Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Сценарист"
(подготовлен Минтрудом России 23.12.2014 г.)
Об утверждении профессионального стандарта
"Сценарист"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Сценарист".
Министр М.А. Топилин
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от "__" ______2014 г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Сценарист
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Создание литературно-драматургической основы для последующего использования в кино, на телевидении, для театральных и театрализованных постановок |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Развернуть идею в сюжет, создать драматургически точное произведение, которое включает в себя набор эпизодов и описание средств их воплощения |
Группа занятий:
2451 |
Журналисты и литературные работники |
- |
- |
|
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
59.1 |
Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ |
60.2 |
Деятельность в области телевизионного вещания |
90.0 |
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
Код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Написание сценария для последующей реализации на телевидении, в киноиндустрии, в театре, для создания концертно-зрелищных мероприятий |
6 |
Подготовка и разработка идейно-тематической базы |
А/01.6 |
6 |
Написание сценария на заказ |
А/02.6 |
6 |
|||
Самостоятельное написание сценария для последующей презентации и продажи |
А/03.6 |
6 |
|||
Переработка, адаптация литературных произведений в сценарии |
А/04.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Написание сценария для последующей реализации на телевидении, в киноиндустрии, в театре, для создания концертно-зрелищных мероприятий |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Сценарист |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование, бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Требования к стажу работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2451 |
Журналисты и литературные работники |
ЕКС*(3) |
|
- |
ОКСО*(4) |
071000 |
Литературный работник |
070210 |
Драматургия |
|
ОКСВНК*(5) |
|
- |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Подготовка и разработка идейно-тематической базы |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Поиск темы для сценария (или либретто для театра), исходя из параметров новизны, актуальности, соответствия интересам и запросам целевой аудитории, требований ТВ-редакции (или режиссера) по жанровому направлению, формату |
Выбор темы для сценария, исходя из параметров новизны, актуальности, соответствия интересам и запросам целевой аудитории | |
Выявление системы ценностных ориентаций общества, определение его эстетических, духовных потребностей в сценарии | |
Подача заявок в установленном порядке на участие в конкурсах на разработку сценариев зрелищных мероприятий | |
Определение жанровой составляющей киносценария, хронометража | |
Определение тематической направленности киносценария в рамках выбранного жанра | |
Глубинное исследование темы (ресерч*(6)) для подготовки сценария для телевидения или киносценария | |
Поиск литературных сценариев, а также литературных произведений, на основе которых могут быть созданы литературные сценарии | |
Подборка литературных произведений, на основе которых могут быть созданы экранизации | |
Проработка и определение тематики сценария | |
Проработка и определение проблематики сценария (в том числе в соответствии с тематикой и требованиями, определенными заказчиком) | |
Определение идейной составляющей сценария с учетом жанра и тематики | |
Проработка и определение конфликтной составляющей сценария | |
Проработка концепции будущего сценария для реализации на телевидении или в киноиндустрии | |
Проработка концепции сценария конкретного зрелищного мероприятия с учетом его специфики | |
Нахождение участников реальных событий (героев), экспертов, консультантов | |
Составление логлайна*(7) | |
Составление тематического плана | |
Проработка сюжетного хода сценария | |
Составление тематической или концептуальной заявки | |
Написание синопсиса*(8) | |
Необходимые умения |
Иметь грамотный русский язык |
Владеть литературным языком | |
Выделять значимые актуальные для общества и целевой аудитории темы | |
Проводить мониторинг телевизионных программ | |
Составлять психологический портрет целевой аудитории | |
Пользоваться всеми возможными источниками информации при проведении исследования темы (с обязательной, как минимум тройной перепроверкой информации в рамках подготовки сценария для телевидения) | |
Подготовить линейное изложение событий (синопсис) согласно законам драматургии - завязки, сюжетных поворотов, кульминации, развязки | |
Работать в различных стилистических и жанровых формах | |
Находить художественные визуальные средства и образы для раскрытия темы сценария и необходимого воздействия на аудиторию | |
Безупречно владеть всеми элементами киноязыка | |
Использовать грамотные театральные постановочные решения | |
