Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2015 - 2025 годы" Государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"
(подготовлен Минкавказом России 01.12.2014 г.)
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1572, поручениями Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N ДМ-П16-5335р, от 23 июля 2014 г. N АХ-П16-5523 Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий включение в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2015 - 2025 года" (далее - проект Постановления, Подпрограмма).
Проектом Постановления предусмотрен общий объем финансирования Подпрограммы на 2015 - 2025 годы - 183 700,81 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 84 137,60 млн. рублей, из внебюджетных источников - 92 526,12 млн. рублей и из бюджета субъекта Российской Федерации - 7 037,09 млн. рублей.
Подпрограмму предполагается реализовать в три этапа:
I этап - 2015 - 2017 годы - 81 758,27 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 24 908,05 млн. рублей);
II этап - 2018 - 2020 годы - 54 585,85 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 27 522,58 млн. рублей);
III этап - 2021 - 2025 годы - 47 356,69 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 31 706,97 млн. рублей).
Главной целью Подпрограммы является стабилизация социально-экономического положения Республики Дагестан, обеспечивающая в долгосрочной перспективе базис для устойчивого экономического роста. Учитывая цели социально-экономического развития региона, включая оценку сбалансированности целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также ее соответствие приоритетам и задачам социально-экономического развития Российской Федерации и взаимосвязи с планируемыми результатами их реализации.
В настоящее время в Республике Дагестан наблюдается позитивная динамика социально-экономического развития. Вместе с тем значения показателей социально-экономического развития в расчете на душу населения по Республике Дагестан существенно ниже средних значений, как по Российской Федерации, так и Северо-Кавказскому федеральному округу. Наблюдается низкая платежеспособность населения, сохраняются значительные социальные и экономические риски для предпринимательской деятельности, слабо развит промышленно-производственный потенциал, не созданы благоприятные условия для развития рыночных отношений. Указанные причины не способствуют повышению инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и сохраняют негативные тенденции в экономике, что в свою очередь находит отражение в высокой социальной напряженности в обществе. Это обуславливает необходимость устранения в кратчайшие сроки острых социальных проблем и ускорения социально-экономического развития региона при помощи реализации государственной политики в Республике Дагестан.
В целях обеспечения ускоренного инновационного развития республики в 2013 году был использован новый подход в стратегическом планировании - определены направления, требующие приоритетного внимания, и утверждены приоритетные проекты развития Республики Дагестан, охватывающие все отрасли экономики и сферы жизнедеятельности.
Приоритетные проекты развития Республики Дагестан - это новые для региона принципы государственного управления, которыми определены конкретные мероприятия, ответственные исполнители, сроки реализации и ожидаемые результаты, направленные на формирование нового качества жизни и формирование созидательной культуры деловой среды.
Подпрограмма является логическим продолжением и развитием приоритетных проектов развития Республики Дагестан. Изменение существующей ситуации, решение вопросов устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан при сложном характере имеющихся проблем определено главной целью настоящей Подпрограммы.
На текущий момент реальный сектор экономики развит слабо. Существует необходимость развития промышленности, агропромышленного комплекса, нефтегазового комплекса, электроэнергетики, развитие транспортно-логистического комплекса.
Развитие промышленного комплекса имеет значительный потенциал для формирования мощной индустриальной экономики в Республике Дагестан, который в дальнейшем должен стать основой постиндустриального этапа развития.
Базовые секторы промышленного комплекса представлены предприятиями машиностроения (производство оборудования для транспортных средств, сельского хозяйства, судостроения, авиастроения), лесной промышленности, легкой промышленности, химического и нефтехимического производства. Данные секторы обладают потенциалом для дальнейшего развития, как через загрузку действующих производств, так и через проведение технологической модернизации существующих мощностей.
Промышленное производство занимает особое место в экономике Республики Дагестан, имея высокое мультипликативное влияние на другие отрасли. Однако его развитие в настоящее время сдерживается высокой степенью износа основных производственных фондов, недостатком долгосрочных инвестиционных средств, низким уровнем использования производственных мощностей, наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа, отсутствием современных предприятий, выпускающих конкурентоспособную и востребованную рынком продукцию.
