Проект Распоряжения Правительства Российской Федерации "Об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Российской Федерации на период до 2020 года"
(подготовлен Минздравом России 02.02.2015 г.)
1. Утвердить прилагаемую Государственную стратегию противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке региональных целевых программ и иных программных документов.
4. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить до 30 ноября 2015 г. план мероприятий по реализации Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства |
Д.Медведев |
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от N
Государственная стратегия противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Российской Федерации на период до 2020 года
I. Введение
1. Государственная стратегия противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Российской Федерации на период до 2020 года (далее -Стратегия) определяет цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики Российской Федерации в данной области. Стратегия является основой для деятельности и конструктивного взаимодействия государственных органов всех уровней управления, органов местного самоуправления, государственных, частных и неправительственных организаций и общественных объединений в деле противодействия распространению ВИЧ-инфекции в рамках законодательства Российской Федерации.
2. Необходимость принятия Стратегии обусловлена неблагоприятной динамикой распространения ВИЧ-инфекции в стране, усилением вследствие роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией и СПИДом таких негативных тенденций как высокий уровень смертности и выход эпидемии из уязвимых групп риска в общее население, что создает угрозы для демографической ситуации и экономического развития страны.
3. Эпидемия ВИЧ-инфекции представляет собой социо-медико-биологическое явление, несущее угрозу жизни, здоровью и благополучию населения, национальному благосостоянию и безопасности. Эпидемия отличается чрезвычайной динамичностью, нарастающим негативным эффектом, изменчивостью и высокой устойчивостью по отношению к мерам противодействия.
4. Современная ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации характеризуется увеличением масштабов и феминизацией эпидемии, расширением возрастной структуры заболевших, повышением роли полового пути передачи вируса, ежегодным ростом числа новых случаев инфицирования и ростом показателя заболеваемости туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией:
а) ключевыми факторами негативного развития ситуации в Российской Федерации являются немедицинское потребление, высококонцентрированных наркотиков инъекционным путем при недостаточном охвате тестированием на ВИЧ-инфекцию традиционных групп риска, рост общего числа ВИЧ-позитивных лиц, рост числа впервые выявленных ВИЧ-инфицированных на 10-12% в год, в том числе на поздних стадиях заболевания, при этом эпидемия ВИЧ-инфекции растет быстрее, чем возможность обеспечить доступность лечения. Ухудшается качество репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста, увеличивается количество ВИЧ-инфицированных женщин и детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Негативный вклад вносят и широкомасштабные внутренние и внешние миграционные процессы.
б) на эффективности государственной политики по противодействию эпидемии отрицательно сказываются:
недостаточный охват общего населения и лиц из групп риска по инфицированию и распространению ВИЧ-инфекции профилактическими программами при низком уровне знаний и отсутствии мотивации к безопасному поведению, сохранению здоровья и тестированию на ВИЧ;
недостаточный охват ВИЧ-инфицированных, лечением, диспансерным наблюдением и обследованиями на туберкулез;
увеличение функциональной нагрузки на медицинский персонал и недостаточный уровень знаний медиков о проблеме, возможность распространения ВИЧ-инфекции среди медицинских сотрудников;
недостаточное использование потенциала общественных объединений и религиозных организаций при активизации СПИД-диссидентского движения, отрицающего существование ВИЧ-инфекции, и высоком уровне стигмы и дискриминации людей, живущих с ВИЧ;
необходимость постоянного увеличения государственного финансирования мер противодействия ВИЧ-инфекции.
5. Необходимо принятие комплексных и сбалансированных мер, мобилизация и организация работы имеющихся ресурсов для эффективного противодействия распространению ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, выстраивания действенной системы долгосрочной профилактики ВИЧ-инфекции в общенациональном масштабе.
II. Общие положения
6. Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области преодоления эпидемии ВИЧ-инфекции с учетом отечественного и зарубежного опыта.
В Стратегии развиваются и конкретизируются применительно к сфере противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2020 года.
Одновременно Стратегия направлена на выполнение взятых Российской Федерацией международных обязательств в рамках Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция S-26/2 от 27 июня 2001 г.) и Целей Развития Тысячелетия, принятых Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция N A/RES/52/2 от 8 октября 2000 г.).
