Проект Федерального закона "Об охране почв"
(подготовлен Минприроды России 28.01.2015 г.)
ПРОЕКТ
Федеральный закон от _________________ N ___
Об охране почв
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования отношений в области охраны почв как важнейшего компонента окружающей природной среды, а также защиты, восстановления экологических функций почв и направлен на обеспечение устойчивого функционирования окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и благоприятное существование человека в этой среде.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой земли и, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, имеющий специфические генетико-морфологические признаки и свойства, включая плодородие, выполняющий экологические и санитарно-гигиенические функции.
Антропогенно измененные почвы - почвы, свойства которых изменены в результате антропогенного воздействия, способные ограничено выполнять экологические функции.
Искусственные почвы - созданный на землях, почвообразующих (подстилающим) породах с применением специальных технологий почвоподобный слой, способный выполнять экологические функции почв.
Земли - поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами и состоящий из почвообразующего (подстилающего) и почвенного слоев.
Состояние почв - совокупность нормируемых химических, физических и биологических показателей, характеризующих состав, строение, свойства почв, отражающих их способности выполнять экологические и хозяйственные функции.
Качество почв - уровень соответствия совокупности качественных и количественных характеристик состояния почв, почвообразующих (подстилающих) слоев и плодородных слоев условиям, при которых обеспечивается эффективность участия почв в обеспечении благоприятной среды обитания человека, растений и животных.
Экологические функции почв - способность почв обеспечивать устойчивое произрастание травянистой и древесно-кустарниковой растительности, жизнедеятельность почвенных организмов, и поддерживать биоразнообразие естественных экологических систем.
Санитарно-гигиенические функции почв - способность почв поглощать загрязняющие вещества, предотвращать их миграцию в сопредельные природные среды
Плодородный слой почвы - верхний слой почвы, характеризующийся запасами минеральных и органических веществ, которые способны удовлетворять потребность растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде.
Охрана почв - комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на сохранение, восстановление (улучшение) качества почв, а также предотвращение загрязнения, захламления и других негативных воздействий на состояние почв.
Редкие почвы - почвы, сформировавшиеся в уникальных природно-климатических условиях и имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение.
Почвы, находящиеся под угрозой исчезновения, - почвы, необратимо утрачивающие свои свойства или исчезающие как естественные природные объекты.
Нормативы качества почвы - химические, физические и биологические показатели, характеризующие состояние почв, при котором они сохраняют способность выполнять свои функции.
Негативное воздействие на почвы - природное и(или) антропогенное влияние на качество почв, в результате которого снижается либо утрачивается их способность выполнять экологические функции.
Деградация почв - ухудшение качества почв в результате природного и антропогенного воздействий на них, выразившееся в снижении или утрате ими способности выполнять экологические и санитарно-гигиенические функции.
Опустынивание земель - деградация земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека.
Эрозия почв - разрушение почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала.
Загрязнение почв - поступление в почвы химических, радиоактивных веществ и микроорганизмов, которые вызывают ухудшение качества почв, негативно воздействуют на сопредельные компоненты природной среды и окружающую среду России в целом.
Захламление почв и земель - размещение на поверхности почвы или в ее толще (в подстилающих слоях) отходов производства и потребления, а также других предметов, которые ухудшают качество почв, негативно воздействуют на сопредельные компоненты природной среды и окружающую среду в целом.
Нарушение почв - негативное изменение строения почв и подстилающих слоев (профиля почвы), включая снятие почвы, ее перемещение.
Запечатывание территории - покрытие почв водо-, воздухонепроницаемыми материалами вследствие градостроительной и иной деятельности.
Восстановление почв - меры, осуществляемые при рекультивации земель, санации (очистки) и реабилитации загрязненных, захламленных, нарушенных или подвергшихся иным видам деградации почв, направленные на приведение качества почв до состояния, обеспечивающего их способность выполнять экологические функции, а также воссоздание утраченных почв.
Улучшение почв - меры по систематическому улучшению физических, физико-химических и биологических свойств почв, осуществляемые в ходе использования земель в соответствии с их целевым назначением и функциональным зонированием территории, и направленные на обеспечение способности почв выполнять экологические функции.
