Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (подготовлен Минфином России 05.11.2014 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - проект постановления, Федеральный закон о федеральном бюджете) разработан в целях реализации Федерального закона о федеральном бюджете.
Подготовке проекта постановления предшествовала работа по разработке графиков подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона о федеральном бюджете.
Проект постановления предусматривает как общие поручения для всех федеральных органов исполнительной власти, являющихся главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и главными распорядителями средств федерального бюджета, так и распределение обязанностей и ответственности за реализацию конкретных статей Федерального закона о федеральном бюджете между федеральными органами исполнительной власти.
В целях обеспечения своевременного исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств и бесперебойного финансового обеспечения расходов федерального бюджета главные администраторы доходов федерального бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета должны принять меры по обеспечению поступлений в федеральный бюджет, сокращению задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, а также обеспечить своевременное представление в Минфин России прогнозов поступлений доходов и погашения источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Главным администраторам доходов федерального бюджета - федеральным органам государственной власти, уполномоченным передавать осуществление отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поручено обеспечить до 1 января 2015 г. утверждение нормативных правовых актов, определяющих порядок администрирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, и своевременное доведение указанных актов до органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Главным распорядителям средств федерального бюджета поручается утвердить с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимые для реализации Федерального закона о федеральном бюджете порядки (правила) предоставления предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в установленной сфере деятельности, не установленные актами Правительства Российской Федерации.
Кроме того, проектом постановления установлено, что порядки предоставления в 2015 году из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя данных учреждений.
В проекте постановления нашли отражение общие требования к условиям предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также субсидий юридическим лицам, в том числе федеральным бюджетным и автономным учреждениям, и индивидуальным предпринимателям, а также общие требования к условиям предоставления из федерального бюджета бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам и имущественных взносов Российской Федерации в государственные корпорации.
На основании Федерального закона о федеральном бюджете проектом постановления установлен порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.
Данный механизм предоставления межбюджетных трансфертов позволяет перечислять межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации под фактическую потребность, что позволит более эффективно планировать бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление данных трансфертов, не создавая такой ситуации, при которой межбюджетные трансферты могут быть предоставлены в последние дни финансового года, а также минимизировать неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов на конец финансового года в бюджетах субъектов Российской Федерации и сокращать период поступления целевых средств в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Также проектом постановления предусматриваются положения о сроках возврата в федеральный бюджет неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в течение первых 15 рабочих дней 2015 года, а остатки субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования подлежат возврату в первые 7 рабочих дней 2015 года).
При этом на основании положений статей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, в том числе, исключение возможности использования в очередном финансовом году субвенций, проектом постановления предусмотрено, что решение о наличии потребности в направлении межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов в 2015 году на те же цели, осуществляются главными администраторами доходов федерального бюджета, осуществляющими администрирование доходов федерального бюджета от возврата межбюджетных трансфертов не позднее 30 календарных дней со дня поступления указанных средств в федеральный бюджет.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения ликвидности единого счета федерального бюджета, а также усиления контроля органами Федерального казначейства за расходованием средств федерального бюджета, проектом постановления установлен порядок проведения кассовых выплат с лицевых счетов, открываемых юридическим лицам в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций:
со средствами, источником финансового обеспечения которых являются субсидии юридическим лицам, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, взносы в уставные капиталы юридических лиц;
с авансовыми платежами по государственным контрактам, сумма которых превышает 1 млрд руб. (за исключением государственных контрактов (договоров), заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа и государственных контрактов (договоров), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
В целях реализации положений статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей с 1 января 2014 года возможность "продления" лимитов бюджетных обязательств на следующий финансовый год в случае неполной оплаты государственного контракта в текущем финансовом году в связи с несвоевременным его исполнением, проектом постановления устанавливается порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись в части увеличения бюджетных ассигнований на оплату заключенных государственных контрактов в пределах остатка неиспользованных на начало 2015 года ассигнований на исполнение государственных контрактов, с превышением общей суммы расходов, утвержденной Федеральным законом о федеральном бюджете.
Во исполнение статьи 18 Федерального закона о федеральном бюджете в проекте постановления устанавливается объем вознаграждения за выполнение функций агентов Правительства Российской Федерации по каждому агенту в пределах общей суммы, утвержденной Федеральным законом о федеральном бюджете.
Принятие и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.