7. Генеральной целью Стратегии является снижение риска заражения ВИЧ-инфекцией для населения Российской Федерации, и, соответственно, устойчивое снижение прироста новых случаев инфицирования, поддержание здоровья и увеличение продолжительности и качества жизни ВИЧ-инфицированных граждан, а также снижение социально-экономического ущерба, наносимого обществу и государству.
Реализация Стратегии основывается на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, приоритета профилактических мер, всеобщности, системности, комплексности и научной обоснованности мер, доказанности эффективности предпринимаемых мер, консолидации и координации взаимодействия государственных институтов, частного сектора и гражданского общества, учета регионально-территориальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, информационной открытости и базируется на основе приоритета профилактических мер.
Исполнителями стратегии являются различные министерства и ведомства, некоммерческие организации, профессиональные, научные и бизнес объединения в пределах своих компетенций.
8. Достижение генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:
а) обеспечение всеобщего доступа населения к эффективным профилактическим мерам, препятствующим распространению ВИЧ-инфекции, нацеленным как на все население с учетом возрастных и социальных особенностей, так и на наиболее уязвимые группы населения;
б) обеспечение ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации равным доступом к первичной и специализированной медицинской помощи, уходу и поддержке;
в) обеспечение универсальных мер профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и заражения ВИЧ-инфекцией при оказании медицинской помощи.
9. Основные стратегические задачи.
Для достижения цели необходимо решить задачи по созданию необходимых условий:
а) для обеспечения всеобщего охвата и доступа населения к эффективным профилактическим мерам, препятствующим распространению ВИЧ-инфекции, и нацеленным на все население;
б) для обеспечения целевыми эффективными профилактическими мерами каждой из уязвимых групп населения, соотносимыми с действующим законодательством;
в) для обеспечения ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации непрерывного и равного доступа к качественным лечению, уходу и поддержке;
г) ВИЧ-позитивным женщинам для вынашивания и рождения здоровых детей и сохранения их здоровья в дальнейшем;
д) для обеспечения универсальных мер профилактики заражения ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях.
III. Совершенствование системы мер по обеспечению всеобщего доступа населения к эффективным профилактическим мерам, препятствующим распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
10. Основным содержанием системы мер по обеспечению всеобщего доступа населения к эффективным профилактическим мероприятиям являются согласованные действия организационного, нормативно-правового, методического и международного характера, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданским обществом, осуществляющими противодействие эпидемии ВИЧ/СПИДа в стране.
Государственная система профилактики распространения эпидемии ВИЧ-инфекции - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного и иного характера, направленных на предупреждение инфицирования ВИЧ-инфекцией населения Российской Федерации.
11. В формировании системы профилактики участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных организаций, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.
12. Мероприятия профилактики, направленные на сокращение масштабов распространения ВИЧ-инфекции, предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, а также для лиц групп повышенного риска инфицирования (группы населения, с повышенным риском инфицирования социально-значимыми заболеваниями: потребители инъекционных наркотиков, лица, практикующие секс за вознаграждение, мужчины, практикующие секс с мужчинами, лица, имеющие многочисленные сексуальные контакты с различными партнерами, работники здравоохранения, имеющие профессиональный контакт с биологическими жидкостями, беспризорные дети, лица без определенного места жительства, внутренние и внешние мигранты).
Социальными и информационно-просветительскими мерами и действиями, направленными на обеспечение всеобщего доступа населения к эффективной профилактике являются:
13. Формирование у населения страны ответственного и безопасного поведения в отношении собственного здоровья, снижающего риск заражения социально-опасными инфекционными заболеваниями, включая ВИЧ-инфекцию и формирования навыков здорового образа жизни.
14. Повышение уровня информированности, как населения в целом, так и отдельных его групп, о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах защиты от заражения, повышение толерантности к людям, живущим с ВИЧ, с привлечением СМИ, в том числе посредством организации и проведения широкомасштабных информационных кампаний с использованием всех средств массовых коммуникаций, включая федеральные и региональные TV, региональные радиостанции, наружную рекламу, Интернет и ресурсы социальных сетей.