Использовать опыт отечественных и зарубежных постановок в театре | |
Выделить структурные элементы сценария | |
Учитывать при подготовке сценария массового мероприятия его импровизационный характер, возможность наличия импровизационных моментов, нацеленность на активную вовлеченность зрительской аудитории | |
Определять бюджетную составляющую будущего сценария | |
Ориентироваться на выделяемый бюджет при разработке идейно-тематической базы | |
Выстраивать коммуникации с заказчиком и членами рабочей группы | |
Оформлять необходимые документы по утвержденным образцам | |
Использовать в работе современные технические и программные средства | |
Необходимые знания |
Русский язык |
Основы стилистики, культура речи | |
Художественная отечественная и зарубежная литература | |
История отечественная, зарубежная | |
Основы драматургии, сценарного мастерства | |
История мирового и отечественного кинематографа | |
История мирового и отечественного театра | |
Основы психологии, типологии личности, конфликтологии | |
Психология воздействия аудиовизуального произведения на зрителя | |
Киноязык | |
Телевизионная редактура | |
Драматургия и язык театра | |
Принципы установления контакта и общения зрительской аудитории и актеров в театре ("четвертая стена") | |
Особенности киномонтажа | |
Техника и технология телевизионного производства, кинопроизводства, театральных постановок | |
Основные параметры измерения телевизионных рейтингов телесмотрения*(9) | |
Нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телевизионных программ, кинопродукции | |
Законодательная база об авторском праве | |
Передовой отечественный и зарубежный опыт разработки сценариев для телевидения, для кинофильмов, для массовых зрелищных театрализованных мероприятий, литературных сценариев, либретто для театра | |
Нормативные документы, определяющие требования к проведению массовых зрелищных театрализованных мероприятий | |
Современные технические и программные средства | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Написание сценария на заказ |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Поиск тематических направлений для сценария на телевидении, исходя из требований заказчика, оформленных в виде творческого брифинга |
Использование при разработке сценария всех выразительных средства телевизионного экрана | |
Определение и использование художественных визуальных средств и образов для раскрытия темы сценария и необходимого воздействия на аудиторию | |
Отбор материалов для подготовки литературных сценариев для производства на телевидении, литературного киносценария | |
Согласование постановки задачи с заказчиком (продюсером, режиссером) | |
Создание структурной композиции сценария, исходя из авторской идеи, тематической направленности | |
Разработка героя (героев) и его (их) характеров согласно законам драматургии | |
Определение диалектики и разработка рабочей гипотезы сценария и сюжета | |
Написание диалогов актеров (с учетом возможных постановочных решений), закадровых текстов и прочих аудиальных элементов структурной композиции сценария | |
Написание киносценария | |
Написание литературного сценария | |
Отражение в сценарии возможности использования всех выразительных средства кинематографа | |
Подбор художественных визуальных средств и образов для раскрытия темы сценария и необходимого воздействия на аудиторию | |
Работа над режиссерским сценарием | |
Развитие сюжетных замыслов в соответствии с целями и задачами, поставленными заказчиком | |
Разработка драматургической "Арки героя" | |
Разработка событийного видеоряда | |
Разработка тематической структуры сценария | |
Сеттинг*(10) и разработка "среды обитания" героев сценария | |
Разработка композиционного построения, обеспечивающего художественное единство театрального действия | |
Проработка сценария массового мероприятия с учетом особенностей его адресности (то есть действие происходит в конкретное время в определенном месте) | |
Расстановка акцентов и использование художественных средств для достижения необходимого воздействия на театральную аудиторию | |
Редактирование произведения драматургии, разработка предложений по устранению его недостатков | |
Работа в съемочной группе, консультирование режиссера-постановщика, актеров и других участников съемочной группы по вопросам, связанным с трактовкой сюжета, образов действующих лиц, обстановкой действия | |
Выявление в сценарии: логических несоответствий, эпизодов, сцен, входящих в эпизоды, элементов, не упомянутых в тексте, но необходимых по логике развития событий, сценарных дней | |
Доработка, внесение изменений или дополнений или правок в сценарий по результатам требований продюсера (режиссера, редактора) | |
Согласование концепции с заказчиком на всех этапах работы | |
Контроль соответствия воплощения идеи содержанию заказа | |
Необходимые умения |
Проводить мониторинг телевизионных программ |
Иметь грамотный русский язык | |
Владеть литературным языком | |
Создавать сценарии в различных жанрах | |
Безупречно владеть современными художественно-выразительными средствами кино и телеэкрана | |
