Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в иные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, 3446; 2013, N 27, 3477) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"оценка воздействия на окружающую среду - процедура, в рамках которой выявляются, анализируются и учитываются возможные воздействия на окружающую среду, в том числе трансграничные, и здоровье населения и связанные с ними экологические, социальные и экономические последствия реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, обеспечивается участие граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и учет их мнения, разрабатываются меры по предотвращению и минимизации негативных воздействий такой деятельности;";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"стратегическая экологическая оценка - процедура, в рамках которой выявляются, анализируются и учитываются возможные воздействия на окружающую среду, в том числе трансграничные, и здоровье населения и связанные с ними экологические, социальные и экономические последствия реализации проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки, обеспечивается участие граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и учет их замечаний и предложений, разрабатываются и принимаются решения для предотвращения и минимизации возможных негативных последствий реализации таких проектов;
трансграничное воздействие на окружающую среду - воздействие на окружающую среду в пределах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией одного государства, вызываемое планируемой хозяйственной и иной деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в пределах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией другого государства;
оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте - оценка воздействия на окружающую среду, проводимая с учетом процедур международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, в случаях, когда реализация планируемой хозяйственной и иной деятельности может оказать трансграничное воздействие на окружающую среду;
стратегическая экологическая оценка в трансграничном контексте - стратегическая экологическая оценка, проводимая с учетом процедур международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы стратегической экологической оценки в трансграничном контексте, в случаях, когда реализация проекта документа, являющегося объектом стратегической экологической оценки, может оказать трансграничное воздействие на окружающую среду;
2) абзац десятый статьи 3 изложить в следующей редакции:
"обязательность оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной деятельности;";
3) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:
"установление порядка проведения оценки воздействия на окружающую среду;
установление порядка проведения стратегической экологической оценки;
установление требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду;
установление порядка проведения обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
проведение стратегической экологической оценки разрабатываемых на федеральном уровне проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки;
организация и проведение обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении стратегической экологической оценки разрабатываемых на федеральном уровне проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки;
координация процедуры оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
координация процедуры стратегической экологической оценки в трансграничном контексте;
подготовка замечаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случаях, когда такое воздействие возможно в результате планируемой хозяйственной и иной деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в пределах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией другого государства;
подготовка замечаний по материалам стратегической экологической оценки в трансграничном контексте в случаях, когда в результате разрабатываемого другим государством проекта документа, являющегося объектом стратегической экологической оценки, возможно трансграничное воздействие на окружающую среду.";
4) статью 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"проведение стратегической экологической оценки разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки;
организация и проведение обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении стратегической экологической оценки разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки;
организация и проведение совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и иной деятельности, обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении оценки воздействия на окружающую среду такой деятельности;
участие в организации процедуры оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
участие в организации процедуры стратегической экологической оценки в трансграничном контексте;
подготовка замечаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случаях, когда такое воздействие возможно в результате планируемой хозяйственной и иной деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в пределах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией другого государства;
подготовка замечаний по материалам стратегической экологической оценки в трансграничном контексте в случаях, когда в результате разрабатываемого другим государством проекта документа, являющегося объектом стратегической экологической оценки, возможно трансграничное воздействие на окружающую среду.";
5) в статье 7 пункты 2 и 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"проведение стратегической экологической оценки разрабатываемых на муниципальном уровне проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки;";
организация и проведение совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и иной деятельности, обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении оценки воздействия на окружающую среду такой деятельности;
организация и проведение обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении стратегической экологической оценки разрабатываемых на муниципальном уровне проектов документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки;
участие в организации процедуры оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
участие в организации процедуры стратегической экологической оценки в трансграничном контексте;
подготовка замечаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случаях, когда такое воздействие возможно в результате планируемой хозяйственной и иной деятельностью, физический источник которой расположен полностью или частично в пределах территории (акватории), находящейся в границах или под юрисдикцией другого государства;
подготовка замечаний по материалам стратегической экологической оценки в трансграничном контексте в случаях, когда в результате разрабатываемого другим государством проекта документа, являющегося объектом стратегической экологической оценки, возможно трансграничное воздействие на окружающую среду.";
6) наименование Главы VI изложить в следующей редакции:
"Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка, экологическая экспертиза";
7) статью 32 изложить в следующей редакции:
"1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, планирующими осуществление такой деятельности.
