Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов" (подготовлен Минтрудом России 10.11.2014 г.)
1) Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
До недавнего времени в России прием и обработка экстренных вызовов осуществлялись исключительно специалистами ведомственных дежурно-диспетчерских служб в структурах противопожарной службы, органов внутренних дел, учреждений здравоохранения и общегородского хозяйства. Это вынуждало граждан, попавших в чрезвычайные обстоятельства, самостоятельно принимать решение какого рода помощь им требуется и, в какую службу следует обратиться.
В настоящее время в России внедряется и эффективно используется система приема сообщений о происшествиях по единому номеру "112". При этом служба, осуществляющая прием и обработку экстренных вызовов по единому номеру "112", представляет собой "ситуационный центр", специалисты которого готовы принять и обработать вызов любого характера и сложности (от проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве до террористических актов, природных и техногенных катастроф), оказать обратившимся гражданам справочно-консультативную помощь по вопросам безопасности их жизнедеятельности, организовать и осуществить координацию действий ведомственных служб, привлеченных к реагированию на происшествие.
В 2010 г. в целях обеспечения приема сообщений о происшествиях по принципу "одного окна", обеспечения общественной безопасности, сохранности имущества граждан, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействия угрозам техногенного и природного характера, а также террористическим актам Президентом Российской Федерации было поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создать и обеспечить эксплуатацию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112).
Согласно Положению о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 958 от 21 ноября 2011 г., целями системы-112 являются:
а) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";
б) организация комплекса мер, обеспечивающих улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб и ускорение реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях);
в) реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N223 была утверждена Федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Федеральная целевая программа), в соответствии с которой предусмотрено ежегодное проведение государственных испытаний системы-112 в субъектах Российской Федерации. Первые государственные приемочные испытания системы-112 были проведены в 2013 году в Республике Татарстан и Курской области.
Федеральная целевая программа для реализации цели повышения безопасности населения Российской Федерации и снижения социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий предусматривает комплексный подход, в котором особое место отводится формированию профессиональной готовности работников системы-112 к работе с обращениями населения, поступающими по единому номеру "112", особенно к работе с сообщениями о происшествиях и чрезвычайных ситуациях, требующих комплексного реагирования экстренных оперативных служб.
Таким образом, внедрение системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" привело к возникновению нового вида профессиональной деятельности - "прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в центр обработки вызовов системы-112", а высокая социальная значимость проблемы эффективного реагирования экстренных оперативных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации обозначила особые требования к профессиональной готовности работников системы-112 - специалистов по приему и обработке экстренных вызовов.
Родственной деятельности специалистов по приему и обработке экстренных вызовов системы-112 является деятельность работников дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб. Однако существенным отличием профессиональной готовности специалиста по приему и обработке экстренных вызовов является комплексный характер знаний и умений, позволяющий осуществлять обработку вызовов любой категории, вызовов, требующих привлечения к реагированию на происшествие нескольких служб.
Специалист по приему и обработке экстренных вызовов использует в работе аппаратно-программные средства телекоммуникационной, информационно-коммуникационной, консультативно-справочной и мониторинговой подсистем системы-112. Стремительное развитие информационных технологий предъявляет к специалисту по приему и обработке экстренных вызовов повышенные требования к обучаемости, способности осваивать новые технологии.
В связи с особенностями профессионально-личностных качеств, которые требуются данным специалистам (стрессоустойчивость, способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию), предполагается, что их профессиональная подготовка будет осуществляться образовательными учреждениями МЧС России с обязательным прохождением стажировки в центрах обработки вызовов системы-112 субъектов Российской Федерации.
Система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях). В этой связи для замещения одного рабочего места по должности "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов" в режиме сменного рабочего времени необходимо от 3 до 4 работников (в зависимости от интенсивности труда). Подразделения системы-112 и рабочие места специалистов по приему и обработке экстренных вызовов будут располагаться на уровне муниципальных образований, в связи с чем потребность в кадрах для замещения соответствующих вакансий составит несколько десятков тысяч человек.
2) Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Обобщенные трудовые функции, входящие в данный вид профессиональной деятельности, выделены с учетом следующих аспектов труда:
- сложившееся функциональное разделение труда (исполнитель, наставник, контролер);
- сложившееся разделение труда по сложности обрабатываемых вызовов (вызовы, требующие оповещения экстренных оперативных служб, вызовы, требующие оповещения аварийно-восстановительных служб и служб жизнеобеспечения, вызовы, требующие предоставления справочно-консультационной помощи, вызовы, обработка которых не имеет типовых решений и требующие привлечения служб и организаций, не входящих в перечень взаимодействующих в системе-112 экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения и единых дежурно-диспетчерских служб);
- необходимость организации предварительной стажировки, предусматривающей выполнение трудовых функций под контролем наставника.
Обобщенная трудовая функция А "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) под контролем наставника" описывает трудовую деятельность специалиста-стажера по приему и обработке экстренных вызовов. Прохождение стажировки является необходимым условием для получения профессиональных знаний, умений и практических навыков работы в центре обработки вызовов системы-112. Стажировка представляет собой эффективный механизм адаптации работника на рабочем месте и, одновременно, позволяет оценить его профессиональную пригодность по личностным характеристикам работника.
В качестве минимального для профессиональной деятельности специалиста по приему и обработке экстренных вызовов предлагается установить пятый квалификационный уровень. Пятый квалификационный уровень предусматривает самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Специалист пятого квалификационного уровня должен уметь решать различные практические задачи, планировать собственную деятельность, выбирая способы решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Он должен уметь оценивать ситуацию и корректировать свои трудовые действия. От специалиста требуется применение профессиональных знаний технологического или методического характера. При этом он осуществляет самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. Все указанные характеристики квалификационного уровня в полной мере соотносятся с профессиональной деятельностью специалиста по приему и обработке экстренных вызовов. При этом обобщенная трудовая функция А "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) под контролем наставника" отнесена к пятому квалификационному уровню, поскольку контроль не исключает самостоятельной деятельности специалиста.
В соответствии с характеристиками пути достижения пятого квалификационного уровня для работы в качестве специалиста-стажера по приему и обработке экстренных вызовов необходимо среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Требований к опыту практической работы не предъявляется.
Обобщенная трудовая функция В "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)" описывает трудовую деятельность специалиста по приему и обработке экстренных вызовов, успешно прошедшего стажировку в центре обработки вызовов системы-112 и осуществляющего должностные обязанности с полной ответственностью за результаты труда. Данная обобщенная трудовая функция является базовой для данного вида профессиональной деятельности, входящие в ее состав трудовые функции определяют сущность профессии.
В этой связи профессиональная деятельность специалиста по приему и обработке экстренных вызовов, успешно завершившего стажировку, соответствует шестому квалификационному уровню.
Обобщенная трудовая функция С "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) повышенной сложности, оказание консультативной помощи специалистам по приему и обработке экстренных вызовов в приеме и обработке экстренных вызовов повышенной сложности" предполагает осуществление трудовых обязанностей по должности "старший специалист по приему и обработке экстренных вызовов".
Старший специалист по приему и обработке экстренных вызовов обладает большим практическим опытом и более высокой квалификацией, дающей ему право оказывать консультативную помощь и содействие специалистам по приему и обработке экстренных вызовов в приеме и обработке экстренных вызовов, требующих комплексного оповещения экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения, а также привлечения служб и организаций, не входящих в перечень взаимодействующих в системе-112 экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения. В случае поступления в центр обработки вызовов системы-112 сообщения о происшествии (ситуации), для работы с которым не предусмотрена стандартная (типовая) процедура, либо требуется оповещение трех и более экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения к обработке вызова привлекается данный специалист.
Повышение сложности труда осуществляется в пределах критериев, определенных для шестого квалификационного уровня, однако, для замещения должности "старший специалист по приему и обработке экстренных вызовов" требуется дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по направлению деятельности обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру "112" в части приема и обработки экстренных вызовов повышенной сложности и опыт работы в должности "специалист по приему и обработке экстренных вызовов" не менее 1 года.
Обобщенная трудовая функция D "Подготовка специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов и контроль работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов" описывает трудовую деятельность "ведущего специалиста по приему и обработке экстренных вызовов". Данный специалист является наставником и отвечает за организацию и проведение стажировки специалистов по приему и обработке экстренных вызовов, обеспечение повышения качества работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов.