Вред, причиненный почвам - изменение качества почв, приводящее к частичной или полной утрате способности почв выполнять экологические и санитарно-гигиенические функции в результате нарушения требований в области охраны почв и их рационального использования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Мониторинг почв - мероприятия направленные на осуществление непрерывных наблюдений за состоянием почв, оценки и прогноза изменений состояния почв под воздействием природных и антропогенных факторов.
Требования в области охраны почв - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны почв и окружающей среды.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны почв
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны почв основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также международных нормативных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны почв может предусматривать введение дополнительных экологических требований в области охраны почв.
3. Отношения в области охраны почв и земель, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и международными нормативными правовыми актами, ратифицированными на территории Российской Федерации.
Статья 3. . Предмет и объекты охраны почв
1. Объектом охраны почв являются почвы как естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, имеющий специфические генетико-морфологические признаки и свойства, включая плодородие, выполняющий экологические и санитарно-гигиенические функции, в том числе, почвообразующие (подстилающие) слои (независимо от наличия на них плодородного слоя) - как основа образования и воспроизводства почвенного слоя и плодородные слои почвы - как природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
2. Предметом охраны почв являются способности почв выполнять экологические, санитартно-гигиенические и хозяйственные функции.
Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны и использования почв и земель как компонента природной среды независимо от категории земель и видов разрешенного использования земельного участка.
2. Участниками отношений в области охраны почв являются физические и юридические лица, в том числе иностранные и лица без гражданства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
3. Земельные отношения в области охраны почв регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Охрана почв
Статья 5. Основные принципы охраны почв
1. Почвы в Российской Федерации подлежат охране как компонент природной среды с учетом специфики природно-климатических условий в соответствии с почвенно-географическим районированием территории Российской Федерации и особенностей разрешенного вида использования земельных участков в соответствии с территориальным зонированием. Приоритет в сохранении имеют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, а также плодородный слой почвы.
2. Основными принципами охраны и рационального использования почв являются:
- приоритет сохранения почв как важнейшего средообразующего природного компонента при использовании земель;
- минимизация негативного воздействия на почвы при хозяйственной деятельности и обеспечение постоянного его снижения;
- обеспечение применения почвозащитных технологий и других мер по предотвращению загрязнения, деградации почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- своевременные проведение почвенных обследований и выявление негативных изменений состояния почв, их деградации, загрязнения и захламления;
- обязательность проведения мероприятий по восстановлению деградированных почв;
- научная обоснованность мер по охране почв и их восстановлению;
- гласность, полнота и достоверность информации об экологическом состоянии почв, а также о принимаемых мерах по их восстановлению (улучшению);
- участие общественности при принятии решений в области охраны почв;
- неотвратимость ответственности за вред, причиненный почвам как компоненту природной среды;
- соблюдение при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны почв, показателей качества почв;
- учет и соблюдение установленных минимальных размеров территорий с открытыми (незапечатанными) почвами;
учет природных условий формирования почв и видов их хозяйственного использования при установлении норм допустимого экологического состояния почв и антропогенного воздействия на них.
Статья 6. Охрана почв.
1. Мероприятиями по охране почв являются:
1) принятие и выполнение целевых программ в области охраны и рационального использования почв, в том числе программы по борьбе c эрозией, опустыниванием и деградацией почв;
2) разработка региональных нормативов экологического качества почв и антропогенного воздействия на почвы с учетом природных условий и видов хозяйственного использования земель;
3) восстановление (рекультивация) загрязненных, захламленных, деградированных почв, а также почв и подвергшихся негативному воздействию при хозяйственной и иной деятельности;
4) осуществление мониторинга почв;
5) установление обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рациональному использованию и сохранению плодородия почв;
6) установление максимального процента площади запечатанной (покрытой водо- и воздухонепроницаемыми материалами вследствие застройки, асфальтирования и иной деятельности) части земельного участка, определяемый как отношение площади земельного участка в границах соответствующей территориальной зоны, ко всей площади земельного участка;
7) экономическое регулирование охраны и рационального использования почв;
8) применение административной и иных видов ответственности за нарушение установленных требований в области охраны и рационального использования почв;
9) иные меры, предусмотренные законодательством.
