Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части определения понятий "иностранные финансовые инструменты", "доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты")"
(подготовлен Минфином России 27.01.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части определения понятий "иностранные финансовые инструменты", "доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты") (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "ф" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, а также на основании поручения Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 г. N АД-П13-6397.
Законопроект направлен на снятие неопределенности в нормативном определения понятий "иностранные финансовые инструменты", "доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты".
I. В настоящее время в российском законодательстве понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в Трудовом кодексе Российской Федерации, ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 79-ФЗ) вводится запрет для определенных категорий лиц на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.
Часть 3 статьи 3 Закона N 79-ФЗ содержит требование о прекращении доверительного управления имуществом, предусматривающего инвестирование в иностранные финансовые инструменты, в случае, если учредителем управления выступает лицо, которому в соответствии с Законом N 79-ФЗ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Между тем существуют значительные различия между понятием "иностранные финансовые инструменты", используемым в действующем российском законодательстве, и понятием "финансовые инструменты" применяемым в международной практике.
Так, в статье 51.1 Закона N 39-ФЗ используется понятие "иностранные финансовые инструменты", однако оно касается только тех финансовых инструментов, которые допускаются к обращению в Российской Федерации в качестве ценных бумаг иностранных эмитентов. При этом перечень иностранных финансовых инструментов определяется в соответствии с Положением о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 23 октября 2007 г. N 07-105/пз-н.
Поскольку иностранные финансовые инструменты в основном размещаются и обращаются за пределами Российской Федерации, законопроектом предлагается определить понятие "иностранные финансовые инструменты" с точки зрения международного и (или) иностранного права.
Исходя из обычаев делового оборота и международной практики, финансовым инструментом является договор, в результате которого возникает финансовый актив (или доля участия в капитале организации) у одного лица и финансовое обязательство у другого лица. Данные договоры могут быть двухсторонними либо многосторонними, причем одной из сторон может являться иностранная организация, зарегистрированная на территории иностранного государства. Обусловленное договором право или обязательство получить, передать или произвести обмен финансовыми инструментами само по себе является финансовым инструментом. Цепочка договорных прав или договорных обязательств рассматривается как финансовый инструмент, если в конечном итоге она приведет к получению или выплате денежных средств, либо приобретению или выпуску доли участия в капитале организации.
С учетом изложенного в качестве иностранного финансового инструмента для целей Закона N 39-ФЗ (допуска к обращению в Российской Федерации) предлагается определить договоры и документы, признаваемые в соответствии с нормами международного и (или) иностранного права в качестве финансовых инструментов, за исключением ценных бумаг российских эмитентов, в том числе размещенных на иностранных биржах.
Вместе с тем согласно законопроекту определенным Законом N 79-ФЗ лицам, предоставляется право владеть и пользоваться некоторыми финансовыми инструментами, являющимися иностранными финансовыми инструментами в соответствии с определением, данным в рамках Закона N 39-ФЗ. Указанным лицам также предоставляется право осуществлять доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в эти инструменты.
К таким финансовым инструментам, в частности, относятся договоры и иные документы, признаваемые финансовыми инструментами в соответствии с нормами международного и иностранного права, базисным активом которых являются ценные бумаги российских эмитентов.
Таким образом, законопроектом предусмотрено определение иностранных финансовых инструментов также в целях реализации Закона N 79-ФЗ и других федеральных законов, в которых понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в связи с введением установленных ограничений для определенных категорий лиц. Данное понятие "иностранные финансовые инструменты" включает также доли участия в иностранных организациях, зарегистрированных на территории иностранного государства.
II. Понятие "доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты" предлагается определить в соответствии с нормами действующего российского законодательства, устанавливающими основы "доверительного управления имуществом" и являющимися общепринятыми принципами доверительного управления в мировой практике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Так, пунктом 1 статьи 1013 ГК РФ установлено, что объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 1015 ГК РФ доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 1017 ГК РФ).
Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (пункт 2 статьи 1012 ГК РФ).
Учредитель управления при совершении доверительным управляющим вышеуказанных сделок не может оказывать на них влияние.
Таким образом, доверительным управлением имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты, предлагается считать осуществление прав по иностранным финансовым инструментам, а также участие в договоре доверительного управления имуществом, согласно условиям которого имущество, передаваемое по указанному договору, подлежит или может подлежать инвестированию в иностранные финансовые инструменты, в том числе участие в договоре доверительного управления имуществом с российским (иностранным) банком, предусматривающем инвестирование в иностранные финансовые инструменты.
Соответствующие изменения вносятся законопроектом в Закон N 79-ФЗ.
__________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.