Обобщенная трудовая функция D "Подготовка специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов и контроль работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов" соответствует шестому квалификационному уровню.
Основная цель профессиональной деятельности этого специалиста - формирование и развитие профессиональных качеств сотрудников, что предполагает определение задач как собственной работы, так и обучаемых специалистов. В рамках тренингов им осуществляется внедрение новых технологий в работе специалистов, а в ходе мониторинга качества работ - контроль, оценка и корректировка технологических или методических решений, что соответствует шестому квалификационному уровню, для которого необходимо применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных, самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.
Для замещения должности "ведущий специалист по приему и обработке экстренных вызовов" необходимо среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по направлению деятельности обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру "112" (для должностных лиц, осуществляющих подготовку и стажировку персонала ЦОВ системы - 112), а также опыт работы в должности "Старший специалист по приему и обработке экстренных вызовов" не менее 2 лет, либо в должности "Специалист по приему и обработке экстренных вызовов" не менее 4 лет.
Обобщенная трудовая функция Е "Организация и контроль работ по приему и обработке экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)" описывает трудовую деятельность специалиста по приему и обработке экстренных вызовов наиболее высокой квалификации. В качестве наименований должностей, соответствующих данной обобщенной трудовой функции, могут быть использованы "главный специалист по приему и обработке экстренных вызовов" или "главный специалист центра обработки вызовов системы-112".
Обобщенная трудовая функция Е "Организация и контроль работ по приему и обработке экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)" отнесена к шестому квалификационному уровню, поскольку отвечает соответствующим полномочиям и ответственности. В частности, организация работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов требует от главного специалиста обеспечения взаимодействия сотрудников не только дежурной смены, но и смежных подразделений центра обработки вызовов системы-112. Главный специалист по приему и обработке экстренных вызовов, непосредственно подчиняясь начальнику дежурной смены, несет ответственность за результат работы других специалистов.
В рамках своей контрольной деятельности главный специалист по приему и обработке экстренных вызовов осуществляет самостоятельный поиск, анализ и оценку профессиональной информации, что также соответствует шестому уровню.
Для замещения указанных выше должностей необходимо среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по направлению деятельности обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру "112" (для должностных лиц, осуществляющих организацию и контроль работы персонала центров обработки вызовов системы -112), а также опыт работы в должности "Ведущий специалист по приему и обработке экстренных вызовов" не менее 3 лет, либо в должности "Старший специалист по приему и обработке экстренных вызовов" не менее 4 лет.
3) Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации.
Обобщенная трудовая функция А "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) под контролем наставника" включает следующие трудовые функции:
А/01.5 "Прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) под контролем наставника";
А/02.5 "Оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии под контролем наставника";
А/03.5 "Оказание справочно-консультативной помощи заявителям под контролем наставника".
Трудовые функции определены в соответствии с алгоритмом работы специалиста по приему и обработке экстренных вызовов. Трудовые функции, описывающие укрупненные этапы работы специалиста, выполняются последовательно, либо могут быть исключены вторая или третья трудовая функция в зависимости от конкретной ситуации (типа сообщения о происшествии).
Трудовые функции в рамках обобщенной трудовой функции А "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) под контролем наставника" отнесены к пятому квалификационному уровню. В ходе стажировки специалист по приему и обработке экстренных вызовов приобретает практические профессиональные знания и умения, осваивает аппаратно-программные средства, применяемые в центре обработки вызовов системы-112. К окончанию стажировки полученные профессиональные знания и умения закрепляются, формируются необходимые навыки работы.
Обобщенная трудовая функция В "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)" включает следующие трудовые функции:
В/01.6 "Прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)";
В/02.6 "Оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии";
В/03.6 "Оказание справочно-консультативной помощи заявителям.
Как отмечено ранее, трудовые функции определены в соответствии с алгоритмом работы специалиста по приему и обработке экстренных вызовов. Трудовые функции отнесены к шестому квалификационному уровню, поскольку по окончании стажировки специалист по приему и обработке экстренных вызовов приступает к самостоятельной работе, несет индивидуальную ответственность за результаты своего труда. Специалист обладает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения возложенных на него задач.