2. В целях охраны почв собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) соблюдению нормативов качества почв, обеспечивающих соответствующие условия для роста и развития растений, сохранению их плодородия;
2) защите почв от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения, захламления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, восстановлению (рекультивации) деградированных и (или) нарушенных земель
5) восстановлению плодородия почв;
6) сохранению плодородия почв.
Статья 7. Права граждан и общественных объединений в области охраны почв
В области охраны и рационального использования почв граждане и общественные объединения имеют право:
1) обращаться в органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные организации за получением достоверной информации о состоянии почв и принимаемых мерах по их охране, а также с предложениями об отмене решений органов исполнительной власти о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на почвы и земли, нарушающих требования законодательства РФ в области охраны и рационального использования почв и земель;
2) сообщать в соответствующие органы государственной власти о фактах нарушения установленных требований по охране и рациональному использованию почв и земель;
3) содействовать органам государственной власти в осуществлении мероприятий по охране и рациональному использованию почв и земель;
4) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
Глава 3. Рациональное использование почв.
Статья 8. Общие требования к рациональному использованию почв
При использовании почв должны выполняться следующие требования:
1) соблюдение федерального законодательства, законов субъектов РФ, а также иных нормативных правовых актов в области охраны и рационального использования почв;
2) осуществление необходимых мероприятий по охране почв, их рациональному использованию, сохранению плодородия почв, а также мероприятий по предотвращению эрозии, деградации, опустынивания почв в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) принятие мер по устранению последствий негативных воздействий на почвы и восстановлению деградированных почв;
4) восстановление почв в соответствии с установленными требованиями к их качеству и составу в зависимости от дальнейшего функционального использования данной территории - в случае ликвидации, консервации, вывода или перебазирования предприятий;
5) использование на объектах благоустройства и озеленения почвогрунтов, соответствующих экологическим требованиям, установленным нормативными правовыми актами.
6) осуществление работ по задернению (созданию газона) или мульчированию почв (покрытию поверхности почв водо- и воздухопроницаемыми материалами) в соответствии с Правилами, утверждаемыми органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
7) исполнение иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по охране и рациональному использованию почв и земель.
Статья 9. Требования по охране и рациональному использованию почв при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности
1. Выбор земельного участка для размещения объектов хозяйственной и иной деятельности должен осуществляться на основе материалов оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, содержащих сведения о качестве почв, прогнозе его изменений на территориях прямого или косвенного влияния планируемой деятельности, с приоритетом максимального сохранения земельных участков с ценными, недеградированными, незагрязненными и плодородными почвами.
2. При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности должны учитываться нормативы качества почв и предусматриваться мероприятия по предупреждению деградации и загрязнения почв на участках размещения этих объектов и прилегающих к этим объектам территориях.
3. При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к нарушению или запечатыванию почв должны предусматриваться мероприятия по раздельному снятию, хранению и последующему использованию плодородного и других слоев почвы для рекультивации земель и улучшения земель.
4. Размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности должно осуществляться при положительном заключении предусмотренных законодательством Российской Федерации государственных экспертиз проектной документации.
5. Эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности должна проводиться в соответствии с требованиями, нормами и правилами в области охраны почв и не приводить к деградации и загрязнению почв.
6. В случаях если загрязненные почвы представляют угрозу жизни и здоровью населения, хозяйствующие субъекты, в результате осуществления хозяйственной деятельности которых почвы загрязнены, обязаны провести работы по снятию, транспортировке загрязненных слоев почвы на объекты размещения отходов и провести рекультивацию нарушенных земель.
7. При ликвидации или консервации объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на почвы, физические или юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на указанных объектах, обязаны обеспечить проведение обследования состояния почв на территориях размещения объектов и прилегающих территориях, в границах которых ухудшено состояние почв под воздействием рассматриваемого объекта хозяйственной деятельности а также реализацию мероприятий по восстановлению почв до состояния, при котором они способны выполнять свои экологические функции и быть пригодными для дальнейшего использования земельных участков по целевому назначению.
