Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 года N 538"
(подготовлен Минобороны России 23.01.2015 г.)
Целям обеспечения всесторонней модернизации авиационной составляющей оборонного комплекса России служат 929 Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - 929 ГЛИЦ) и военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВП МО РФ), где проводится исчерпывающий перечень летных испытаний новейшей авиационной техники и вооружения перед их поступлением в строевые части. Задачи летных испытаний решают только подготовленные экипажи во главе с летчиками-испытателями первого класса.
Однако в последние годы престиж военной службы летно-испытательного состава 929 ГЛИЦ значительно снизился, наметилась устойчивая тенденция оттока подготовленных летчиков (штурманов)-испытателей 929 ГЛИЦ и ВП МО РФ на предприятия промышленности и в гражданскую авиацию.
С января 2012 г. денежное довольствие летчиков (штурманов) строевых частей и других категорий военнослужащих увеличилось в 2,5 - 3 раза, тогда как денежное довольствие летчика (штурмана)-испытателя возросло в 1,87 - 2,05 раза по сравнению денежным довольствием 2011 года. Фактически произошло уравнивание доходов первоклассного летчика-испытателя и строевого летчика.
Такое уравнивание в денежном довольствии летчиков произошло после издания постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60, в соответствии с которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 538, устанавливающие оклад по воинской должности летчика-испытателя первого класса с учетом повышающего коэффициента 1,4, а строевого летчика первого класса - 1,2. Это и привело к фактическому уравниванию их денежного довольствия.
При этом подготовка летчиков (штурманов)-испытателей до уровня третьего класса (отобранных в строевых частях и имеющих квалификационную категорию первого класса) проходит в течение 2-2,5 лет в центре подготовки летчиков (штурманов)-испытателей. Материальные затраты на первоначальную подготовку каждого испытателя при этом составляют около 33 млн. рублей.
Второй класс летчику (штурману)-испытателю может быть присвоен не ранее, чем через 2-3 года после присвоения третьего класса и дальнейшей подготовки. Таким образом, только через 5-6 лет летчик (штурман)-испытатель может рассчитывать на увеличение оклада по должности на 10 процентов, по сравнению со строевым летчиком при сохранении действующей схемы формирования денежного довольствия испытателей.
Испытатели первого класса в качестве ведущих специалистов проводят летные испытания опытных авиационных комплексов различного назначения на наиболее сложных режимах полета, в том числе и на критических за пределами ограничений. Выезжая в институты и на предприятия промышленности, непосредственно участвуют в принятии технических решений при создании новой авиационной техники. Высокая "стоимость" ошибок при выполнении указанных задач предполагает исключительные требования к их квалификации и специальной подготовке. Подготовка летчика (штурмана)-испытателя до уровня первого класса осуществляется в испытательных полетах и на полигонах, занимает 7-8 лет и обходится государству в сумму 700 - 900 млн. рублей за одного специалиста.
Ситуация, при которой денежное довольствие летно-испытательного состава ненамного превышает денежное довольствие летного состава войскового звена, а с учетом районных коэффициентов оно даже меньше, существенно снижает мотивацию подготовленного летного состава на выбор летно-испытательной работы и участию в конкурсных вступительных экзаменах в 929 ГЛИЦ.
В то же время возрос спрос на подготовленных испытателей в организациях экспериментальной авиации, которые практически утратили свою базу подготовки специалистов. Только за последние 3,5 года 31 летчик и штурман-испытатель первого класса (по годам: в 2011 г. - 10 человек, в 2012 г. - 8 человек, в 2013 г. - 8 человек, в первом полугодии 2014 г. - 5 человек) перешли в вышеуказанные структуры из-за значительно более высокой оплаты за аналогичный летный труд. Уход специалистов-испытателей первого класса неизбежно ведет к форсированию подготовки летчиков (штурманов)-испытателей второго и третьего класса, привлечению их к испытаниям высокой степени сложности, при этом снижается "зачётность" выполненных полетов, что приводит к необходимости их повторения. Стоимость одного испытательного полета в среднем составляет 1 млн. рублей, а с применением опытных (изготовленных в единичных экземплярах) авиационных средств поражения стоимость полета исчисляется десятками миллионов рублей.
Основная причина оттока высококвалифицированных, подготовленных кадров - в разы меньшая оплата за равный труд летно-испытательному составу 929 ГЛИЦ по сравнению с летным составом промышленности и гражданской авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 года N 538 "Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов - испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации" летчику-испытателю первого класса увеличивался оклад по должности на 120 процентов, в то же время военному летчику первого класса оклад по занимаемой должности увеличивался на 45 процентов (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации"). В целом, если сравнивать денежное довольствие летчика-испытателя со строевым летчиком в равной должности (командир авиационной эскадрильи), то денежное довольствие летчика-испытателя было выше примерно в 2 раза.
В целях повышения престижа летно-испытательной работы и обеспечения испытаний перспективной авиационной техники военного назначения высококвалифицированными летчиками (штурманами)-испытателями предлагается принять правительственное решение об установлении для летно-испытательного состава 929 ГЛИЦ и ВП МО РФ повышающего коэффициента к должностному окладу при присвоении квалификационного разряда по занимаемой должности в таких размерах, при которых денежное довольствие летно-испытательного состава возрастет в 2,5-3 раза по сравнению с денежным довольствием 2011 года.
Для реализации вышеперечисленных предложений целесообразно внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г. N 538 и увеличить коэффициенты к окладам по замещаемым воинским должностям летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей 929 ГЛИЦ и ВП МО РФ при присвоении в установленном порядке квалификационного разряда.
Объемы финансирования мероприятий по увеличению коэффициентов к окладам по воинским должностям летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей 929 ГЛИЦ и ВП МО составят 70 млн. рублей в год. Финансирование пенсионеров - испытателей (440 человек) оценивается примерно в 91,1 млн. рублей в год. При этом расходы на денежное довольствие будут произведены за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. Указанные расходы учтены в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и дополнительного выделения бюджетных ассигнований на их реализацию не требуется.
Расходы на пенсионное обеспечение граждан, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2015 году составят 45,5 млн. рублей при условии вступлении в силу постановления с 1 июля 2015 г. Средства на реализацию проекта постановления предлагается предусмотреть при корректировке бюджета по итогам его исполнения в первом полугодии 2015 г.
Положительное решение данного вопроса позволит избежать затрат на восполнение оттока подготовленных специалистов-испытателей и в целом даст экономию государственных средств 3,5-6 млрд. рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.