Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения"
(подготовлен Минтрудом России 27.01.2015 г.)
Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - постановление) разработан Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти во исполнение статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Структура и содержание Госпрограммы соответствуют требованиям Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690.
Основными направлениями Госпрограммы являются: реализация мероприятий активной политики занятости населения и социальная поддержка безработных граждан, совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы, развитие институтов рынка труда.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Козака от 20 октября 2014 г. N ДК-П13-7822 о перераспределении основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" в Госпрограмму, начиная с 2015 года, добавлена Подпрограмма 4 "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Реализация Госпрограммы рассчитана на период 2013-2020 годов.
Целью Госпрограммы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих тактических задач:
предотвращение роста напряженности на рынке труда;
привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
содействие поддержанию высокой квалификации и здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан;
стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
На решение поставленных задач направлены четыре подпрограммы:
1. "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан". Целью подпрограммы является предотвращение роста напряженности на рынке труда.
2. "Внешняя трудовая миграция". Целью подпрограммы является привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
3. "Развитие институтов рынка труда". Целью подпрограммы является содействие поддержанию высокой квалификации и здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан;
4. "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Соисполнителем Госпрограммы является Федеральная миграционная служба.
Участниками Госпрограммы являются Федеральная служба по труду и занятости, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Распределение объемов бюджетных ассигнований на 2015 - 2017 годы на реализацию Госпрограммы и по подпрограммам осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Общий объем финансирования Госпрограммы составляет 599 541,5 млн. руб. Из них 2015 г. - 79 857,2 млн. руб., 2016 г. - 80 473,2 млн. руб., 2017 г. - 69 548,3 млн. руб.
Финансирование Госпрограммы в 2015-2017 годах распределено по главным распорядителям бюджетных средств в следующих объемах:
Федеральная служба по труду и занятости - 130 372,8 млн. руб.;
Федеральная миграционная служба - 84 880,9 млн. руб.;
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - 1 363,0 млн. руб.;
Министерство иностранных дел Российской Федерации - 302,3 млн. руб.
Министерство финансов Российской Федерации - 12 959,7 млн. руб. (резерв на социальные выплаты безработным гражданам).
Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты реализации программы, являются:
уровень безработицы;
уровень регистрируемой безработицы;
уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;
удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников;
количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда (снижен класс (подкласс) условий труда);
количество участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и зарегистрированных в территориальных органах Федеральной миграционной службы.
Перечень целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы определен на основе следующих принципов:
охват наиболее значимых мероприятий программы;
максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
наблюдаемость и неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации программы;
регулярность формирования отчетных данных (1 раз в год);
применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
наличие объективных источников информации;
возможность получения отчетных данных с минимально возможными затратами.
Перечень целевых показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых социально-экономических обстоятельств, оказывающих существенное влияние на рынок труда.
По итогам реализации Госпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
повышение мобильности трудовых ресурсов за счет принятия участия в соответствующих региональных программах;
удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счет внешней трудовой миграции;
снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения профессиональных стандартов;
обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
поддержание социальной стабильности в обществе;
увеличение количества участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", и членов их семей, прибывших в Российскую Федерацию и зарегистрированных в территориальных органах Федеральной миграционной службы, до 55 тыс. человек.
Общий вклад программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается в создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.
Государственная программа реализуется в 2013-2020 годах. Этапы реализации программы не выделяются.
В качестве нового направления расходов на 2015 - 2017 годы, в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусмотрена реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов.
С этой целью выделены средства в виде субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" в размере 2,0 млрд. рублей ежегодно.
Реализация указанного мероприятия позволит оказать работодателям, реализующим инвестиционные проекты в субъектах, входящих в перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, финансовую поддержку при приеме на работу работников из других субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.