Решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 1998 г. N ГКПИ98-562
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Ютта" Н. о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации", установил:
Генеральный директор ООО "Ютта" Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации".
В судебном заседании Н. пояснил, что 29 июня 1998 года был осужден Гагаринским межмуниципальным судом г. Москвы по ст. 171 ч. 2 п. "б" УК Российской Федерации к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком один год.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от 9 сентября 1998 года приговор оставлен без изменения.
Признавая его виновным в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, суд сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации".
Между тем, издавая постановление об ограничении права на занятие ветеринарной деятельностью, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, т.к. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством введение такого рода ограничений в отношении юридических лиц может быть произведено только Федеральным законом, а не подзаконным нормативным актом Правительства.
Согласно ч. 3 п. 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень ограничений видов деятельности юридических лиц (лицензирование) определяется только законом.
На основании ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященная юридическим лицам, введена в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 года.
Следовательно, постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 не должно применяться, поскольку начиная с 8 декабря 1994 года ограничение этого вида деятельности в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации должно определяться только законом.
Данное обстоятельство закреплено в п. 19 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
После 3 октября 1998 года, дня официального опубликования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым предусмотрено лицензирование ветеринарной деятельности, это постановление Правительства Российской Федерации может применяться.
В результате допущенных Правительством Российской Федерации конституционных нарушений были существенно ущемлены его права и свободы как руководителя юридического лица, выразившееся в ограничении предпринимательской деятельности и осуждении.
По поручению Правительства Российской Федерации представитель Минроссельхозпрода России Ш. пояснил в суде, что оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации" является законным. Оно издано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418, которым были установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию, и ведомства обязаны были подготовить положения о лицензировании соответствующих видов деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ N 393 следует читать как "от 3 апреля 1996 г."
В п. 1 "Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации" указано, что лицензия выдается на осуществление ветеринарной лечебно-профилактической, лабораторно-диагностической, а также на:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 1" имеется в виду "п. 3"
Производство и реализацию препаратов ветеринарного назначения, изготовляемых предприятиями, лабораториями, цехами;
Производство и реализацию кормов, добавок, в том числе нетрадиционных, минерально-витаминных подкормок для животных, изготавливаемых предприятиями, лабораториями, цехами:
Реализацию лекарственных средств, для ветеринарных целей, биологических препаратов, зоогигиенических средств и атрибутов зооветеринарного назначения.
В ряде случаев предъявляются необоснованные требования по лицензированию к юридическим и физическим лицам, которые занимаются торговлей, кормами для животных, хотя это не относится к ветеринарной деятельности согласно Закона Российской Федерации "О ветеринарии".
Выслушав заявителя Н., адвоката Л., представляющего его интересы, представителя Минроссельхозпрода России Ш., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с разъяснением, данным п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" после введения в действие Кодекса, виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.
Часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлены иные сроки введения в действие.
Так согласно ст. 6 названного Закона глава 4 "Юридические лица" части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие со дня официального опубликования кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 года. Однако данная глава не регулирует институт лицензионной деятельности.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие закона о лицензировании.
До введения в действие части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определялся Правительством Российской Федерации.
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предоставил Совету Министров РСФСР право определять перечень отдельных видов деятельности, которые могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии).
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" признан утратившим силу с 1 января 1995 года.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418.
Утвержденный "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности" (приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418) предусматривает лицензирование ветеринарной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" перечень лицензированных видов деятельности (при отсутствии Федерального закона) определялся на территории Российской Федерации названным постановлением, т.к. Федеральный закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу только с 3 октября 1998 года.
Правительство Российской Федерации 24 декабря 1994 года постановлением N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", утвердило:
"Порядок ведения лицензионной деятельности".
"Перечень видов деятельности на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности".
Пунктом 10 названного постановления поручалось федеральным органам исполнительной власти, указанным в Приложении N 2 к настоящему постановлению разработать и представить в Правительство Российской Федерации проекты положений о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации Ш. во исполнение данного поручения Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации подготовило проект "Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации", который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393.
Данное Положение определяет порядок лицензирования ветеринарной деятельности.
С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации, принимая постановление от 3 апреля 1996 года N 393 превысило свои полномочия и издало незаконный правовой акт, нарушающий права и свободы заявителя являются несостоятельными.
Ссылка заявителя о том, что он необоснованно привлечен к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство не могут служить основанием к отмене правительственного постановления, т.к. заявитель не лишен возможности обжаловать состоявшиеся судебные постановления в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Ютта" Н. о признании недействительным постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393 "Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 ноября 1998 г. N ГКПИ98-562
Текст решения официально опубликован не был