На крупных промышленных предприятиях имеются незагруженные мощности и свободные производственные площади, обеспеченные инфраструктурой, которые целесообразно использовать как инвестиционные площадки, в том числе, для производств импортозамещающей продукции. Необходимы серьезные институциональные изменения системы страхования производства, производственной кооперации и совершенствование системы кредитования и субсидирования.
Развитие многоотраслевой промышленности региона во многом предопределяется состоянием и перспективами развития топливно-энергетического комплекса и, в первую очередь, энергетики.
Основные перспективы в развитии нефтегазодобывающего сектора экономики Республики Дагестан связаны с выявлением промышленных залежей углеводородного сырья в акватории Каспийского моря. Прилегающий к Дагестану шельф Каспийского моря, являющийся в геологическом отношении продолжением суши, представляет собой наиболее реальный резерв прироста запасов нефти. Это подтверждается месторождениями "Избербаш" и "Инчхе-море".
В последние годы в Республике Дагестан наблюдается устойчивая тенденция спада добычи нефти и газа. Так, в 2013 году добыча составила 184,9 тыс. тонн нефти (95,4 процентов к 2012 г.), 290 млн. куб. м. газа (87,8 процента к 2012 г.). В результате сокращения объемов добычи уменьшаются налоговые отчисления, сокращается численность рабочего персонала.
Изменить такое положение можно только за счет смены направления развития и выбора нового пути развития нефтегазового сектора Республики Дагестан на основе собственных научно-исследовательских и опытно-констукторских работ (НИОКР), что имело бы большое значение как для нефтяных компаний, так и для экономики Дагестана в целом.
Для успешной конкуренции на рынках республиканским предприятиям необходимо создавать собственные технологические инновации, способные ликвидировать технологическое отставание от конкурентов и обеспечивать лидерство по отдельным технологиям.
Осуществление процессов развития нефтегазового сектора республики может быть обеспечено только при совместных усилиях региональных и федеральных органов государственной власти по созданию условий, способствующих инновационной и инвестиционной активности добывающих предприятий, созданию перерабатывающих производств, способных обеспечить устойчивое развитие экономики региона. Кроме того, необходимо привлечь крупные российские нефтегазовые компании к освоению углеводородных ресурсов в пределах Российского сектора шельфа Каспийского моря.
Учитывая темпы развития промышленности, повышения автоматизации процессов, возникает необходимость в новых генерирующих мощностях.
Республика имеет значительный опыт строительства и эксплуатации гидроэлектростанций. На ее территории построено и действуют 16 гидроэлектростанций (включая малые) общей мощностью 1783 МВт. Объем вырабатываемой электроэнергии в средний по водности год составляет 5086 млн. кВт.ч электроэнергии.
Республика Дагестан занимает 40-е место в Российской Федерации по мощности электростанций (2-е место в СКФО) и 48-е место - по производству электроэнергии (2-е место в СКФО). Гидроэнергетика республики зависит от факторов природного характера, в частности, от уровня водности рек, то есть в определенный год отрасль может работать значительно лучше, или, наоборот, значительно хуже.
Вместе с тем для республики предпочтительнее строительство ГЭС, по сравнению с ТЭЦ и ГТУ, которые используют в процессе работы ежегодно дорожающее углеводородное сырье. Кроме того, это будет иметь более значительный налоговый эффект для бюджета республики.
Транспортно-логистический комплекс Республики Дагестан - важнейшая составляющая экономики республики, устойчивое и эффективное функционирование которой является необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны в целом, повышения уровня жизни населения, рациональной интеграции республики в мировую экономику.
Геополитическое положение республики делает высокодоходными и стратегически значимыми имеющиеся на ее территории коммуникационные системы и транспортные узлы. Однако уровень развития транспортной инфраструктуры в республике не соответствует современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы.
