Решение Верховного Суда РФ от 28 сентября 1998 г. N ГКПИ98-256
Верховный Суд РФ в лице судьи Верховного Суда РФ Ж.Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.В.Я. о признании частично недействительным постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 154), установил:
В.В.Я., работавший в органах прокуратуры Республики Карелия, с 12 января 1994 г. получал пенсию по условиям и нормам, установленным Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В августе 1995 г. он перешел на пенсию по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
По сравнению с законодательством, применяемом при назначении пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в п. 3 "г" постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в разделе II Приложения N 1 к нему, а также в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 154 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941", районы Республики Карелия названы отдаленными вместо местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а льготное исчисление стажа ограничено сроками с 1 января 1988 г. и с 20 декабря 1993 г.
В связи с этим В.В.Я. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными соответствующих положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации по мотивам противоречия их закону и нарушения его прав.
В судебном заседании В.В.Я. поддержал заявленное требование и пояснил, что условия исчисления стажа при назначении пенсии военнослужащим, работникам внутренних дел и работникам прокуратуры противоречит ст.ст. 19, 55 Конституции РФ.
Представители Правительства РФ С.В.И., С.П.И. и Р.А.А. требование В.В.Я. не признали и пояснили, что пенсия работникам прокуратуры, как и военнослужащим, назначается в повышенном размере, правила исчисления стажа при назначении этого вида пенсий установлены постановлением Правительства РФ в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора М.Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления В.В.Я. отказать, суд не находил оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с действующим законодательством условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан в Российской Федерации в целях стимулирования отдельных видов трудовой деятельности и службы имеет существенные отличия. В частности, военнослужащие и приравненные к ним лица в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей" имеют право на более льготное пенсионное обеспечение по сравнению с гражданами, получающими пенсию на основании Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2291 (к настоящему времени утратившего силу), а затем и ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение работников прокуратуры, имеющих классные чины, осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, военную службу, и членов их семей. Причем работники прокуратуры, как и военнослужащие, работники органов внутренних дел, вправе отказаться от такого пенсионного обеспечения и получать пенсию по условиям, нормам и порядку, установленным Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Действующим законодательством для лиц, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и по Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", предусмотрен различный порядок исчисления льготного стажа для назначения пенсии.
Так, согласно ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей" порядок исчисления льготного стажа отнесен и компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии со своими полномочиями и особенностями военной службы Правительство Российской Федерации в оспариваемом В.В.Я. постановлении от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции постановления от 20 февраля 1995 г. N 154) включило в число отдаленных местностей, в которых службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, одни районы Республики Карелия с 1 января 1988 г., другие - с 20 декабря 1993 г.
Установленный порядок не ущемляет прав В.В.Я. и других лиц, получающих пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и не противоречит требованиям ст.ст. 19, 55 Конституции РФ, как указывает заявитель. При этом с доводами В.В.Я. о необходимости применения положений законодательства, регулирующего вопросы назначения и выплаты пенсий на основании Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" согласиться нельзя, поскольку данное законодательство устанавливает условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения иной категории лиц.
Несмотря на отличия в исчислении льготного стажа при начислении пенсии, пенсионное обеспечение по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 производится в более высоком размере, чем для граждан, получающих пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления В.В.Я. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 191, 192, 194, 197, 239-7 ГПК РСФСР суд решил:
в удовлетворении заявления В.В.Я. отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно и опротестованию и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 сентября 1998 г. N ГКПИ98-256
Текст решения официально опубликован не был