Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен ФТС России 15.12.2014)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 34, ст. 3533; 2009, N 29, ст. 3597; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7641; 2013, N 26, ст. 3207) следующие изменения:
1) в статье 16.1:
а) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
"влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.";
б) исключить часть 4;
2) в статье 16.2:
а) абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.";
б) абзац первый части 3 изложить в следующей редакции:
"3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в одностороннем порядке в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, запретов и ограничений, - ";
в) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.";
г) примечание изложить в следующей редакции:
"Примечание:
1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых они заполнены, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации вышеуказанных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:
таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом по которому являются товары, указанные в сообщении;
таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, когда такого уведомления не требуется;
у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пени, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.
Настоящее примечание не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.".
3. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, изложенные в абзацах втором, третьем, четвертом пункта 2 примечания к настоящей статье.";
3) Статью 16.3 изложить в следующей редакции:
"Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в одностороннем порядке в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.";
4) абзац второй в статье 16.4 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.";
5) в статье 16.7:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в одностороннем порядке в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, запретов и ограничений, - ";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.";
6) в статье 16.12:
а) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
"влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста рублей до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трехсот рублей до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.";
б) абзац второй части 5 изложить в следующей редакции:
"влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.";
7) абзац второй статьи 16.14 изложить в следующей редакции:"
"влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.";
8) абзац второй статьи 16.15 изложить в следующей редакции:
"влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.";
9) в статье 16.19:
а) абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.";
б) абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
"влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.";
10) в статье 16.20:
а) название изложить в следующей редакции:
"Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами";
б) абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.";
в) абзац первый части 2 изложить в следующей редакции:
"2. Пользование, передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение иным способом товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа -";
11) абзац первый в статье 16.21 изложить в следующей редакции:
"Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Таможенного союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в одностороннем порядке в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров -";
12) в части 2 статьи 23.1 слова "частью 2 статьи 16.3" заменить словами "статьей 16.3";
13) пункт 4 части 1.1 статьи 29.9 после слов "частью 3 статьи 20.20" дополнить словами "частями 1 и 2 статьи 16.2".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации пункта 71 плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р.
Законопроект разработан по итогам проведения инвентаризации составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и установленных санкций.
Подготовка законопроекта инициирована предпринимательским сообществом ввиду необходимости создания условий по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
По мнению деловых кругов, санкции составов правонарушений действующей главы 16 КоАП РФ негативно влияют на имущественное и финансовое положение юридических лиц, а также на условия осуществления ими внешнеэкономической деятельности.
Законопроект направлен на совершенствование норм об административной ответственности, исключение неоднозначности описания диспозиций правонарушений и уточнение санкций, исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и их последствиям.
Законопроектом предлагается исключить часть 4 статьи 16.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за представление недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, на этапах, предшествующих таможенному декларированию товаров и их выпуску. Учитывая незначительное количество дел об административных правонарушениях указанной категории (не более 0,05% от общего числа возбужденных таможенными органами дел), исключение ответственности по части 4 статьи 16.1 КоАП РФ не снизит эффективность правовой охраны отношений, связанных с соблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. При этом выявляемые факты таких административных правонарушений охватываются статьей 16.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность в целом за несоблюдение установленных запретов и ограничений вне зависимости от этапов перемещения товаров.
Законопроектом предусмотрено дополнение примечания к статье 16.2 КоАП РФ нормой, предусматривающей освобождение декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров и добровольном сообщении в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведений о недекларировании товаров. При этом лица будут освобождаться от ответственности, если в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, не выявлены административные правонарушения и отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.
Введение по инициативе предпринимательского сообщества института освобождения лиц от административной ответственности за недекларирование товаров обусловлено тем, что при заполнении таможенных деклараций имеют место технические ошибки, допускаемые вследствие пересортицы товаров, неверного указания количества однородных товаров и т.д. Самостоятельно выявляя данные факты и обращаясь в таможенные органы с целью исправления допущенных нарушений и доплаты причитающихся таможенных платежей, декларант либо таможенный представитель в настоящее время подлежат административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, так как добровольное сообщение о совершенном правонарушении на основании статьи 4.2 КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. В связи с этим перед участниками внешнеэкономической деятельности может стоять выбор скрыть допущенные и самостоятельно выявленные нарушения либо сообщить о них и наряду с доплатой причитающихся таможенных платежей дополнительно понести административную ответственность.
Наличие возможности исправить допущенные при таможенном декларировании товаров ошибки и доплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности отвечает принципам справедливости назначения наказания. Указанное положительно скажется на правосознании хозяйствующих субъектов.
Законопроектом в диспозиции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ уточняется момент окончания правонарушения, когда последствия представления недействительных документов не только могут послужить, но и когда уже послужили основанием для несоблюдения запретов и ограничений. При этом конструкция правовой нормы приводится в соответствие с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку по своему содержанию оба состава административных правонарушений вне зависимости от наступления правовых последствий (неуплата таможенных пошлин, налогов либо несоблюдение запретов и ограничений) предусматривают ответственность за заявление недостоверных сведений о товарах при таможенном декларировании.
Административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.3 КоАП РФ, с целью оптимизации конструкции нормы предлагается объединить. Указанный подход соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 4 и статье 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которыми перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, имеющих единую правовую природу вне зависимости от их видов.
Законопроектом также предлагается составы административных правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 16.2, статьями 16.3, 16.7, 16.21 КоАП РФ, дополнить уточняющими положениями об ответственности за несоблюдение запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в одностороннем порядке в целях защиты национальных интересов Российской Федерации. Указанная норма соответствует части 3 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", положениям международных актов, регламентирующих вопросы применения запретов и ограничений государствами - членами Таможенного союза в одностороннем порядке исходя из национальных интересов, а также Указу Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер".
Часть 2 статьи 16.20 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа, дополняется противоправными деяниями, выражающимися в передаче во владение или в пользование, продаже либо распоряжении иным способом такими товарами. Дополнение вызвано наличием в правоприменительной практике фактов, когда лица после наложения таможенным органом в рамках таможенного контроля ареста не используют сами товары, а "выводят" их из-под контроля иным образом, например, путем продажи, утраты, дарения, передачи на хранение иному лицу и т.д.
Законопроект учитывает инициативу предпринимательского сообщества о смягчении административной ответственности и назначении наказаний, соразмерных тяжести совершаемых правонарушений. Из санкций составов правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частью 2 статьи 16.2, статьей 16.7 КоАП РФ, исключено административное наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметами административных правонарушений. Смягчена ответственность за совершение правонарушений по части 3 статьи 16.1, частям 3 и 5 статьи 16.12, статье 16.14, части 3 статьи 16.19 КоАП РФ введением наказания в виде предупреждения. По части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.4, 16.7, 16.15, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20 КоАП РФ существенно снижены минимальные размеры административных штрафов. По частям 3 и 5 статьи 16.12 КоАП РФ при уменьшении нижних пределов штрафных санкций ввиду необходимости назначения соразмерного и адекватного тяжести совершенного правонарушения наказания повышены верхние пределы штрафов.
Указанное позволит лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, индивидуализировать наказания с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, финансового и имущественного положения юридических лиц.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона
"О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет изменений финансовых обязательств государства.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в главу 16, статьи 23.1, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.