Автомобильные дороги общего пользования Республики Дагестан являются важнейшей составной частью инфраструктуры, связывающей значительную часть территорий республики, обеспечивая жизнедеятельность городов, населенных пунктов, хозяйственных объектов (производств) и во многом определяющей возможности развития районов и республики в целом. Однако свыше 50 процентов автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием требуют усиления прочности дорожного полотна по причине их разрушения вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
Несоответствие параметров дорог требованиям технических норм и правил ставит под угрозу вопрос обеспечения безопасного и бесперебойного движения, в связи с чем, строительство и реконструкция дорожной сети является одним из приоритетных направлений развития.
В целях дальнейшего развития Международного аэропорта Махачкала необходима реализация мероприятий по его реконструкции - реконструкция искусственных покрытий большей части пассажирского перрона, строительство аварийно-спасательной станции, устройство площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, реконструкция вертодрома.
Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт - единственный незамерзающий порт России на Каспии, выгодно расположенный в зоне международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Восток - Запад". С учетом транзитной особенности грузов стран Дальнего Востока необходимы специальные мощности, которые будут в состоянии переработать потоки контейнерных грузов, такие, как железнодорожно-паромный комплекс, портовый железнодорожный сортировочный парк, контейнерный терминал и другие специализированные перевалочные комплексы.
Также агропромышленный комплекс является ключевым сектором экономики Республики Дагестан. Прежде всего, это обусловлено наличием благоприятных агроклиматических условий. Среди отраслей агропромышленного комплекса наиболее высокорентабельными и бюджетообразующими секторами экономики являются виноградарство и виноделие.
Имеющийся потенциал развития виноградарства и виноделия используется не в полной мере: высокая капиталоёмкость закладки виноградников, отсутствие питомниководческой базы, низкие показатели урожайности, высокая изреженность площадей не позволяют довести объемы производства винограда до потенциально возможных.
Существующая мировая и российская тенденция роста потребления винограда в свежем виде обуславливает перспективу развития производства винограда столовых сортов. Кардинальный толчок в развитии отрасли может дать глубокая переработка отходов виноделия и получение из них востребованной в мире продукции. Одной из наиболее приоритетных текущих задач развития виноградарства является создание питомниководческой базы.
Рыбная отрасль Республики Дагестан является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в республике и за ее пределами.
Объем добычи водных биологических ресурсов с 2000 по 2011 год сократился более чем в 4 раза, с 18,8 тыс. тонн до 4,5 тыс. тонн. Снижение улова привело к уменьшению общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 16,3 тыс. тонн до 4,5 тыс. тонн. При этом полностью прекращено производство рыбных консервов.
Несмотря на то, что в регионе существуют объективные предпосылки для успешного развития рыбохозяйственного комплекса, современная ситуация в рыбохозяйственном комплексе не позволяет эффективно реализовать имеющийся природно-ресурсный и производственный потенциал отрасли.
Комплексное стимулирование развития прибрежного рыболовства и аквакультуры даст значительный толчок в развитии береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса республики, будет способствовать развитию социальной сферы региона и создаст дополнительные рабочие места.
Совокупность рекреационных факторов позволяет сделать вывод о перспективе развития туристско-рекреационной сферы по следующим направлениям: пляжный туризм, научно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, горный туризм, морской туризм. Используя уникальные природно-климатические и историко-культурные возможности, в Республике Дагестан можно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы.
Республика Дагестан обладает уникальными рекреационными ресурсами, и туризм как одна из ключевых составляющих сферы услуг имеет значительный потенциал роста.
Совокупность рекреационных факторов позволяет сделать вывод о перспективе развития туристско-рекреационной сферы по следующим направлениям: пляжный туризм, научно-познавательный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, горный туризм, морской туризм. Используя уникальные природно-климатические и историко-культурные возможности, в Республике Дагестан можно создать мощный комплекс объектов туристско-рекреационной сферы.
Мероприятия данной Подпрограммы носят межотраслевой характер и предусматривают решение указанных проблем.
