Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
(подготовлен Минюстом России 27.11.2014 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 7 мая 2013 г. N ИШ-П4-3042 и направлен на совершенствование законодательства об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с неуплатой страховых взносов.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ с 1 января 2010 г. отменен единый социальный налог. В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрен институт страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования), которые не являются налоговыми платежами, в связи с чем оказались исключенными из сферы правового регулирования статей 198 - 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Вместе с тем эти платежи традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной. До введения единого социального налога данные фискальные платежи также осуществлялись в форме страховых взносов. С введением единого социального налога и отменой страховых взносов необходимость специально оговаривать эти платежи в диспозиции названных норм УК РФ отпала.
С учетом того, что страховые взносы не являются больше налоговыми платежами, законодательство о страховых взносах относит администрирование страховых взносов, а также контроль за их уплатой к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации и органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статью 1992 УК РФ, предусматривающие ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) не только по налогам и сборам, но также и (или) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Наряду с этим законопроектом предусмотрено дополнение УК РФ статьями 1993 и 1994, устанавливающими ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенные страхователем - физическим лицом и страхователем - организацией, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, совершенные в крупном либо особо крупном размере.
Согласно примечанию к статье 1993 УК РФ под страхователями - физическими лицами в настоящей статье понимаются плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, обязанные уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Учитывая, что уголовная ответственность по статье 1993 УК РФ наступает при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм указанных взносов, законопроектом предлагается установить крупный размер как сумму, составляющую более шестисот тысяч рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд, либо превышающую один миллион восемьсот тысяч рублей.
Соответственно сумма особо крупного размера в статье 1993 УК РФ должна превышать 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов и составлять более трех миллионов рублей в пределах трех финансовых лет подряд либо превышать девять миллионов рублей неуплаченных страховых взносов.
В статье 1994 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в органы государственных внебюджетных фондов организации. Для целей статьи 1994 УК РФ размер крупного ущерба составляет более двух миллионов рублей за три финансовых года подряд при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов либо превышает шесть миллионов рублей. Особо крупным размером ущерба признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышает тридцать миллионов рублей.
Учитывая пороговые значения крупного и особо крупного размеров, предусмотренных статьями 1993 и 1994 УК РФ, и отсутствие наказания в виде лишения свободы в санкциях части первой статьи 1993 УК РФ, предлагаемые законопроектом меры позволят защитить права наемных работников на социальное обеспечение, в то же время не затронут интересы предпринимателей, не имеющих намерения ввести в заблуждение контролирующие органы.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, сумма неуплаченных страховых взносов в крупном размере за период с 2011 по октябрь 2014 гг. составила 151 465 896 рубле, в особо крупном размере - 42 981 711 рублей. При этом основными неплательщиками страховых взносов являются организации - 8 028.
Количество индивидуальных предпринимателей, уклонившихся от уплаты страховых взносов, за указанный период составило всего 150 человек.
По данным Фонда социального страхования Российской Федерации, сумма неуплаченных страховых взносов составила около 2 млрд рублей за период с
2012 года по первое полугодие 2014 года.
При этом количество административных штрафов, примененных к должностным лицам страхователей (статьи 15.32, 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) за указанный период, составило 49 690.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 2011 по октябрь 2014 года к административной ответственности был привлечен 131 421 человек.
По информации Фонда социального страхования Российской Федерации, возможное поступление страховых взносов в результате принятия законопроекта может составить около 1 662 400 рублей.
По расчетам, представленным Пенсионным фондом Российской Федерации, сумма возможных поступлений страховых взносов от организаций в результате принятия законопроекта может составить около 96 624 984 687 рублей, от индивидуальных предпринимателей - 194 447 608 рублей.
С учетом положений УК РФ вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Законопроектом учтены положения Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", направленного на изменение порядка возбуждения уголовных дел, предусмотренных статьями 198 - 1991 УК РФ.
В частности, статьей 281 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или законодательством Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом представленного налоговым органом или органом контроля за уплатой страховых взносов расчета размера пеней и штрафов.
Наряду с этим законопроектом вносятся изменения в статью 144 УПК РФ, согласно которым регламентируется порядок рассмотрения сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 1993 - 1994 УК РФ, а также механизм направления таких материалов в органы контроля за уплатой страховых взносов.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", согласно которым на полицию возлагается обязанность направлять материалы в следственный орган, уполномоченный производить предварительное следствие, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступлений, предусмотренных статьями 198 - 1994 УК РФ, в порядке, установленном УПК РФ.
Кроме того, законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", направленных на создание механизма взаимодействия между органами контроля за уплатой страховых взносов и правоохранительными органами.
Наряду с этим законопроектом предусмотрено участие органов внутренних дел по запросу органов контроля за уплатой страховых взносов в проводимых ими выездных проверках.
Представляется, что предлагаемые законопроектом меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов будут являться действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защитить фискальные интересы государства, и в то же время не позволят привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.