2. При проведении оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается:
а) обоснование всех возможных альтернативных вариантов реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая отказ от деятельности;
б) участие заинтересованных граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и аргументированный учет их мнения;
в) учет возможных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности;
г) разработка мер по предотвращению и минимизации негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
д) разработка предложений по содержанию программы производственного экологического контроля, в том числе проведению анализа реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее также послепроектный анализ), который включает проверку прогноза воздействий на окружающую среду и здоровье населения и связанных с ними экологических, социальных и экономических последствий реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности и выявленной при этом неопределенности таких воздействий, а также контроль за эффективностью мер по предотвращению и минимизации негативных воздействий;
3. Материалы оценки воздействия на окружающую среду представляют собой комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, который включает:
а) информацию о планируемой хозяйственной и иной деятельности и месте ее реализации, включая планируемые технические и технологические решения, с описанием всех возможных альтернативных вариантов реализации такой деятельности;
б) информацию (по всем альтернативным вариантам) о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, о возможных воздействиях на окружающую среду и здоровье населения, их экологических и связанных с ними социальных и экономических последствиях, включая выявленные неопределенности, а также о мерах по предотвращению и минимизации таких воздействий и предлагаемом содержании программ производственного экологического контроля, в том числе послепроектного анализа;
в) обоснование выбора варианта планируемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов;
г) материалы обсуждения информации, указанной в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
д) результаты оценки воздействия на окружающую среду, содержащие итоговую информацию о проведенной оценке, выявлении и учете мнения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, решениях планирующих осуществление хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о выборе варианта реализации такой деятельности или отказе от нее.
4. Результаты оценки воздействия на окружающую среду входят в состав проектной документации объектов капитального строительства.
5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, планирующие хозяйственную и иную деятельность, а также органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, обязаны учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду при принятии решения о реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности.
6. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды,
7. Организация и проведение обсуждений с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при проведении оценки воздействия на окружающую среду осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды.
8. Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
9. В случае, если планируемая хозяйственная и иная деятельность может оказать трансграничное воздействие, осуществляется проведение оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте с учетом международных договоров Российской Федерации, затрагивающих процедуры оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
10. Участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8) дополнить статьей 321 следующего содержания:
"Статья 321 Стратегическая экологическая оценка
1. Стратегическая экологическая оценка проводится в целях предотвращения и минимизации воздействий на окружающую среду и здоровье населения и связанных с ними неблагоприятных экологических, социальных и экономических последствий реализации проектов документов, являющихся объектами стратегической экологической оценки, ответственными за их подготовку федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Объектами стратегической экологической оценки являются проекты документов стратегического планирования, включая проекты отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, энергетики, промышленности, разведки, добычи полезных ископаемых, транспорта, обращения с отходами, использования, охраны водных ресурсов, телекоммуникаций, туризма, проекты документов территориального планирования, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, не отнесенные в соответствии с законодательством к документам стратегического планирования, в случае, если проекты таких документов определяют основу для предоставления в последующем разрешений на реализацию планируемой хозяйственной и иной деятельности, в отношении которой предусмотрено проведение оценки воздействия на окружающую среду, за исключением объектов IV категории.
К объектам стратегической экологической оценки не относятся проекты документов стратегического планирования в бюджетной сфере, а также проекты документов стратегического планирования, единственной целью которых является обеспечение национальной обороны, государственной и общественной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Стратегическая экологическая оценка включает в себя подготовку экологического доклада, обеспечение участия граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и получение от них замечаний и предложений, а также учет в документах стратегического планирования положений экологического доклада и результатов участия граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и высказанных ими замечаний и предложений.