Также имеют низкие показатели качества жизни населения. Значения и долговременная динамика большинства основных социально-демографических показателей в Республике Дагестан существенно отличаются от соответствующих значений и динамики показателей в среднем по Российской Федерации.
На территории Республики Дагестан эксплуатируется 349 систем централизованного водоснабжения и 630 комплексов отдельных водопроводных сетей. Общий объем подаваемой в сеть воды за год составляет 191,3 млн. куб.м.
Не обеспечены услугами централизованного водоснабжения и используют в хозяйственно-питьевых целях воду из родников, колодцев и оросительных каналов жители более 320 сельских населенных пунктов. В результате дефицита качественной питьевой воды возрастает частота возникновения среди населения заболеваний, обусловленных действием водного фактора.
Большинство городов республики, в том числе г. Махачкала, обеспечиваются питьевой водой из поверхностных источников без предварительной очистки и обеззараживания.
Удельный вес проб питьевой воды, несоответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в среднем по республике составляет 35,6 процентов, по санитарно-бактериологическим - 18,8 процентов.
Обеспеченность населения республики услугами водоснабжения также не соответствует рациональным нормам потребления. Фактическое водопотребление на одного человека в городах составляет от 60 до 170 литров/сутки, а в сельских населенных пунктах - 20-40 литров/сутки (норматив по СНиПу - около 200 литров/сутки на 1 чел.).
Наибольший дефицит в питьевой воде наблюдается в городах Махачкала, Хасавюрт, Избербаш, Дагестанские Огни, Дербент, в Ахтынском, Акушинском, Сергокалинском, Бабаюртовском, Каякентском, Казбековском, Сулейман-Стальском районах.
Наибольшие потери воды наблюдаются в городских округах г. Махачкала (52,1 процента), г. Буйнакск (22 процента), г. Дербент (36,7 процентов). Одной из причин высоких потерь воды является изношенность разводящих водопроводных сетей, которая составляет 77-80 процентов.
Также на территории Республики существует проблема водоотведения. На территории республики эксплуатируются 207 систем канализации, в том числе 121 отдельных канализационных сетей. Протяженность сетей, находящихся на техническом обслуживании коммунальных предприятий, составляет 1474 км, из них нуждаются в замене 647 (43,9 процента).
Объем очищаемых сточных вод по республике составляет 67362 куб.м. в год или 47,9 процентов. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится около 25 процентов.
Ежегодно в водные объекты (в основном в Каспийское море) сбрасываются без очистки и обеззараживания 73,3 млн. куб. м.
Так же, как в водопроводном хозяйстве, одной из основных проблем системы водоотведения является износ основных фондов, достигающий 77 процентов.
Текущее неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и водоотведения в Республике Дагестан требует проведения мероприятий по строительству и реконструкции водопроводов, очистных сооружений, канализационных сетей, внедрения современных технологий.
Газификация республики является приоритетным направлением социально-экономической политики Правительства Республики Дагестан.
В силу ряда объективных причин (более высокий уровень социально- экономического развития, близость к магистральным газопроводам) газификация интенсивнее развивается в равнинной и приморской зоне, а также в городах.
При среднем уровне обеспеченности населения республики природным газом 61,1 процент, по сельским районам данный показатель составляет всего 32,8 процента.
В настоящее время основным видом топлива в негазифицированных районах сельской зоны является ввозимое из других регионов страны твердое топливо. Доля угля, дров и других видов твердого топлива составляет в теплоснабжении 95 процентов.
В настоящее время из 42 сельских районов остаются негазифицированными 16 районов с общей численностью населения около 290 тыс. чел. Кроме того, в 10 районах уровень газификации ниже 50 процентов.
С целью социально-экономического развития муниципальных образований Республики Дагестан, необходимо обеспечить реализацию мероприятий по их газификации.
Серьезной проблемой Республики Дагестан является низкий уровень развития системы здравоохранения. Отмечается нехватка больниц и поликлинических учреждений, а также врачей и среднего медицинского персонала.