В рамках обобщенной трудовой функции С "Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях), оказание консультативной помощи специалистам по приему и обработке экстренных вызовов в приеме и обработке экстренных вызовов повышенной сложности" выделены четыре трудовые функции:
С/01.6 "Прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях);
С/02.6 "Оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии";
С/03.6 "Оказание справочно-консультативной помощи заявителям";
С/04.6 "Оказание консультативной помощи специалистам по приему и обработке экстренных вызовов в приеме и обработке экстренных вызовов повышенной сложности".
В основу выделения трудовых функций, как и в предыдущих случаях, положен последовательный алгоритм работы специалиста по приему и обработке экстренных вызовов. Оказание консультативной помощи и содействие специалистам по приему и обработке экстренных вызовов в приеме и обработке экстренных вызовов повышенной сложности предполагают большой масштаб происшествия, необходимость оповещения трех и более экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения, либо применение нестандартного подхода для решения возникшей ситуации. Трудовые функции отнесены к шестому квалификационному уровню, поскольку их выполнение требует наличия у специалиста опыта работы по профессии не менее 1 года и повышения квалификации по направлению деятельности обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру "112".
Обобщенная трудовая функция D "Подготовка специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов и контроль работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов" включает следующие трудовые функции:
D/01.6 "Первоначальная подготовка специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов";
D/02.6 "Проведение стажировки специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов";
D/03.6 "Оценка готовности специалистов-стажеров к самостоятельной работе по приему и обработке экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)";
D/04.6 "Мониторинг качества работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов";
D/05.6 "Проведение инструктажа и тренингов для специалистов по приему и обработке экстренных вызовов".
Трудовые функции D/01.6 - D/03.6 охватывают полный цикл организации стажировки, включая обучение специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов, контроль за их работой в ходе стажировки, оценку результатов стажировки. Мониторинг качества работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов предполагает последующий выборочный контроль за работой сотрудников. Кроме того, в целях актуализации профессиональных знаний и профессионального развития специалистов по приему и обработке экстренных вызовов специалист проводит периодические инструктажи и тренинги по различным аспектам профессиональной деятельности.
Для выполнения указанных трудовых функций требуется опыт работы по профессии, среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена и дополнительная профессиональная подготовка по образовательным программам, предусматривающим обучение специалиста методикам преподавания, современным педагогическим технологиям, методам планирования, организации учебного и учебно-производственного процесса. Уровень профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций, соответствует шестому квалификационному уровню.
Обобщенная трудовая функция Е "Организация и контроль работ по приему и обработке экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)" предполагает следующие трудовые функции:
Е/01.6 "Организация и текущий (оперативный) контроль работы специалистов (группы специалистов) по приему и обработке экстренных вызовов";
Е/02.6 "Мониторинг реагирования экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб на сообщения, переданные специалистами по приему и обработке экстренных вызовов с помощью аппаратно-программных средств";
Е/03.6 "Мониторинг пропускной способности группы автоматизированных рабочих мест центра обработки вызовов системы-112".
Выделение организации и текущего контроля в качестве самостоятельной трудовой функции необходимо для обеспечения эффективного управления работниками, поскольку дежурная смена специалистов по приему и обработке экстренных вызовов может насчитывать несколько десятков сотрудников. С другой стороны, мониторинг реагирования экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб и мониторинг пропускной способности автоматизированных рабочих мест - задачи, которые целесообразно возложить на отдельного работника, а не на специалистов по приему и обработке экстренных вызовов.
Для выполнения указанных трудовых функций специалисту необходимо обладать не только глубокими профессиональными знаниями, но и иметь управленческие навыки, поэтому требуется большой опыт работы по профессии, среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена и дополнительная профессиональная подготовка, включающая обучение основам организации труда, трудового законодательства, правилам охраны труда, техники безопасности.
В этой связи указанные выше трудовые функции отнесены к шестому квалификационному уровню.
Раздел 2. "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
1) Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Основным разработчиком проекта профессионального стандарта является ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (г. Москва) в соответствии с государственным контрактом, заключенным с ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России.
Исследование проводилось на базе ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" и ГБУ г. Москвы "Система 112".
ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" является правопреемником Всесоюзного научно-исследовательского института гражданской обороны (ВНИИГО), созданного в 1976 г. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 968 ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) является головной научной организацией в Российской Федерации по научно-технологическому решению проблем в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одной из задач, возложенных на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), является осуществление образовательной деятельности по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В 2014 году по поручению МЧС России ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) приступил к разработке квалификационных характеристик специалистов системы-112.
Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Система 112" было создано в 2012 г. путем реорганизации государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский центр пожарной безопасности" с целью обеспечения функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в городе Москве, круглосуточного мониторинга объектов окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, а также функционирования страхового фонда документации для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Москве и электронных баз данных, используемых при ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Москве.
В рамках ГБУ г. Москвы "Система 112" функционирует центр обработки экстренных вызовов - служба 112. Сотрудники учреждения, осуществляющие прием и обработку экстренных вызовов, являются непосредственными носителями профессиональных компетенций, описываемых в профессиональном стандарте.
Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводится в Приложении N 1 к пояснительной записке.
В ходе работы инициативной группы, в состав которой вошли представители ответственного разработчика и работники ГБУ города Москвы "Система 112", непосредственно осуществляющие профессиональную деятельность по приему и обработке экстренных вызовов, было принято предварительное решение о начале работы по созданию проекта профессионального стандарта и определении заинтересованных организаций для проведения обсуждения проекта.
На встрече представителей инициативной группы и специалистов ВНИИ ГО ЧС было принято решение о создании и персональном составе рабочей группы по разработке проекта профессионального стандарта.
Одновременно было организовано информирование представителей профессионального сообщества о разработке проекта профессионального стандарта с приглашением принять участие в обсуждении проекта.
На первом этапе работы над проектом был проведен функциональный анализ работы подразделения, ответственного в ГБУ г. Москвы "Система 112" за прием и обработку экстренных вызовов. Были выделены три укрупненные функции в разделении труда (работа с вызовами, первоначальная и дополнительная подготовка к работе с вызовами, организация и контроль) и пять уровней компетенции (от специалиста-стажера до ответственного за организацию работ по приему и обработке экстренных вызовов). По результатам анализа сформулированы пять обобщенных трудовых функций.
На втором этапе работы с помощью метода анализа бизнес-процессов было исследовано содержание труда специалистов подразделения, ответственного в ГБУ г. Москвы "Система 112" за прием и обработку экстренных вызовов. Алгоритмы работы специалистов были систематизированы в трудовые действия.
На третьем этапе были проанализированы особенности применяемого в работе специалиста инструментария, включая аппаратно-программные средства, информационные ресурсы, используемые в работе, а также методические документы. Указанные характеристики труда также исследовались в рамках метода анализа бизнес-процессов. В результате были определены квалификационные требования к необходимым знаниям и умениям специалиста, которые были направлены на рассмотрение руководителям подразделений. С помощью экспертного опроса содержание квалификационных требований было уточнено.
2) Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих сферах:
- организация работ по приему и обработке экстренных вызовов, поступающих по единому номеру "112";
- профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих прием и обработку вызовов по единому номеру "112";
- разработка квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении N 2 к пояснительной записке.
При разработке профессионального стандарта были использованы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - методы функционального анализа и системного анализа;
- для сбора сведений о квалификационных требованиях - экспертные опросы.
С помощью метода функционального анализа была выявлена специфика разделения труда, сложившаяся в подразделениях системы-112. В ходе анализа деятельности обследованных организаций было установлено достаточно четкое разделение функций собственно приема и обработки экстренных вызовов, подготовки и повышения квалификации специалистов, а также организации и контроля работы группы специалистов. Кроме того, установлена необходимость выделения функции оказания консультативной помощи специалистам при поступлении экстренного вызова повышенной сложности.
С помощью метода анализа бизнес-процессов описаны алгоритмы осуществления различных функций, результаты чего были использованы для формулирования наборов трудовых действий по каждой трудовой функции. Критерием выделения трудового действия было выбрано наличие фиксируемого результата.
Квалификационные требования (необходимые знания и умения) и другие (профессионально-личностные) характеристики для каждой трудовой функции определялись на основании выделенных трудовых действий и уточнялись с помощью экспертного опроса руководителей подразделений, осуществляющих прием и обработку экстренных вызовов.
3) Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
- Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2013, N 27, ст. 3477);
- Федеральный закон от 03.12.2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 894 "Об утверждении Перечня экстренных оперативных и дежурных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных и дежурных служб";
- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
- Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794;
- Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы".
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" еще не сформирована полностью во всех субъектах Российской Федерации, однако, в отдельных "пилотных" регионах уже имеется практический опыт организации работы центров обработки вызовов системы-112. Учитывая, что круг профессионалов, способных и готовых обсуждать содержание трудовых функций, а также требования к знаниям и умениям, довольно узкий, - это, как правило, руководители структурных подразделений региональных органов власти и учреждений, осуществляющих функции дежурно-диспетчерских служб, обсуждение проекта профессионального стандарта было проведено адресно методом экспертного опроса. Проект был направлен руководителям организаций, где уже организованы прием и обработка экстренных вызовов по единому номеру "112".
Проект профессионального стандарта был опубликован на сайте Института труда и страхования РАНХиГС, а также на сайте ФГБУ ВНИИ ГО ЧС, однако, размещение проекта профессионального стандарта в сети Интернет не смогло вызвать достаточный резонанс со стороны общественности.
Таким образом, обсуждение проекта профессионального стандарта включало следующие этапы:
а) адресная рассылка проекта профессионального стандарта представителям заинтересованных организаций;
б) получение замечаний и предложений по проекту от представителей заинтересованных организаций с помощью электронной почты;
в) проведение обсуждения проекта с представителями заинтересованных организаций с помощью средств телекоммуникации (в режиме конференц-связи) и в сети Интернет (Skype, on-line чат);
г) адресная рассылка доработанного проекта представителям заинтересованных организаций;
При проведении общественно-профессионального обсуждения проекта профессионального стандарта замечания и предложения экспертов оценивались и учитывались с использованием следующих критериев:
соответствие содержания предложения принятым концептуальным подходам, определенным с учетом специфики профессиональной деятельности специалиста по приему и обработке экстренных вызовов;
соответствие предложения структуре Макета профессионального стандарта и требованиям методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта;
соответствие содержания предложения нормативной правовой базе в сфере обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
возможность трансляции содержания проекта профессионального стандарта в содержание образовательных программ дополнительного профессионального образования по направлению деятельности обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру "112";
возможность использования содержания проекта для формирования требований к процедурам сертификации персонала.
Одними из первых официально стали внедрять систему-112 в Курской области и Республике Татарстан. По этой причине в ходе обсуждения и доработки проекта профессионального стандарта наиболее существенные замечания и предложения поступили от представителей ГБУ Республики Татарстан "Служба экстренных вызовов - 112" и Единой дежурно-диспетчерской службы г. Курска МКУ "Управления по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска". Указанные организации инициативной группой было предложено включить в состав разработчиков проекта профессионального стандарта.
Помимо Курской области и Республики Татарстан, система-112 начала функционировать в Архангельской, Волгоградской, Ростовской, Тульской областях, Пермском крае.
Благодаря активному содействию коллег из регионов были скорректированы наименования трудовых функций, формулировки отдельных трудовых действий, требований к профессиональным знаниям и умениям. По предложению представителей региональных служб были уточнены требования к опыту практической работы.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в таблице Приложения N 3 к пояснительной записке.
При содействии Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Федеральная палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности" с проектом профессионального стандарта были ознакомлены 65 предприятий отрасли в 65 регионах России.
Проект профессионального стандарта был направлен на рассмотрение в профсоюзные и общественные организации, представляющие интересы работников, осуществляющих прием и обработку экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112".
Проект профессионального стандарта был поддержан Профсоюзной организацией Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации ГКУ г. Москвы "Пожарно-спасательный центр" (письмо от 17.09.2014 N 34).
Проект профессионального стандарта был обсужден и поддержан членами Общественного поисково-спасательного отряда "СпасРезерв" (письмо от 18.09.2014).
Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации проект профессионального стандарта был согласован без замечаний (письмо от 25.09.2014 N 677/5).
29 октября 2014 г. на базе ВНИИ ГО ЧС состоялось совещание, на котором были подведены итоги работы над проектом профессионального стандарта. Разработанный проект профессионального стандарта был направлен в МЧС России.
Раздел 4. "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проректор А.Л. Сафонов
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.