Решение Верховного Суда РФ от 23 октября 1998 г. N ГКПИ98-514
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Д.Г.П. о признании п.п. 5.3 и 5.4 раздела 5 "Положения о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг", утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 28 не соответствующими действующему законодательству, установил:
Д.Г.П. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просит признать пункты 5.3 и 5.4 раздела 5 Положения о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг", утвержденного постановлением ФК ЦБ России от 02.10.97 г. N 28 (далее - Положение) не соответствующими действующему законодательству. В обоснование своей жалобы он указывает, что Положение, утвержденное постановлением ФК ЦБ России от 02.10.97 г. N 28 в силу статьи 4 ГК РФ не должно распространяться на действие квалификационных аттестатов, выданных до его принятия. Поскольку право заниматься на рынке ценных бумаг у него уже имеется с 30 мая 1996 г., то ограничить его, исходя из требований п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ возможно только Федеральным законом, в связи с чем нарушаются его гражданские права и создаются препятствия к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и ставятся в неравные условия владельцы аттестатов 1-ой категории.
В судебное заседание Д.Г.П. не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ФК ЦБ России по доверенности О.А.К. возражал против удовлетворения жалобы, поскольку в соответствии с действующим законодательством ФК ЦБ России утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций. Положение распространяется на отношения, возникшие после вступления его в силу. Квалификационные требования, предусмотренные Положением, соответствуют требованиям ст. 55 Конституции РФ как установленные в целях создания системы защиты прав и законных интересов владельцев ценных бумаг и не ограничивают права и свободы человека и гражданина.
Выслушав объяснения представителя ФК ЦБ России О.А.К., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф.А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по первой инстанции дела об оспариваний нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.
Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" утверждено "Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Пунктом 8 в данном Положении предусмотрено, что постановления ФК ЦБ России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями.
Постановления ФК ЦБ России вступают в силу со дня их официального опубликования и не подлежат регистрации в министерстве юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 42 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и п/п 13 п. 5 Положения "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" ФК ЦБ России утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций.
Реализуя полномочия, предоставленные законом, ФК ЦБ России приняла постановление N 28 2 октября 1997 г., которым утверждено "Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Настоящее Положение действует в редакции постановлений ФК ЦБ РФ от 29.05.98 г. N 20 от 01.07.98 г. N 27. Раздел 5 вышеназванного Положения регулирует переходные моменты, связанные с введением системы квалификационных требований.
Как пояснил в суде представитель ФК ЦБ России, утверждение заявителя о том, что в соответствии с п. 5.1 Положения аттестаты 1 категории обмениваются на квалификационные аттестаты ФК ЦБ России без дополнительных условий, является результатом неправильного трактования норм вышеуказанного пункта, т.к. нормы п. 5.1 определяют общее правило обмена аттестатов, в то же время в п.п. 5.2-5.5 определены особенности порядка осуществления обмена.
В связи с тем, что система квалификационных требований ФК ЦБ России не является универсальной для всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а составлена из требований, индивидуальных для каждого вида профессиональной деятельности и для работников, в зависимости от занимаемой ими должности, соискатели на получение квалификационного аттестата ФК ЦБ России сдают два экзамена: базовый и специальный - по виду профессиональной деятельности, осуществлять которую предполагает соискатель.
Профессиональным участникам рынка ценных бумаг, обладающим аттестатом 1 категории, ФК ЦБ России предоставлено право не сдавать базовый экзамен, кроме того п. 5.4 Положения установил, что при осуществлении обмена, указанного в п. 5.1, наличие квалификационного аттестата 1 категории приравнивается к успешному прохождению базового квалификационного экзамена и одного из специализированных квалификационных экзаменов серии 1.0, 1.1, 2.0, 2.1, 3.0, 3.1 в случае, если срок действия квалификационного аттестата 1 категории на право совершения операций с ценными бумагами с момента выдачи составляет не менее трех лет. Учет срока действия квалификационного аттестата 1 категории обусловлено необходимостью обеспечения добросовестного и профессионального выполнения специалистами своих обязанностей.
Ранее действовал порядок продления квалификационных аттестатов, установленный Временным положением об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций на рынке ценных бумаг, утвержденный Минфином России от 21 апреля 1992 г. N 23, квалификационные аттестаты принимались к продлению соответствующими аттестующими органами Минфина России. Однако с 1 января 1998 г. полномочия аттестующих органов Минфина России по продлению квалификационных аттестатов на право совершения операций с ценными бумагами истекли.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что на него не должно распространяться действие Положения, утвержденного постановлением ФК ЦБ России от 02.10.97 г. N 28, являются несостоятельными.
Суд также не усматривает, что оспариваемым нормативным актом нарушаются права гражданина.
Особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Данным законом установлены основы государственного регулирования рынка ценных бумаг путем: установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, осуществляя возложенные на нее обязанности, своим постановлением от 02.10.97 г. N 28 утвердила "Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Д.Г.П. о признании п.п. 5.3 и 5.4 раздела 5 "Положения о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг", утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 28 не соответствующими действующему законодательству оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 октября 1998 г. N ГКПИ98-514
Текст решения официально опубликован не был