8. Для предупреждения деградации почв в регионах, подверженных процессам опустынивания, а также почв в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, нормируется воздействие на почвы от выпаса скота с учетом особенностей их использования, а также проводятся мероприятия по обустройству пастбищ, обеспечивающие сохранение почв и высокую продуктивность пастбищ, предотвращение процессов деградации земель.
9. Дополнительные требования по охране и рациональному использованию почв при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, землях лесного, водного фондов, землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов могут устанавливаться нормами специальных федеральных законов.
Статья 10. Минимальные размеры территорий с открытыми (незапечатанными) почвами
1. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды на землях городских поселений при застройке, благоустройстве и иной деятельности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды устанавливаются минимальные размеры земельных участков с открытыми (незапечатанными) почвами в пределах функциональных планировочных образований в соответствии с функциональным назначением и ландшафтным зонированием территории.
2. Минимальные размеры территорий с открытыми (незапечатанными) почвами должны в обязательном порядке учитываться при принятии органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации решений о предоставлении земельных участков под застройку и другие виды деятельности, приводящие к запечатыванию территории.
3. Минимальные размеры территорий с открытыми (незапечатанными) почвами, устанавливаемые на территории субъектов Российской Федерации, должны обеспечивать соблюдение максимального процента площади запечатанной части территории в границах субъекта Российской Федерации в размере не более двух третей всей площади территории субъекта Российской Федерации.
4. Территории, запечатанные без соблюдения требований законодательства в области охраны почв, подлежат распечатыванию, а нарушенные почвы - восстановлению физическими или юридическими лицами, виновными в неправомерном запечатывании.
Статья 11. Особенности охраны почв на землях сельскохозяйственного назначения
1. При планировании хозяйственной и иной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения, включая освоение новых земель, на схемах территориального планирования и иной проектной документации должны предусматриваться мероприятия по предотвращению деградации и загрязнения почв, сохранению и повышению плодородия почв, улучшению состояния почв.
2. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения хозяйствующие субъекты обязаны использовать наилучшие доступные почвозащитные технологии, обеспечивающие предотвращение деградации и загрязнения почв.
3. Внесение органических и минеральных удобрений в почву на землях сельскохозяйственного назначения в целях повышения плодородия почв и продуктивности земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в соответствии с установленными нормами и правилами и не приводить к их накоплению в почве в количествах, опасных для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
4. Применение для целей улучшения качества почв химических, биологических и иных веществ, а также продукции и технологий допускается при наличии разрешительной документации, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.
Статья 12. Требования по восстановлению деградированных и загрязненных почв
1. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, почвы которых подверглись деградации, захламлению и загрязнению, обязаны обеспечить восстановление (рекультивацию) почв до состояния, соответствующего нормативам качества почв.
Компенсация затрат собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков на восстановление (рекультивацию) деградированных, захламленных и загрязненных почв проводится за счет лиц, действия или бездействия которых привели к деградации и загрязнению почв.
В случаях, если лицо, по вине которого произошла деградация и\или загрязнение, захламление почв, не установлено, восстановление деградированных, захламленных и загрязненных почв на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется специализированными организациями за счет средств соответствующих бюджетов. Восстановление таких земельных участках, собственность на котором не разграничена осуществляется специализированными организациями за счет средств бюджета Российской Федерации.
2. Мероприятия по восстановлению деградированных, захламленных и загрязненных почв разрабатываются на основе современных научно-обоснованных способов и методов восстановления почв с учетом вида и степени деградации, вида и уровня загрязнения почв, природной способности почв к самовосстановлению и самоочищению, а также с учетом целевого назначения земель.
3. Проектная документация, содержащая мероприятий по восстановлению (рекультивации) должна содержать обоснование способа, технологических этапов рекультивации, обеспечивающих создание условий для процессов почвообразования и восстановления плодородия почв и других свойств почв, а также сроков достижения нормативов качества почв с учетом целевого назначения земель.
