведенные выше Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 года и постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 года никем не признаны незаконными.
Более того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 1998 года заявителю И.В.Д. отказано в удовлетворении жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 года N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".
Заявитель не представил суду доказательств, которые бы подтверждали его вывод о нарушении его личных прав и законных интересов в результате принятия именно Министерством финансов Российской Федерации оспоренной Инструкции.
Проведенная в стране с 1 января 1998 года деноминация рубля является по существу лишь укрупнением российской денежной единицы и в принципе не могла привести к таким нарушениям прав и интересов граждан, поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации носит всеобъемлющий характер: пересчету подверглись помимо нарицательной стоимости облигаций все оптовые и розничные цены на товары и работы, тарифы на услуги, закупочные цены на сельскохозяйственные продукты, надбавки, наценки и скидки, сметно-финансовые расчеты (сметы), сметно-нормативные документы на капитальное строительство, проектно-изыскательские и другие работы и капитальный ремонт, тарифные ставки, сдельные расценки, должностные оклады, денежное содержание, выплаты за выслугу лет, добавочные виды денежного довольствия, надбавки, гонорары, премии, другие виды оплаты труда, а также пенсии, пособия и стипендии и другие выплаты и обязательства.
Деноминация рубля и безусловно следующие за этим процессы, в том числе и пересчет нарицательной стоимости облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года и установленные по этому займу размеры выигрышей, являются самостоятельным мероприятием по укрупнению российской денежной единицы, не зависящей, в частности, от имевших после 1992 года место инфляционных процессов в стране и от вопроса о возможной индексации сумм по определенным обязательствам.
Несостоятельно и утверждение заявителя о том, что оспоренная им Инструкция противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации (в частности, ст.ст. 816 и 817, предусматривающим за держателем облигаций право на получение номинальной стоимости этой облигации и фиксированного в ней процента от ее номинальной стоимости, а также предусматривающим, что изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается).
Как указано выше, обжалованная Инструкция разрешает вопрос о пересчете номинальной стоимости облигаций государственных займов в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и никаких изменений в соотношении ее (номинальной стоимости) к измененной нарицательной стоимости российский денежных знаков не вносит, следовательно, не может привести и к нарушению прав держателей облигаций.
По изложенным обстоятельствам сам пересчет номинальной стоимости облигаций государственных займов, проводимый в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков, не может считаться изменением условий выпущенного в обращение займа.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 231, 232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Ш.В.Ф. отказать в удовлетворении жалобы на пункты 1 и 4 (подпункт 4) и преамбулу "Инструкции по перерасчету номинальной стоимости облигаций Государственных займов", утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 23 декабря 1997 года N 93-Н.
Настоящее судебное решение не может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 июня 1998 г. N ГКПИ98-143
Текст решения официально опубликован не был