Экологический доклад представляет собой документ, подготовленный в ходе проведения стратегической экологической оценки в соответствии с порядком проведения такой оценки, который включает:
характеристики существующего состояния окружающей среды и здоровья населения;
описание выявления, анализа и оценки возможного воздействия реализации проекта документа, в отношении которого проводится оценка, на окружающую среду и здоровье населения и связанных с ним экологических, социальных и экономических последствий, в том числе по возможным альтернативным вариантам;
описание решений по предотвращению и минимизации негативных последствий реализации проекта документа;
обоснование выбора варианта проекта документа, предлагаемого для реализации с учетом замечаний и предложений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
предложения по проведению анализа реализации проекта документа, который включает проверку прогноза воздействий на окружающую среду и здоровье населения и связанных с ними экологических, социальных и экономических последствий реализации проекта документа и выявленной при этом неопределенности таких воздействий, а также контроль за эффективностью решений по предотвращению и минимизации негативных последствий реализации проекта документа;
4. Обсуждение с гражданами и юридическими лицами экологического доклада, подготовленного в ходе проведения стратегической экологической оценки проектов документов стратегического планирования, являющихся объектом стратегической экологической оценки, осуществляется ответственными за их подготовку участниками стратегического планирования в ходе общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования в соответствии с законодательством в сфере стратегического планирования.
Обсуждение с гражданами и юридическими лицами экологического доклада, подготовленного в ходе проведения стратегической экологической оценки проектов иных документов, являющихся объектом стратегической экологической оценки, проводится ответственными за их подготовку органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для проведения стратегической экологической оценки.
5. В случае, если реализация проекта документа, являющегося объектом стратегической экологической оценки, может оказать трансграничное воздействие на окружающую среду, осуществляется проведение стратегической экологической оценки в трансграничном контексте с учетом международных договоров Российской Федерации, затрагивающих процедуры стратегической экологической оценки в трансграничном контексте.
Участие в процедуре стратегической экологической оценки в трансграничном контексте осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Порядок проведения стратегической экологической оценки устанавливается Правительством Российской Федерации.
9) статью 33 изложить в следующей редакции:
"Статья 33. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза является обязательной мерой по охране окружающей среды при планировании хозяйственной и иной деятельности и проводится в соответствии с федеральным законом об экологической экспертизе.".
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; N 30, ст. 3618; N 45, ст. 5148; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2283; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4591, 4594, 4596) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза - процедура установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности обязательным требованиям, ограничениям или их совокупности, установленным законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными документами в области охраны окружающей среды, а также техническими регламентами, определения допустимости воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и условий реализации такой деятельности, осуществляемая на основе оценки представляемых для проведения экологической экспертизы материалов и документации.";
2) статью 9 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
3) в статье 11:
а) подпункты 1 - 6 изложить в следующей редакции:
"1) проекты документов стратегического планирования федерального уровня, являющиеся объектами стратегической экологической оценки в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды";
2) материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов, во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в пределах Каспийского и Азовского морей;
3) материалы, обосновывающие проведение работ по акклиматизации, гибридизации объектов животного мира;
4) проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V класса опасности, а также используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V класса опасности;
5) проекты технической документации на новые технологии обезвреживания, использования отходов производства и потребления I - V классов опасности;
6) проекты методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выброса;";
б) подпункты 7 - 7.3 изложить в следующей редакции:
"7) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в пределах Каспийского и Азовского морей, деятельности по региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче (разработке) полезных ископаемых, других минеральных и природных ресурсов, размещению, созданию, реконструкции, эксплуатации, использованию, консервации, ликвидации, выводу из эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и других объектов хозяйственной и иной деятельности, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению дноуглубительных, буровых и взрывных работ, захоронению отходов и других материалов;
7.1) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства, реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон, водно-болотных угодий международного значения, а также особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения и их охранных зон, в случаях, если указанная деятельность в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, водно-болотных угодий международного значения, допускается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7.2) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства, реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации объектов размещения и (или) обезвреживания отходов I - V класса опасности;
7.3) проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;";
в) подпункт 7.5 изложить в следующей редакции:
"7.5) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства (сооружения), реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации:
объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;
ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением ядерных установок с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, максимальная мощность которых не превышает 1 киловатт постоянной тепловой нагрузки), радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники (за исключением радионуклидных источников четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, включая пункты захоронения, хранилищ радиоактивных отходов;
плотин и водохранилищ с емкостью более 10 миллионов кубических метров;
гидроэлектростанций;
магистральных трубопроводов, предназначенных для транспортировки нефти, газа или химических веществ;
автомагистралей, скоростных автомобильных дорог;
морских портов, а также портов для внутреннего водного транспорта, допускающих проход судов водоизмещением 1 350 тонн и более.";
г) дополнить подпунктами 7.7 - 7.12 следующего содержания:
"7.7) единый проект, предусматривающий осуществление внешнеторговой сделки, связанной с ввозом в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов из иностранных государств, и реализацию специальной экологической программы или программ;";
7.8) план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
7.9) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по вырубке лесов в случаях, если площадь планируемых сплошных рубок лесных насаждений на лесных участках составляет 50 га и более, выборочных рубок - 100 га и более;
7.10) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по забору подземных вод или созданию систем искусственного пополнения подземных вод, если годовой объем забираемой или пополняемой воды достигает 10 млн.кубических метров или более;
7.11) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности по переброске водных ресурсов между речными бассейнами, при которых такая переброска направлена на предотвращение возможной нехватки воды и объем перемещаемой воды превышает 100 миллионов кубическим метров в год (за исключением переброски водопроводной питьевой воды);
7.12) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства, эксплуатации новых:
железнодорожных путей, за исключением железнодорожных путей необщего пользования;
аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы в 2 100 метров или более;
воздушных линий электропередачи напряжением 220 кВ или более и протяженностью более 15 километров; ";
д) подпункт 8 изложить в следующей редакции:
"8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае внесения изменений в материалы (документацию), получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также в случае реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от материалов (документации), получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.";
4) в статье 12:
а) подпункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) проекты документов регионального и муниципального уровня, являющихся объектом стратегической экологической оценки в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды";
б) подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, за исключением объектов, указанных в подпункте 2 статьи 11 настоящего Федерального закона;";
в) подпункт 3 исключить;
г) подпункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства, реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации объектов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона и объектов, указанных в частях 1, 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если строительство, реконструкция таких объектов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;";
д) подпункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства, реконструкции, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;";
е) подпункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае внесения изменений в материалы (документацию), получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от материалов (документации), получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.";
5) в статье 14:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 1 статьи 11 и подпункте 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:
материалов и документации, подлежащих государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона в объеме, который определен в установленном порядке;
материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, в объеме, который определен в установленном порядке, включая материалы обсуждения с гражданами и юридическими лицами, для объектов государственной экологической экспертизы, указанных в подпунктах 2 - 6.1, 7.3, 7.4, 7.6 - 7.8 статьи 11 и подпункте 2 статьи 12 настоящего Федерального закона положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзаце третьем и четвертом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
Требования к составу материалов и документации, представляемых на экологическую экспертизу, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды.";
б) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1 Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпункте 1 статьи 11 и подпункте 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, экологического доклада с прилагаемой к нему сводкой замечаний и предложений, поступивших от граждан и юридических лиц в ходе проведения стратегической экологической оценки, предусмотренной статьей 32.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";";
в) пункты 4.1, 9 и 10 исключить;
г) в пункте 11 слова "проектной документации" заменить словами "материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемого размещения, строительства, реконструкции, эксплуатации,";
6) пункт 1 статьи 16 дополнить абзацем следующего содержания:
"Требования к экспертам государственной экологической экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды.";
7)в статье 18:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательным требованиям, ограничениям или их совокупности, установленным законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными документами в области охраны окружающей среды, а также техническими регламентами, о допустимости воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и условиях реализации такой деятельности.";
б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов документов стратегического планирования, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае внесения изменений в материалы (документацию), получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также в случае реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от материалов (документации), получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.";
8) пункты 2 и 3 статьи 25 исключить;
9) в статьях 3, 61, 9, 19 и 27 в словосочетании "намечаемой хозяйственной и иной деятельности" слово "намечаемой" заменить на слово "планируемой", в соответствующем падеже.
Статья 3.