4. При восстановлении деградированных и загрязненных почв может вводиться специальный режим использования земельных участков, направленный на уменьшение антропогенной нагрузки и обеспечение восстановления функций почв, а также предусматривающий введение ограничений или запрета на отдельные виды пользования.
В случаях, когда использование земельных участков с деградированными и загрязненными почвами по целевому назначению приводит к дальнейшему ухудшению состояния почв и представляет угрозу жизни и здоровью людей, проводится консервация земельных участков с полным или частичным исключением их из хозяйственного оборота в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
5. В случаях загрязнения почв в результате аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, работы по санации почв проводятся одновременно с работами по ликвидации аварийной ситуации или непосредственно после их завершения в соответствии с заранее разработанными, утвержденными в установленном законодательством порядке планами локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Конкретные виды восстановительных работ, а также условия их проведения на конкретных земельных участках, почвы которых подверглись загрязнению в результате аварийной ситуации, должны быть согласованы с собственниками земельных участков и органами местного самоуправления, на территориях которых произошла авария в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Невыполнение обязанностей по улучшению земель, охране почв, предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв является основанием для принудительного лишения прав на земельный участок в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного почвам.
Статья 13. Требования к использованию снятого плодородного слоя почвы
1. Физические и юридические лица, деятельность которых может привести к нарушению почв, их запечатыванию, обязаны обеспечить снятие, транспортировку и сохранение плодородного слоя почвы.
2. Снятый плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель, восстановления деградированных почв в установленном субъектом Российской Федерации порядке в зависимости от социально-климатических условий территорий. При невозможности использования плодородного слоя почвы (почвогрунтов) для рекультивации земель, с поверхности которых он был снят, данный плодородный слой используется на других земельных участках для восстановления деградированных почв, повышения плодородия почвы, а также в других целях.
3. Плодородные слои почвы, снимаемые на территориях городских, сельских и иных поселений, используются для озеленения и благоустройства этих территорий при соответствии их гигиеническим нормативам качества почв.
4. Вывоз образцов почв и почвенных коллекций из Российской Федерации в научных целях допускается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Глава 4. Государственное управление в области охраны почв
Статья 14. Государственное управление в области охраны почв
Государственное управление в области охраны почв осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статья 15. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны почв относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в области охраны почв на территории Российской Федерации;
установление критериев и порядка разработки и утверждения нормативов качества почв;
формирование единой нормативно-методической базы в области охраны почв;
формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны почв;
установление порядка организации государственного надзора в области охраны почв, организация и осуществление государственного в области охраны почв на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
разработка, утверждение и обеспечение ведения порядка ведения мониторинга почв и земель;
организация и финансирование государственного мониторинга почв и земель обеспечение его проведения;
ведение Государственного фонда данных государственного мониторинга почв и земель;
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв;
организация информирования населения о загрязнении почв;
определение порядка отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения и порядка ведения Красной книги почв Российской Федерации;
ведение Красной книги почв Российской Федерации;
установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного мониторинга почв и земель, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией;
утверждение методики определения размера вреда, причиненного почвам, и методики выявления, учета и оценки накопленного экологического вреда, нанесенного почвам в результате прошлой хозяйственной деятельности;
определение порядка вывоза образцов почв и почвенных коллекций из Российской Федерации;
определение порядка ведения почвенных карт Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
предъявление исков о возмещении вреда, причиненного почвам, выявленного в результате проведения государственного экологического надзора в области охраны почв, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти на объектах федерального надзора;
определение порядка проведения обследования почв, а также аккредитация испытательных лабораторий (центров) на обследование и оценку качества почв в рамках федерального государственного экологического надзора;
осуществление иных полномочий в области охраны почв в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны почв.