15. Создание федеральной системы информирования населения по вопросам профилактики, выявления и лечения ВИЧ-инфекции, в том числе - создание и поддержка специализированного федерального информационного ресурса (на основе Интернет-технологий) противодействия распространению ВИЧ-инфекции как источника качественных и апробированных информационных материалов для всех целевых аудиторий.
16. Разработка и реализация системы эффективных профилактических мер в целевых группах, привлечение неправительственного сектора, гражданских инициатив к профилактике рискованного поведения в этих группах населения.
17. Повышение эффективности системы добровольного тестирования на ВИЧ-инфекцию, уточнение критериев, порядков и контингентов, подлежащих добровольному и обязательному тестированию на ВИЧ-инфекцию. Увеличение охвата тестированием безусловно уязвимых групп, создание "информационного прессинга" по необходимости тестирования, создание механизмов активного их вовлечения и повышения доступности помощи (увеличение числа "точек доступа" в системе здравоохранения: круглосуточных анонимных кабинетов, передвижных комплексов для профилактической работы "на улице" с возможностью тестирования, обеспечение широкого экспресс-тестирования в присутствии врача и т.п.).
18. Консолидация всех общественных сил для создания общественного мнения, специальной среды, в которой борьба с ВИЧ/СПИДом становится делом каждого. Одновременно, создание условий, при которых недопущение стигмы и дискриминации в отношении уязвимых групп объединяет общество на борьбу с эпидемией. Повышение роли неправительственных организаций, специализирующихся в области профилактики ВИЧ-инфекции и их координированное взаимодействие с государственными учреждениями различных секторов.
Расширение участия людей, затронутых и уязвимых к ВИЧ в принятии решений, реализации программ по снижению дискриминации и их оценки.
19. Разработка и усовершенствование системы подготовки, методической поддержки и порядков взаимодействия работников здравоохранения, образования, трудовой и социальной сферы, силовых ведомств, средств массовой информации, общественных объединений для осуществления профилактических мер.
20. Подготовка базовой учебной программы и целевых учебных модулей и их использование в обучении кадров соответствующих секторов, включение в Единые общеобразовательные стандарты программного модуля по профилактике ВИЧ-инфекции для образовательных учреждений .
21. Усиление роли профессиональных союзов, объединений работодателей, профессиональных ассоциаций в профилактической работе с трудящимся населением на рабочих местах.
22. Формирование и развитие волонтерского движения на базе учреждений образования, молодежных общественных объединений, неправительственных организаций.
23. Внедрение передовых технологий профилактической работы в среде мигрантов, разработка специализированных программ и условий своевременного выявления случаев инфицирования граждан других государств, создание системы мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, создание и использование единых информационных ресурсов по выявленным случаям и принятым мерам.
24. Усиление системы профилактики ВИЧ-инфекции среди беременных женщин, матерей и детей, контроль за соблюдением действующего законодательства в области социальных гарантий ВИЧ-инфицированным детям и их родителям.
IV. Совершенствование системы мер по обеспечению ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации доступом к первичной и специализированной медицинской помощи, уходу и поддержке
25. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, с учетом международных рекомендаций и стандартов.
Медицинская помощь, уход и поддержка при ВИЧ-инфекции определяется как совокупность медицинских, правовых, экономических и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья, способности функционирования в обществе для людей, живущих с ВИЧ.
Мерами и действиями по обеспечению ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации равным доступом к первичной и специализированной медицинской помощи, уходу и поддержке являются:
26. Максимальный охват антиретровирусной терапией ВИЧ-инфицированных больных (включая оппортунистические инфекции, и ко-инфекции - туберкулез, вирусные гепатиты, инфекции, передающиеся половым путем, развитие услуг по уходу и поддержке при ВИЧ-инфекции, включая паллиативную помощь, для формирования приверженности и повышение качества жизни) на основе внедрения современных клинических рекомендаций, а также использование возможностей раннего начала антиретровирусной терапии как эффективного способа профилактики передачи ВИЧ-инфекции.
27. Повышение эффективности лечения ВИЧ-инфицированных больных, на основе экономической эффективности и целесообразности.