В статье 31 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 1999, N 7, ст. 879; 2001, N 33, ст. 3429; 2003, N 17, ст. 1557; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 45, ст. 4640; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3420; N 49, ст. 5748):
1) часть вторую изложить в следующей редакции:
"Хозяйственная и иная деятельность на континентальном шельфе, подлежащая государственной экологической экспертизе, может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.";
2) часть третью изложить в следующей редакции:
"Объектами государственной экологической экспертизы являются:
документы стратегического планирования в соответствии со статьей 321 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", включая документы стратегического планирования, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, рыболовству;
материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой на континентальном шельфе деятельности по региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов, размещению, созданию, реконструкции, эксплуатации, использованию, консервации, ликвидации, выводу из эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, других объектов хозяйственной и иной деятельности, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению дноуглубительных, буровых и взрывных работ, захоронению отходов и других материалов;
материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов, на континентальном шельфе;"."
Статья 4.
В статье 27 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6273; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 17, ст. 1555; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 45, ст. 4640; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418; N 49, ст. 5748):
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Хозяйственная и иная деятельность в исключительной экономической зоне, подлежащая государственной экологической экспертизе, может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.";
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Объектами государственной экологической экспертизы являются:
документы стратегического планирования в соответствии со статьей 321 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", включая документы стратегического планирования, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче природных ресурсов исключительной экономической зоны, рыболовству;
материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой в исключительной экономической зоне деятельности по региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче природных ресурсов, размещению, созданию, реконструкции, эксплуатации, использованию, консервации, ликвидации, выводу из эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений и других объектов хозяйственной и иной деятельности, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению дноуглубительных, буровых и взрывных работ, захоронению отходов и других материалов;
материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне.".
Статья 5.
В статье 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2003, N 17, ст. 1556; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2008, N 49, ст. 5748):
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, подлежащая государственной экологической экспертизе, может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.";
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Объектами государственной экологической экспертизы являются:
документы стратегического планирования в соответствии со статьей 321 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", включая документы стратегического планирования, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче природных ресурсов во внутренних морских водах и территориальном море, рыболовству;
материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой во внутренних морских водах и территориальном море деятельности по региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов, размещению, созданию, реконструкции, эксплуатации, использованию, консервации, ликвидации, выводу из эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений, подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, других объектов хозяйственной и иной деятельности, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению дноуглубительных, буровых и взрывных работ, захоронению отходов и других материалов;
материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и территориальном море;"."
Статья 6.
Внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4563, 4572, 4591, 4594; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4080; N 43, ст. 5452; N 52 (часть I), ст. 6983):
1) Дополнить статью 9 частью 6.1 следующего содержания:
"6.1 Документы территориального планирования до их утверждения подлежат в соответствии со статьей 32.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" стратегической экологической оценке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации";
2) в статье 49:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий";
б) часть 6 изложить в следующей редакции:
"6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей.";
в) части 6.1, 6.2, 6.3 признать утратившими силу;".
3) в пункте 4 части 7 статьи 51 слова "положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса" заменить словами "положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях, установленных законодательством об охране окружающей среды и законодательством об экологической экспертизе".
Статья 7.
Внести в Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4594; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7643; 2013, N 52, ст. 6961) следующие изменения:
1) статью 4 дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, подлежит государственной экологической экспертизе, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе".";
2) в статье 5:
а) часть 1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8) положительное заключение государственной экологической экспертизы.";
б) пункт 1 части 5 после слова "пунктами 1 - 4" дополнить словами "и 8";
3) из части 4 статьи 10 слова ", и государственной экологической экспертизе, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" исключить;
4) из пункта 3 части 3 статьи 11 слова ", положительное заключение государственной экологической экспертизы этой проектной документации" исключить;
5) пункт 2 статьи 17 признать утратившим силу.
Статья 8.
В пункте 3 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" слова "экологической и" исключить.
Статья 9.
Внести в Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3378) следующие изменения:
1) дополнить статью 1 пунктом 6 следующего содержания:
"6. Стратегическая экологическая оценка документов стратегического планирования проводится в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.";
2) пункт 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"1. Проекты документов стратегического планирования и экологический доклад, подготовленный в ходе проведения стратегической экологической оценки в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, а также в области охраны окружающей среды.".
Статья 10.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статьи 2 - 8 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.
3. Положения статей 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к объектам капитального строительства, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2018 года.
Президент
Российской Федерации В. Путин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.