Статья 16. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
разработка и реализация региональных целевых программ охраны почв;
участие в организации и проведении государственного мониторинга почв;
утверждение нормативов качества почв с учетом типов почв и целевого назначения земель;
информирование населения о состоянии почв и выполнении программ улучшения качества почв;
участие в проведении государственной политики в области охраны почв на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
организация и осуществление государственного экологического надзора в области охраны почв на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
создание и ведение почвенных карт территории субъекта Российской Федерации;
предъявление исков о возмещении вреда, причиненного почвам, выявленного в результате проведения государственного экологического надзора в области охраны почв, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением объектов федерального надзора;
установление Правил проведения работ по задернению и мульчированию почв;
установление Порядка использования снятого плодородного слоя почв, в том числе, требований к качеству плодородного слоя почв по содержанию в них гумуса и мощности;
установление минимальных размеров незапечатанных территорий на землях поселений и в целом по территории субъекта Российской Федерации в рамках генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов и разработки положения о территориальном планировании.
Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны почв
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны почв в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Нормирование качества почв
1. В целях определения допустимого уровня безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на человека, а также на почвы, земли и другие компоненты природной среды устанавливаются нормативы качества почв.
2. Нормативы качества почв устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации
Статья 19. Мониторинг почв и земель
Мониторинг почв и земель является подсистемой государственного мониторинга окружающей среды Российской Федерации (экологического мониторинга) и осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и земельного законодательства.
Задачами системы государственного экологического мониторинга в сфере охраны почв являются:
1) оценка соответствия состояния почв установленным нормативам качества, экологическим требованиям в зависимости от природных условий, функционального назначения территорий и целевого использования почв;
2) своевременное выявление негативных изменений состояния почв, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по их устранению;
3) выявление источников негативного воздействия на почвы, оценка характера и уровня воздействия указанных источников, прогноз и выработка рекомендаций по устранению либо минимизации негативных воздействий на почвы;
4) информационное обеспечение осуществления государственного экологического контроля в области охраны почв, иных функций управления в указанной области, проведения государственных экспертиз;
5) обеспечение граждан информацией о качестве почв.
Статья 20. Государственный фонд данных государственного мониторинга почв и земель.
1. Государственный фонд данных государственного мониторинга почв является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных о качестве почв и включающей в себя информацию, содержащуюся в:
почвенных картах субъектов Российской Федерации;
базах данных единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
Актах обследования почв;
государственном кадастре недвижимости, если объектом кадастрового учета является земельный участок.
2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного мониторинга почв, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного мониторинга почв, обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.
4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
6. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для принятия мер по обеспечению безопасности населения.
Статья 21. Обследование почв
1. Обследование почв проводится в целях определения их качества (в том числе, после восстановления и улучшения), выявления земельных участков или их частей, представляющих опасность для других компонентов природной среды и здоровья человека вследствие деградации почв, а также в целях определения размера вреда, причиненного почвам, окружающей среде вследствие деградации почв.
2. Обследование проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке на проведение указанного вида работ. Аналитические исследования проб почв, отобранных при их обследовании, проводится испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными на определение показателей состояния почв.
3. Результаты обследования почв оформляются Актом обследования, форма которого устанавливается специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, содержащим сведения о состоянии почв, почвообразующих (подстилающих) слоев и плодородных слоев почвы, характеризующихся их наличием и объемом на земельном участке, составом (количественным и качественным), строением, свойствами, способностью к выполнению экологических и хозяйственных функций.
Акт обследования является частью землеустроительной документации и входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
4. При продаже земельных участков и права их аренды из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, обследование почв проводится за счет средств бюджета Российской Федерации; при продаже земельных участков и права их аренды из земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, обследование почв проводится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; при продаже земельных участков и права их аренды из земель, находящихся в собственности муниципального образования и земель, права на которые не разграничены, обследование почв проводится за счет средств местного бюджета. При предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без процедуры торгов обследование почв проводится за счет арендатора земельного участка.
Акт обследования включается в состав конкурсной документации (документации об аукционе) и является приложением к договору купли-продажи, договору аренды земельного участка и иным договорам. В случае, если по результатам обследования почв выявлено несоответствие их качества установленным требованиям, в договор купли-продажи, договор аренды земельного участка и иные договоры включается условие о проведении работ по восстановлению качества почв покупателем, арендатором земельного участка в установленный срок.
