Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 и статью 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
(подготовлен ФАС России 08.12.2014 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 и статью 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (протокол от 26.06.2014 N 1, раздел X, пункт 1), а также поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 06.08.2014 N ДК-П7-5961.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Положений, касающихся действия Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ), Федеральный конституционный закон не содержит.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя), и которые обратились с заявлением о внесении о них записи в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения такой записи.
На основании изложенного, с момента внесения записи в ЕГРЮЛ юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя в форме хозяйственных обществ и осуществляющие виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с Законом N 57-ФЗ, попадают под понятие "хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - стратегические хозяйственные общества Республики Крым и города федерального значения Севастополя).
В этой связи на иностранных инвесторов и на группу лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее - группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами, распространяются установленные Законом N 57-ФЗ изъятия ограничительного характера.
Кроме того, с этого же момента к сделкам, влекущим за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами, применяются определенные в статье 15 Закона N 57-ФЗ последствия несоблюдения требований данного закона, а именно сделки совершенные с нарушением Закона N 57-ФЗ являются ничтожными.
Вместе с тем в настоящее время положения Закона N 57-ФЗ не позволяют раскрыть информацию и сформировать полный перечень стратегических хозяйственных обществ Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в которых иностранный инвестор или группа лиц владеет пятью и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал такого общества, а следовательно не позволяет осуществлять надлежащий контроль за осуществлением иностранных инвестиций в такие общества.
В силу временного характера положения части 3 статьи 16 Закона N 57-ФЗ данная норма не распространяется на стратегические хозяйственные общества Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Проект федерального закона направлен на установление обязанности иностранного инвестора или группы лиц в течение 90 дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации хозяйственного общества, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информацию о находящихся в их владении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал соответствующего хозяйственного общества в случае, если данное хозяйственное общество осуществляет хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, указанных в статье 6 Закона N 57-ФЗ.
При этом законопроектом предусматривается, что в случае, если запись о регистрации хозяйственного общества, которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени хозяйственного общества без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, внесена в единый государственный реестр юридических лиц до принятия настоящего законопроекта, то иностранный инвестор или группа лиц обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соответствующую информацию в течение 90 дней с момента вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 и статью 16 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Кроме того, законопроектом вводится положение, согласно которому непредставление иностранным инвестором или группой лиц уведомления о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ, влечет за собой лишение иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке по иску уполномоченного органа права голоса на общем собрании акционеров (участников) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и в этом случае принадлежащие иностранному инвестору или группе лиц голоса не учитываются при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого хозяйственного общества и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества.
В настоящее время единственным рычагом побуждения представления иностранным инвестором или группой лиц уведомления о совершении сделок с акциями (долями) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ, то есть, по сути, соблюдения указанными лицами требований законодательства Российской Федерации, является право уполномоченного органа возбуждать административное производство в рамках части 2 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), влекущее наложение административного штрафа в размере от двух сот пятидесяти до пятисот тысяч рублей.
Особо следует отметить, что привлечение иностранного инвестора к административной ответственности за непредставление уведомления в уполномоченный орган не обязывает его представить уведомление в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ. При этом повторное привлечение к административной ответственности за указанное правонарушение в соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП невозможно.
Практика применения законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, и имеющихся возможностей привлечения правонарушителей к ответственности свидетельствует о недостаточности действующих норм контроля за осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.
Так ФАС России при проведении проверок в рамках поступающей информации о том, что тем или иным иностранным инвестором (иностранными инвесторами) совершена сделка по приобретению пяти и более процентов акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, таким иностранным инвесторам направляется информационное письмо (запрос) о необходимости представления в установленном порядке соответствующего уведомления.
Однако, зачастую на такие запросы уполномоченного органа (ФАС России) иностранные инвесторы либо не отвечают вовсе либо представляют заведомо неполную и искаженную информацию в целях скрытия и введения в заблуждение о совершенной сделке. При этом такие приобретатели (иностранные инвесторы), совершающие сделки с акциями (долями) одного и того же хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, находятся в одной стране и по одному и тому же адресу, а также могут составлять одну группу лиц либо осуществлять согласованные действия, направленные на определение решений органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности, в нарушение Закона N 57-ФЗ.
Следует отметить, что сделки, совершенные с нарушением требований Закона N 57-ФЗ, ничтожны, однако отсутствие информации о совершенных сделках в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, в принципе, сводит степень такого признания либо к нулю либо затягивает сроки получения необходимых сведений, в том числе в рамках проводимых оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий, что может нанести урон обороне страны и безопасности государства.
Как указывалось выше, единственным механизмом воздействия на иностранных инвесторов с целью соблюдения действующего законодательства (представления уведомления) в настоящее время является возможность привлечения к административной ответственности согласно части 2 статьи 19.8.2 КоАП.
В свою очередь, указанная норма является малоэффективной ввиду сложности привлечения иностранных компаний к административной ответственности за соответствующие правонарушения, в связи с географической отдаленностью правонарушителей (иностранная юрисдикция), а также уклонением лиц, участвующих в производстве по делу, от получения корреспонденции и от явки в уполномоченный орган для составления протокола по делу об административном правонарушении и вынесения постановления за совершенное правонарушение.
Между тем, несоблюдение срока доставки почтовых отправлений отделениями ФГУП "Почта России" и невозможность отслеживания даты вручения процессуальных документов, направленных через ФГУП "Почта России" иностранным лицам, привлекаемым к административной ответственности также позволяет недобросовестным иностранным инвесторам уходить от ответственности.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации привлечение иностранных инвесторов, не представивших уведомление, в соответствии со статьей 14 Закона N 57-ФЗ к административной ответственности не позволяет устранить факт нарушения Закона N 57-ФЗ, тем самым не позволяет уполномоченному органу выполнять функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Уже имеющиеся случаи непредставления иностранными инвесторами или группой лиц соответствующих уведомлений, предусмотренных статьей 14 Закона N 57-ФЗ, не говоря о неизвестных фактах такого приобретения, требуют введения дополнительных рычагов, побуждающих недобросовестных иностранных инвесторов соблюдать действующее законодательство Российской Федерации.
Предлагаемая законопроектом норма позволит усилить контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, а также предупредит злоупотребления в данной сфере, что является необходимым с учетом нынешних реалий и имеющейся практики применения Закона N 57-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.