28. Полное обеспечение доступности и обязательности медикаментозной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери плоду, защищая права на жизнь и здоровье еще не рождённых детей, уделяя особое внимание социально неблагополучным женщинам, усиление работы в этом направлении как гражданского сектора, так и уполномоченных органов в сфере социальной защиты.
29. Разработка и внедрение эффективных технологий обеспечения равного, свободного, бесплатного доступа к получению всех видов качественной помощи для больных ВИЧ-инфекцией из групп риска, создание условий для повышения приверженности лечению пациентов из групп безусловного риска.
30. Дальнейшее развитие взаимодействия органов социальной защиты населения с органами и учреждениями здравоохранения по обеспечению комплексной помощи ВИЧ-инфицированным лицам, включая беременных женщин и детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
31. Разработка и внедрение эффективных технологий социальной, образовательной, правовой поддержки детям, больным ВИЧ-инфекцией, развитие института усыновления/опеки больным детям, не имеющим семьи.
32. Разработка и выполнение программ по охвату профилактическими мерами, лечением и паллиативной помощью ВИЧ-инфицированных лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с учетом особых условий их содержания и с целью соблюдения прав человека на здоровье.
33. Разработка и внедрение межведомственных программ сотрудничества учреждений здравоохранения, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел в целях обмена информацией, преемственности, своевременного и непрерывного лечения и оказания паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией.
34. Совершенствование механизмов межсекторального взаимодействия органов и учреждений здравоохранения, специализированных медицинских служб (наркологической, туберкулезной, перинатальной), социальной защиты населения, заинтересованных в обеспечении комплексной помощи ВИЧ-инфицированным лицам;
35. Снижение стигматизации и искоренение дискриминации (нарушений прав) ВИЧ-инфицированных граждан Российской Федерации при получении медицинской, социальной и других видов помощи.
Y. Совершенствование системы мер по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией при оказании медицинской помощи
36. Стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
Предотвращение распространения инфекций (в том числе и ВИЧ-инфекции), связанных с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями и т.д.) и с оказанием любых видов медицинских услуг (в амбулаторно-поликлинических, санаторно-оздоровительных учреждениях, при оказании скорой медицинской помощи, помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности является важнейшей составляющей этой задачи и источником негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.
Основным содержанием системы мер по обеспечению профилактики заражения ВИЧ-инфекцией при оказании медицинской помощи является внедрение в практику здравоохранения научно обоснованной системы эпидемиологического надзора и комплекса эффективных организационных, профилактических, противоэпидемических, образовательных и лечебно-диагностических мероприятий.
Мерами и действиями по профилактики заражения ВИЧ-инфекцией при оказании медицинской помощи являются:
37. Предупреждение распространения ВИЧ в медицинских учреждениях и при оказании медицинских услуг путем внедрения передовых производственных, медицинских технологий, совершенствования государственного контроля за безопасностью медицинских процедур.
38. Совершенствование комплекса мероприятий по обеспечению безопасности переливания крови, пересадки органов и других процедур с использованием потенциально угрожающих заражением ВИЧ материалов.
39. Совершенствование системы обучения студентов общеобразовательных учреждений медицинского профиля, медицинского персонала организаций здравоохранения профилактике ВИЧ-инфекции и способам предотвращения профессионального заражения.
40. Усовершенствование системы экстренной профилактики заражения ВИЧ медицинского персонала.
41. Усиление штатной структуры и кадрового обеспечения эпидемиологической деятельности в организациях здравоохранения, повышение уровня информированности специалистов первичного звена здравоохранения, улучшение финансового обеспечения деятельности специализированных государственных учреждений субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов всех уровней.
VI. Основные направления развития международного сотрудничества противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
42. Стратегическими целями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции являются:
а) использование механизмов многостороннего и двустороннего сотрудничества с иностранными государствами, региональными и международными организациями;
б) укрепление существующей системы международного контроля за распространением эпидемии ВИЧ-инфекции с учетом соответствующих Деклараций ООН, решений Генеральной Ассамблеи и других органов системы ООН и Всемирной организации здравоохранения.