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в республике по состоянию на конец 2013 года составила 113,1 посещений в смену на 10 тыс. чел., что 2,3 раза ниже показателя в среднем по России (263,7 посещения в смену в 2012 году). Число больничных коек в расчете на 10 тыс. чел. составило 70,5 единиц, при среднероссийском значении 92,9 ед. (в 2012 году).
Это диктует необходимость укрепления и расширения сети больничных и типовых амбулаторно-поликлинических учреждений.
Вызывает беспокойство состояние здоровья беременных женщин. Несмотря на проводимые лечебно-оздоровительные мероприятия, 72,4 процента рожениц поступает на роды больными, что приводит к осложнениям. В городских акушерских стационарах 73,2 процента родов осложняются различной акушерской патологией, в сельских лечебно-профилактических учреждениях - 59,4 процентов. В этой связи большое значение имеет состояние материально-технической базы служб родовспоможения и детства, которые, несмотря на наметившуюся тенденцию к улучшению, остаются очень слабыми.
Решение поставленных задач в рамках Подпрограммы будет осуществляться за счет строительства и реконструкции больниц, роддомов, детских больниц, поликлиник в городах и районах республики.
В республике остро стоит проблема с нехваткой посадочных мест в школах: 718 школ республики работают в двухсменном режиме (из них 12 школ работают в трехсменном режиме). Число учеников, занимающихся во вторую (третью) смену, составляет 96752 учеников, или 26,4 процентов от общего числа учащихся при среднеотраслевом нормативе 10 процентов.
Из-за отсутствия учебных площадей многие школы функционируют в помещениях различных муниципальных учреждений районов и даже в частных домах. Несмотря на проводимые мероприятия, материально-техническая база образовательных учреждений, особенно в сельской местности, требует улучшения. В первую очередь такое положение складывается за счет начальных и неполных средних школ в сельской местности. Из общего числа школ 420 (27,4 процентов) находятся в ветхом или аварийном состоянии. Строительство новых школ в основном не приводит к увеличению ученического фонда, поскольку осуществляется взамен ветхих и аварийных зданий.
Сложившееся положение не позволяет на современном уровне организовать учебно-воспитательный процесс, в соответствии с требованиями новых государственных стандартов для общеобразовательных школ.
В Республике Дагестан функционирует 690 детских дошкольных образовательных учреждений с охватом 76966 детей в возрасте от 3 до 7 лет, что составляет 27,1 процентов от общего числа детей дошкольного возраста.
Увеличение показателя рождаемости и дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не позволяют в полной мере реализовать запросы граждан на получение услуг дошкольного образования.
Для дальнейшего развития отрасли образования в первую очередь необходимо строительство и реконструкция учреждений образования, развитие их материально-технической базы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Основной целью принятия мер государственной поддержки является удовлетворение потребности в соответствующих нормативам образовательных учреждениях для стабилизации и дальнейшего развития региональной системы образования, повышения качества общего и дошкольного образования.
Принимая во внимание сложный характер многочисленных проблем, возникает необходимость целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Республики Дагестан, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является применение программно-целевого метода.
Мероприятия Подпрограммы носят межотраслевой характер и предусматривают решение проблем промышленного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического, торгово-транспортно-логистического отраслей.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2015 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1572, поручениями Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N ДМ-П16-5335р, от 23 июля 2014 г. N АХ-П16-5523 Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий включение в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2015 - 2025 годы" (далее - проект Постановления, Подпрограмма).
В настоящее время в Республике Дагестан наблюдается позитивная динамика социально-экономического развития. Вместе с тем значения показателей социально-экономического развития в расчете на душу населения по Республике Дагестан существенно ниже средних значений, как по Российской Федерации, так и Северо-Кавказскому федеральному округу. Наблюдается низкая платежеспособность населения, сохраняются значительные социальные и экономические риски для предпринимательской деятельности, слабо развит промышленно-производственный потенциал. Указанные причины не способствуют повышению инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и сохраняют негативные тенденции в экономике, что в свою очередь находит отражение в высокой социальной напряженности в обществе. Это обуславливает необходимость устранения в кратчайшие сроки острых социальных проблем и ускорения социально-экономического развития региона при помощи реализации государственной политики в Республике Дагестан.