5. При прекращении договора аренды земельного участка обследование почв осуществляется за счет средств арендатора земельного участка. В случае выявления несоответствия качества почв установленным требованиям, арендатор обязан провести мероприятия по восстановлению почв. В случае выявления ухудшения состояния почв виновные лица несут ответственность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
6. При продаже, предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в собственности гражданина или юридического лица, либо распоряжении им иным образом обследование почв осуществляется за счет средств собственника земельного участка. Акт обследования прилагается к договору купли-продажи, договору аренды земельного участка, другим договорам. В случае если обследование почв не проведено, ответственность за их состояние несет новый собственник, арендатор, иной правообладатель земельного участка.
7. При ликвидации, консервации, выводе или перебазировании объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на почвы, обследование почв осуществляется за счет средств владельцев указанных объектов.
8. Правообладатели земельных участков освобождаются от возмещения выявленного накопленного экологического вреда почвам, размер которого рассчитывается на основании Методики выявления, учета и оценки накопленного экологического вреда, нанесенного почвам в результате прошлой хозяйственной деятельности, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в случае занесения по их инициативе в государственный кадастр недвижимости сведений о вреде, причиненном почвам до приобретения ими прав на соответствующие земельные участки (их части).
Статья 22. Почвенные карты
1. Почвенная карта отображает распространение почв на земной поверхности (их типов), а также механический состав, физико-химические свойства почв и почвообразующих пород в границах субъекта Российской Федерации (почвенная карта субъекта Российской Федерации)
2. Почвенная карта составляется с использованием данных государственного мониторинга почв, актов обследования почв, сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также иной документированной информации о почвах.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды организует составление и актуализацию почвенной карты Российской Федерации на основе почвенных карт субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды обеспечивает создание и актуализацию почвенной карты своей территории.
На почвенной карте отображаются все почвы, в том числе деградированные почвы и почвы, требующие особой охраны.
4. Порядок формирования и актуализации почвенных карт Российской Федерации и субъектов Российской Федерации утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Статья 23. Учет качества почв при проведении государственной кадастровой оценки земель в зависимости от целевого назначения
1. При проведении государственной кадастровой оценки земель в обязательном порядке учитываются материалы землеустроительной документации, в том числе, актов обследования почв на соответствующем земельном участке (его части).
2. В государственной кадастровой оценке земель участвуют в качестве экспертов в сфере оценки качества почв:
а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:
высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (0207701 - почвоведение 5 лет, 0207700 - почвоведение 6 лет; 020800 - экология и природопользование 6 лет, 020801 - экология 5 лет);
занимаемая научная должность в профильном научном учреждении;
предшествующий стаж практической работы по профилю деятельности не менее 10 лет;
знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области охраны почв;
умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;
б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.
Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
1. В целях сохранения природного разнообразия почв редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат особой охране и заносятся в Красную книгу почв Российской Федерации.
2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения и порядок ведения Красной книги почв Российской Федерации определяются органом федеральным государственным исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
3. Красная книга почв Российской Федерации ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения почв и является сводом данных о соответствующих почвах, а также о необходимых мерах по их сохранению и восстановлению.
4. Занесение почв в Красную книгу почв Российской Федерации является основанием для установления особого правового режима, при котором допускается ограничение или запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности.
Глава 5. Экономическое регулирование охраны почв
Статья 25. Возмещение вреда, причиненного почвам
1. Возмещение вреда, причиненного почвам, осуществляется виновным лицом добровольно или по решению суда. Определение размера вреда, причиненного почвам, осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной государственным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды.
2. Возмещение вреда, причиненного почвам, производится в денежной форме или в форме непосредственного проведения восстановительных (рекультивационных) работ на участке, подверженном негативному воздействию (натуральная форма). Форма возмещения вреда определяется органом исполнительной власти Российской, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды.
Статья 26. Возмещение вреда, причиненного почвам, в денежной форме
При возмещении вреда, причиненного почвам и землям, в денежной форме физические или юридические лица, его причинившие, перечисляют в бюджет Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга денежную сумму (платеж) в размере, определенном на основании Методики, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статья 27. Возмещение вреда, причиненного почвам, в натуральной форме
1. Возмещение вреда, причиненного почвам, в натуральной форме осуществляется путем проведения рекультивационных, реабилитационных работ и (или) работ по санации почв за счет средств физических или юридических лиц, причинивших вред почвам.