43. Приоритетными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере эпидемии ВИЧ-инфекции являются:
а) Концентрация основных усилий по предотвращению распространения эпидемии и повышению роли Российской Федерации в оказании технического содействия в регионе стран Восточной Европы и Центральной Азии, включая оказание научно-методической и финансовой помощи, а также предоставление в рамках отдельных государственных программ лекарственных препаратов и диагностических тест-систем отечественного производства;
б) Развитие регионального сотрудничества с использованием потенциала таких международных организаций и структур как Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Объединение БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств и другие.
VII. Организационное, правовое обеспечение деятельности по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
44. Совершенствование организационного, правового и ресурсного обеспечения противоэпидемической деятельности в Российской Федерации осуществляется в целях повышения уровня координации субъектов деятельности и качества их работы в сфере предотвращения распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, профилактики заражения, лечения, ухода и поддержки.
Совершенствование организационного обеспечения противоэпидемической деятельности предусматривает:
45. Совершенствование механизмов государственной системы мониторинга ситуации по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.
46. Совершенствование организационной системы оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией.
47. Реализацию федеральных и региональных целевых программ в сфере противодействия распространения эпидемии.
48. Повышение роли Межведомственных координационных комиссий/комитетов по профилактике и борьбе с эпидемией ВИЧ-инфекции в субъектах Российской Федерации в части, касающейся законодательного закрепления обязанности исполнения решений комиссий/комитетов для территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
49. Укрепление механизмов взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества по вопросам противодействия эпидемии, принятие мер по активизации гражданского общества.
50. Повышение экономической эффективности комплекса мер путем совершенствования системы закупок и государственного регулирования цен на лекарственные АРВ-препараты, стимулирование разработки и производства оригинальных отечественных и воспроизведенных антиретровирусных препаратов.
51. Регулярный пересмотр списка жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) с целью оптимизации списка лекарственных средств для лечения ВИЧ-инфекции.
52. Существенное сокращение использования препаратов с высокой степенью токсичности и большим количеством побочных эффектов
53. Улучшение преференций для российских фармацевтических производителей в отношении цены контракта в зависимости от степени переработки продукции на территории Российской Федерации.
Совершенствование нормативно-правовой базы противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
54. Российская Федерация реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В целях сокращения распространения ВИЧ-инфекции принимаются системные меры по совершенствованию условий деятельности государственных органов, обеспечивается принятие мер, направленных на стимулирование социальной активности по информированию органов государственной власти, осуществляющих противоэпидемическую деятельность.
При реализации данных мер обеспечивается имплементация передового международного опыта нормативного регулирования.
55. Совершенствование осуществления мониторинга и контроля за соблюдением законности в реализации мер противодействия распространению ВИЧ-инфекции, указанных в федеральных законах, стратегиях и концепциях, положенных в основу настоящей Стратегии и в других положениях действующего законодательства является одним из приоритетных направлением мер.
56. Система документов стратегического планирования (государственные программы в сфере противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции, планы по реализации Стратегии, региональные целевые и комплексные программы) формируется Правительством Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами государственной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
YIII. Научно-экспертная поддержка и сопровождение противоэпидемических мер
57. Разработка научно обоснованных планов и рекомендаций по формированию высокоэффективной системы профилактических мер.
58. Экспертное сопровождение процессов выработки и принятия управленческих решений в области профилактики ВИЧ-инфекции.
59. Научно-экспертная поддержка и сопровождение противоэпидемических мероприятий, научная экспертиза их выполнения.
60. Научное обоснование и апробация на территории Российской Федерации раннего лечения ВИЧ-инфицированных больных как эффективной профилактики распространения ВИЧ-инфекции.
61. Поддержка научно-исследовательских и научно-практических работ в области вирусологии, молекулярной вирусологии, иммунологии, когортных исследований по ВИЧ-инфекции, включая: выявления генетически отличающихся вариантов ВИЧ, молекулярно-эпидемический анализ состояния "неблагополучных" регионов.
62. Стимулирование разработок и производства оригинальных отечественных и воспроизведенных антиретровирусных препаратов с обязательным и строгим контролем качества.
63. Организация и проведение социологических исследований для изучения ценностных установок, уровня знаний, уровня приверженности безопасному и социально ответственному поведению различных целевых групп.
