Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 17.12.2014 г.)
Федеральным законом от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ внесены изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающие Завершение приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с 1 марта 2015 года. Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Законопроект) направлен на сохранение у отдельных категорий граждан возможности приобретения права собственности на жилые помещения, которые будут предоставлены им из состава государственного и муниципального жилищного фонда после прекращения приватизации такого жилищного фонда и на установления права собственников жилых помещений, имеющих низкие доходы, передать бесплатно в государственную и муниципальную собственность принадлежащие им жилых помещения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действии Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действии Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой" Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в процессе приватизации должен соблюдаться принцип равенства, который распространяется не только на права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией права на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства. В указанном постановлении отмечается, что установив в статье 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.
В связи с этим с 1 марта 2015 года в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ) бесплатная приватизация жилья гражданами Российской Федерации прекращается для всех категорий граждан.
Законопроектом предлагается расширить в пункте 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище и помимо возможности предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда предоставить также возможность в установленных законами случаях предоставлять жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан на условиях устанавливаемой в соответствии с законами платы или в установленных федеральными законами случаях бесплатно.
Законопроект предлагает внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" изменения, устанавливающие право граждан, принятых на учет до 1 марта 2013 года в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, при получении жилого помещения после 1 марта 2015 года выбрать - получить такое жилое помещение по договору социального найма или в собственность бесплатно. При этом получение такого жилого помещения в собственность возможно лишь с согласия всех имеющих право на получение такого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В данном случае, такое получение жилого помещения в собственность бесплатно в отличие от процедуры приватизации жилых помещений будет происходить без этапа заключения договора социального найма.
По согласованию указанных граждан получение жилого помещения бесплатно может осуществляться в общую долевую собственность или в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего. При этом Законопроектом предлагается установить, что возможность получения жилого помещения в собственность не распространяется на граждан, которым ранее было предоставлено в собственность бесплатно жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" или предоставлены бюджетные средства на приобретение жилого помещения в собственность. В Законопроекте специально делается акцент на то, что исключение несовершеннолетних, имеющих право на предоставление такого жилого помещения в собственность бесплатно, из числа граждан, в собственность которых предоставляется жилое помещение, не допускается.
Кроме того, Законопроектом предлагается внести в Федеральный закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изменения, направленные на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания таким лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, права выбора получить предоставленное им жилое помещение по договору социального найма или в собственность бесплатно. Поскольку государство в предложенной норме выполняет обязанность по обеспечению условий для осуществления детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей права на жилище, то получение согласия каких-либо лиц на получение предоставляемого жилого помещения в собственность бесплатно не требуется. Получение указанным лицом предоставляемого жилого помещения бесплатно должно осуществляться только в собственность одного лица, за исключением случая, когда с таким лицом проживают его несовершеннолетние дети. В этом случае жилое помещение предоставляется в общую долевую собственность указанного лица и проживающих совместно с ним его несовершеннолетних детей.
Предложенный законопроектом вариант получения жилого помещения в собственность бесплатно уже применяется в законодательстве Российской Федерации. Так, в частях 1 и 21 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим и увольняемым с военной службы, определенных категорий, предоставлена возможность выбора - получить жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Законопроектом в связи с прекращением с 1 марта 2015 года бесплатной приватизации жилых помещений предлагается предоставить гражданам - собственникам жилых помещений на добровольной основе безвозмездно передать принадлежащие им на праве собственности жилые помещения в муниципальную собственность. Такое право предлагается предоставить гражданам, являющимся малоимущими гражданами и признанными по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Право передавать жилые помещения в государственную или муниципальную собственность предоставляется не только гражданам, ставшим собственниками таких жилых помещений в порядке приватизации, но и их наследникам и другим гражданам, ставшим собственниками жилых помещений по любым основаниям.
Согласно законопроекту передача гражданами в муниципальную собственность жилых помещений, возможна только с письменного согласия всех участников общей (совместной или долевой) собственности на такое жилое помещение, прилагаемого к заявлению собственника, выбранного другими собственниками жилого помещения.
Законопроектом устанавливается процедура принятия решения о приеме жилого помещения в муниципальную собственность уполномоченным органом местного самоуправления.
За время применения Жилищного кодекса Российской Федерации сложилась практика, при которой часть нанимателей по договору социального найма предоставляют свои жилые помещения в пользование иным лицам в поднаем для извлечения прибыли. Фактически это сдача жилых помещений в пользование по договорам "коммерческого" найма. При этом доходы от такой сдачи не декларируются и не облагаются налогом. Часто такое коммерческое использование осуществляется под видом договора безвозмездного пользования. Такое использование жилых помещений извращает социальное назначение жилых помещений жилищного фонда социального использования.
С целью предотвращения теневого использования жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, предоставленных в пользование по договора социального найма для извлечения прибыли при их сдаче в поднаем законопроектом предлагается исключить у нанимателей право сдачи таких помещений в поднаем. Законопроектом не предлагается вводить какие-либо санкции административного характера. Вместо этого предлагается установить новое основание для расторжения договора социального найма - передача жилого помещения или его части по договору поднайма, договору безвозмездного пользования. Указанная мера позволит эффективно воздействовать на нарушителей жилищного законодательства. Защита прав граждан при применении такой меры будет обеспечиваться тем, что расторжение договора социального найма жилого помещения будет применяться по требованию наймодателя в судебном порядке.
Таким образом, положения законопроекта направлены на установление права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по выбору таких граждан по договору социального найма или в собственность бесплатно после завершения 1 марта 2015 года приватизации государственного и муниципального жилищного фонда. При этом, в случае выбора такими гражданами варианта получения жилого помещения в собственность бесплатно право собственности на такое помещение возникнет без предварительного заключения договора социального найма и последующей приватизации жилого помещения, предоставленного по такому договору.
Положения законопроекта направлены на предоставления гражданам - собственникам жилых помещений, имеющим низкие доходы передать принадлежащие им жилые помещения в муниципальную собственность. Таким образом, создаются условия для исправления ситуации с обладанием в результате приватизации 1991 - 2014 гг. жилой недвижимостью гражданами, которые с учетом имеющихся у них доходов не могут в полном объеме самостоятельно нести бремя содержания принадлежавшего им имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.