Основной целью принятия мер государственной поддержки является удовлетворение потребности в соответствующих нормативам образовательных учреждениях для стабилизации и дальнейшего развития региональной системы образования, повышения качества общего и дошкольного образования.
Принимая во внимание сложный характер многочисленных проблем, возникает необходимость целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.
Учитывая масштабность задач, связанных с развитием Республики Дагестан, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является применение программно-целевого метода.
Мероприятия Подпрограммы носят межотраслевой характер и предусматривают решение проблем промышленного, агропромышленного, строительного, топливно-энергетического, торгово-транспортно-логистического отраслей.
Проектом Постановления предусмотрен общий объем финансирования Подпрограммы на 2015 - 2025 годы - 183 700,81 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 84 137,60 млн. рублей, из внебюджетных источников - 92 526,12 млн. рублей и из бюджета субъекта Российской Федерации - 7 037,09 млн. рублей.
Подпрограмму предполагается реализовать в три этапа:
I этап - 2015 - 2017 годы - 81 758,27 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 24 908,05 млн. рублей);
II этап - 2018 - 2020 годы - 54 585,85 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 27 522,58 млн. рублей);
III этап - 2021 - 2025 годы - 47 356,69 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета - 31 706,97 млн. рублей).
Предоставление субсидий Правительству Республики Дагестан на софинансирование объектов государственной собственности Республики Дагестан и муниципальной собственности осуществляется в соответствии с установленным порядком и на основании соглашений, заключаемых государственными заказчиками подпрограммы с Правительством Республики Дагестан.
Финансирование мероприятий Подпрограммы по объектам, относящимся к государственной собственности Российской Федерации, осуществляется государственными заказчиками Подпрограммы посредством заключения государственных контрактов на реализацию мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Реализация первого и второго этапов мероприятий подпрограммы позволит к 2020 году создать условия для развития отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействовать обеспечению занятости населения, а также повысить реальные доходы населения. Создание социальной и инженерной инфраструктуры, а также поддержка объектов промышленного и агропромышленного комплексов в рамках импортозамещения позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Увеличится объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы Республики Дагестан.
Среднегодовой объем валового регионального продукта Республики Дагестан к 2020 году за счет реализации подпрограммы увеличится на 81 849,33 млн. руб., в том числе за счет развития промышленного производства - на 58 292,01 млн.руб., АПК - на 17 397 млн.руб.
Среднегодовой объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан к 2020 году за счет реализации подпрограммы увеличится на 6 506,78 млн.руб., в том числе за счет развития промышленного производства - на 4 942,02 млн.руб., АПК - на 1 176,70 млн.руб.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать новые рабочие места - количество создаваемых рабочих мест нарастающим итогом с 2015 года увеличится к 2020 году на 17 732 чел., в том числе за счет развития промышленного производства - на 12 144 чел., АПК - на 5 338 чел.
Реализация третьего этапа мероприятий подпрограммы позволит к 2025 году достигнуть ежегодный прирост валового регионального продукта в объеме 124 608,14 млн. руб., в том числе за счет развития промышленного производства - на 69 218,66 млн.руб., АПК - на 42 319,0 млн.руб.
Среднегодовой объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан к 2025 году за счет реализации подпрограммы увеличится на 13 993,21 млн.руб., в том числе за счет развития промышленного производства - на 7 321,83 млн.руб., АПК - на 5 181,50 млн.руб.
Количество создаваемых рабочих мест нарастающим итогом с 2015 года увеличится к 2025 году на 33 826 чел., в том числе за счет развития промышленного производства - на 13 702 чел., АПК - на 19 139 чел.
Улучшение состояния экономики Республики Дагестан в результате реализации мероприятий подпрограммы в целом создаст условия для роста благосостояния населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.