Работать в различных стилистических формах | |
Находить художественные визуальные средства и образы для раскрытия темы сценария и необходимого воздействия на аудиторию | |
Выстраивать композиционную структуру сценария, исходя из жанрового своеобразия и специфики фильма, из жанрового своеобразия телевизионного продукта и специфики ТВ-формата | |
Использовать грамотные театральные постановочные решения, опыт отечественных и зарубежных постановок в театре | |
Создавать образы (героев) для раскрытия темы сценария и достижения необходимого контакта со зрительской аудиторией | |
Воссоздавать композиционную архитектонику, фиксируя главные признаки смысла сценария, стилистики, исполнительских особенностей | |
Владеть средствами литературной и художественной образности, средствами сценической выразительности | |
Ориентироваться на выделяемый бюджет при разработке идейно-тематической базы | |
Организовывать и проводить работу в рамках согласованного бюджета | |
Разрабатывать задания для коллектива авторов | |
Работать в команде, выстраивать взаимодействия с режиссером, режиссером-постановщиком и другими членами съемочной или постановочной группы | |
Использовать в работе современные технические и программные средства | |
Необходимые знания |
Русский язык |
Основы стилистики, культура речи | |
Художественная отечественная и зарубежная литература | |
История отечественная, зарубежная | |
История мирового и отечественного кинематографа | |
История мирового и отечественного театра | |
Основы драматургии, сценарного мастерства | |
Техника и технология телевизионного производства, кинопроизводства, театральных постановок | |
Основы психологии, типологии личности, конфликтологии | |
Психология воздействия аудиовизуального произведения на зрителя | |
Принципы установления контакта и общения зрительской аудитории и актеров в театре ("четвертая стена") | |
Основы психологии социального поведения | |
Киноязык, язык театра | |
Телевизионная редактура | |
Законодательная база об авторском праве | |
Передовой отечественный и зарубежный опыт разработки литературных сценариев, либретто для театра | |
Технологии создания произведения театральной драматургии, особенности развития современного театрального искусства | |
Нормативные документы, определяющие требования к проведению массовых зрелищных театрализованных мероприятий | |
Современные технические и программные средства | |
Другие характеристики |
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Самостоятельное написание сценария для последующей презентации и продажи |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подача заявки в установленном порядке на творческий конкурс литературных сценариев по определенной тематике |
Разработка тематической структуры сценария (либретто), исходя из жанровой направленности | |
Определение диалектики и разработка рабочей гипотезы сценария и сюжета | |
Разработка героя (героев) и его (их) характеров согласно законам драматургии телевизионного продукта | |
Разработка героя (героев), характеров, "Арки персонажа" согласно законам драматургии для киносценария | |
Создание структурной композиции сценария, на основе авторской идеи и тематической направленности | |
Написание литературного сценария | |
Разработка событийного видеоряда | |
Написание диалогов для актеров с учетом возможных постановочных решений и в соответствии с законами жанра | |
Проработка сюжетного хода сценария в соответствии с законами драматургии | |
Разработка композиционного построения, обеспечивающего художественное единство театрального действия в соответствии с законами жанра | |
Составление тематической или концептуальной заявки | |
Написание синопсисов и логлайнов для анонсирования сценария | |
Участие в питчингах*(11) в целях последующей продажи сценария | |
Доработка сценария в случае необходимости | |
Необходимые умения |
Проводить мониторинг телевизионных программ |
Изложить кратко в письменной форме основную идею сюжета | |
Подготовить линейное изложение событий (синопсис) согласно законам драматургии - завязки, сюжетных поворотов, кульминации, развязки | |
Иметь грамотный русский язык | |
Владеть литературным языком | |
Использовать грамотные театральные постановочные решения | |
Использовать опыт отечественных и зарубежных постановок в театре | |
Выстраивать композиционную структуру сценария, исходя из жанрового своеобразия театральной постановки | |
Создавать образы (героев) для раскрытия темы сценария и достижения необходимого контакта со зрительской аудиторией | |
Определять бюджетную составляющую будущего сценария | |
Использовать в работе современные технические и программные средства | |
Оформлять необходимые документы по утвержденным образцам | |
Необходимые знания |
Русский язык |
Основы стилистики, культура речи | |
Художественная отечественная и зарубежная литература | |
История отечественная, зарубежная | |
История мирового и отечественного кинематографа | |
История мирового и отечественного театра | |