2. Возмещение вреда, причиненного почвам, в натуральной форме при неправомерном запечатывании территории осуществляется физическими или юридическими лицами путем проведения мероприятий по ее распечатыванию и обеспечению в установленном порядке восстановления почв.
3. Вред, причиненный почвам, считается возмещенным в натуральной форме после предоставления органу исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды и органу, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, Акта обследования почв, подтверждающего восстановление качества почв.
Статья 28. Меры экономического регулирования охраны почв
1. Мерами экономического регулирования охраны почв являются организация финансирования и кредитования мероприятий по охране почв, реализация мероприятий по ликвидации и предотвращению накопленного ущерба, а также иные меры.
2. Источниками финансирования мероприятий по охране, рациональному использованию почв являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, средства, организаций, граждан, безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования, иные не запрещенные законодательством источники.
3. Деятельность по охране, рациональному использованию почв осуществляется в рамках реализации целевых программ в области охраны и рационального использования почв и иных нормативных правовых актов.
Глава 6. Государственный надзор в области охраны почв
Статья 29. Государственный надзор в области охраны почв
1. Под государственным надзором в области охраны почв понимается деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны почв, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований в области охраны почв, анализу и прогнозированию состояния их соблюдения при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Государственный надзор в области охраны почв в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3. Государственный надзор в области охраны почв осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды (федеральный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (региональный надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 30. Права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора в области охраны почв
1. Должностные лица органов государственного надзора в области охраны почв, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований в области охраны почв, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда почвам, а также сопредельным природным компонентам, и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований в области охраны почв, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны почв, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного почвам.
2. Должностные лица органов государственного надзора в области охраны почв обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны почв;
разъяснять нарушителям законодательства в области охраны почв их права и обязанности;
соблюдать требования законодательства.
3. Органы государственного надзора в области охраны почв могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного почвам.
4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Зачисление денежных средств, взысканных в виде административных штрафов
1. Денежные средства, взысканные в виде административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, подлежат зачислению в зависимости от взыскания должностным лицом органа федерального или регионального государственного экологического контроля в полном объеме соответственно в бюджет Российской Федерации либо в бюджет субъекта Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 33. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования за исключением частей 2-7 статьи 21, статьи 23 и части 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.
2. До 1 января 2017 года устанавливается переходный период применения частей 2-7 статьи 21 и части 3 статьи 27 настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета земельных участков в части внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об оценке качества почв, почвообразующих (подстилающих) слоев и плодородных слоев почвы, характеризующего их наличие и объем на земельном участке, состав, строение, свойства, способности к выполнению экологических и хозяйственных функций на основании Акта обследования почв.
3. Заполнение соответствующего раздела государственного реестра объектов недвижимости, а также внесение в кадастровые дела объектов Актов обследования почв как землеустроительного документа осуществляется по инициативе правообладателей земельных участков (их частей).
4. С 01 января 2017 года кадастровый учет в связи с образованием или созданием земельного участка, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных законодательством о государственном кадастровом учете недвижимости сведений об объекте недвижимости без предоставления Акта обследования почв не осуществляется, а осуществление кадастрового учета подлежит приостановке до момента предоставления заявителем в орган кадастрового учета Акта обследования почв.
5. До 1 января 2015 года устанавливается переходный период применения статьи 23 настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков (их частей) в части обязательного учета качества почв.
6. С 01 января 2015 года кадастровый учет в связи с образованием или созданием земельного участка, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных законодательством о государственном кадастровом учете недвижимости сведений об объекте недвижимости без предоставления отчета об определении кадастровой стоимости, составленного с соблюдением требований настоящего Федерального закона, не осуществляется, а осуществление кадастрового учета подлежит приостановке до момента предоставления заявителем в орган кадастрового учета отчета об определении кадастровой стоимости.
Президент |
|
Москва, Кремль
__ ______ 201_ года
N __-ФЗ
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.