Основы драматургии, сценарного мастерства | |
Техника и технология телевизионного производства, кинопроизводства, театральных постановок, создания произведения театральной драматургии | |
Основы психологии, типологии личности, конфликтологии | |
Психология воздействия аудиовизуального произведения на зрителя | |
Принципы установления контакта и общения зрительской аудитории и актеров в театре ("четвертая стена") | |
Киноязык, язык театра | |
Телевизионная редактура | |
Законодательная база об авторском праве | |
Передовой отечественный и зарубежный опыт разработки литературных сценариев, либретто для театра | |
Особенности развития современного театрального искусства | |
Нормативные документы, определяющие требования к проведению массовых зрелищных театрализованных мероприятий | |
Современные технические и программные средства | |
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Переработка, адаптация литературных произведений в сценарий |
Код |
А/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Поиск литературных сценариев, а также литературных произведений, на основе которых могут быть созданы литературные сценарии для театра, телевидения, кинематографа или массовых мероприятий |
Адаптация тематических направлений произведения к запросам целевой аудитории | |
Отбор материалов для подготовки литературных сценариев для театральной постановки, производства кинофильма, ТВ-проекта | |
Написание литературного сценария (вариантов) на основе имеющегося литературной основы | |
Создание структурной композиции сценария, исходя из авторской идеи, тематической направленности | |
Разработка событийного видеоряда | |
Разработка либретто | |
Взаимодействие с режиссером, режиссером-постановщиком и другими членами постановочной группы при работе на заказ | |
Осуществление редактирования произведения драматургии, разработка предложений по устранению его недостатков | |
Доработка сценария в случае необходимости | |
Необходимые умения |
Анализировать литературное произведение с точки зрения возможности его перенесения на театральную сцену, с учетом театральных постановочных решений |
Анализировать литературное произведение на предмет его тематической востребованности у целевой аудитории | |
Иметь грамотный русский язык | |
Использовать лучшие практики отечественных и зарубежных адаптаций литературных произведений для театра | |
Выстраивать композиционную структуру сценария, исходя из жанрового своеобразия театральной постановки | |
Владеть литературным языком | |
Находить художественные визуальные средства и образы для раскрытия темы сценария и необходимого воздействия на аудиторию | |
Выстраивать композиционную структуру сценария, исходя из жанрового своеобразия и специфики теле- или кинофильма | |
Определять потенциальную бюджетную составляющую будущего сценария | |
Оформлять готовый сценарий в соответствии с требованиями к нормам оформления | |
Разрабатывать задания для коллектива авторов | |
Работать в составе творческого коллектива | |
Оформлять необходимые документы по утвержденным образцам | |
Использовать современные технические и программные средства | |
Необходимые знания |
Русский язык |
Основы стилистики, культура речи | |
Художественная отечественная и зарубежная литература | |
История отечественная, зарубежная | |
История мирового и отечественного кинематографа | |
История мирового и отечественного театра | |
Основы драматургии, сценарного мастерства | |
Техника и технология телевизионного производства, кинопроизводства, театральных постановок | |
Основы психологии, типологии личности, конфликтологии | |
Психология воздействия аудиовизуального произведения на зрителя | |
Киноязык, язык театра | |
Телевизионная редактура | |
Законодательная база об авторском праве | |
Передовой отечественный и зарубежный опыт разработки литературных сценариев, либретто для театра | |
Технологии создания произведения театральной драматургии, особенности развития современного театрального искусства | |
Нормативные документы, определяющие требования к проведению массовых зрелищных театрализованных мероприятий | |
Современные технические и программные средства | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва |
Проректор Александр Львович Сафонов |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А.Литовчина (ГИТР), г. Москва |
|
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
*(5) Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
*(6) Ресерч - от англ. "research" - исследование.
*(7) Логлайн - это одно предложение, которое описывает основу драматического повествования без разработки характеров героев и ненужных подробностей.
*(8) Синопсис - последовательное, "линейное" изложение событий сюжета.
*(9) Телесмотрение - период времени, который зритель проводит у телевизора.
*(10) Семттинг - среда, в которой происходит действие художественного произведения, настольной или компьютерной игры; место, время и условия действия.
*(11) Питчинг (от англ. "pitch" - выставлять на продажу) - презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.