64. Разработка и внедрение механизмов экспертизы медийных проектов, эффективности социальной рекламы воспитательных, образовательных и игровых программ профилактической направленности.
IX. Мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегии
65. Ожидаемые результаты реализации Стратегии:
а) стабилизация и дальнейшее сокращение числа ежегодно выявляемых новых случаев ВИЧ-инфекции.
б) создание и функционирование государственной системы профилактики заражения ВИЧ-инфекцией для населения Российской Федерации.
в) функционирование современной системы лечения и ухода и социальной поддержки для больных ВИЧ-инфекцией.
г) снижение случаев передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.
д) Организационное, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение противоэпидемической деятельности с осуществлением государственного контроля выполнения Стратегии.
66. Стратегия направлена на совершенствование системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Результативность и эффективность работы этой системы является основным критерием выполнения Стратегии. Для принятия эффективных управленческих решений, направленных на существенное замедление темпов распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, достижение ежегодного снижения темпов роста заболеваемости и обеспечения помощи больным ВИЧ-инфекцией, а также для обоснования мобилизации и использования ресурсов должна быть сформирована система мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии (далее - система мониторинга).
67. Система мониторинга позволит оценить степень достижения целевых индикаторов Стратегии для внесения соответствующих корректировок в план ее реализации.
68. Формирование современной системы мониторинга предусматривает:
проведение научных медико-социальных, социально-экономических, социологических, социально-психологических исследований, направленных на изучение медико-биологических, биосоциальных, социокультурных и социопсихологических причин, последствий и результатов противодействия развитию эпидемии ВИЧ-инфекции;
сбор и анализ данных по определенным показателям и индикаторам, включающим данные о распространенности ВИЧ/СПИДа среди всего населения и в различных целевых группах, и об эффективности различных мер профилактики, направленных на все население и на соответствующие группы;
обеспечение транспарентности мониторинга и его доступности для контроля;
использование экспертных оценок при реализации мониторинга качества и результативности профилактических мер во взаимодействии с институтами гражданского общества.
X. Механизмы реализации Стратегии
69. Для достижения цели Стратегии в ходе реализации профилактических мер используется системный подход, который предполагает:
формирование плана мероприятий по реализации Стратегии, выработку действенного механизма по его выполнению;
эффективные мобилизацию и распределение ресурсов для достижения целевых ориентиров;
выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии ответственными структурами;
создание и работу системы мониторинга, оценки, контроля, а также распознавания и минимизации рисков реализации Стратегии.
70. Контроль выполнения Стратегии возлагается на Правительственную комиссию по вопросам охраны здоровья граждан.
71. Ответственным за координацию деятельности по реализации Стратегии со всеми государственными структурами, неправительственными организациями и гражданским обществом является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
72. Министерство здравоохранения Российской Федерации организует разработку и широкое обсуждение и представляет на утверждение Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан План мероприятий по реализации Стратегии с определением ответственных структур, сроков исполнения, источников финансирования.
73. В субъектах Российской Федерации создаются Координационные советы, разрабатываются региональные Планы мероприятий, которые утверждаются Межведомственными комиссиями.
74. Реализация Стратегии и утвержденного Плана реализации осуществляется органами государственного управления и государственными организациями всех уровней в соответствии с их полномочиями и обязанностями в данной сфере деятельности во взаимодействии с неправительственными организациями и гражданским обществом.
75. При реализации Стратегии соответствующие органы государственного управления ежегодно представляют в Координационные советы отчетность о фактически достигнутых значениях целевых индикаторов, о выполнении Плана мероприятий, направленного на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, проблемах и барьерах, а также о предпринимаемых мерах по их преодолению.
XI. Финансирование реализации Стратегии
76. Осуществление основных направления мер по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции, как одной из угроз общественной безопасности в Российской Федерации предполагает консолидация ресурсов государства, бизнессообщества и организаций любых форм собственности для внесения вклада в дело борьбы с эпидемией при согласовании наиболее эффективного и скоординированного вложения ресурсов.
77. Финансирование мер по реализации Стратегии, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных источников доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
78. Финансирование мероприятий по реализации Стратегии, проводимых в субъектах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
79. При определении в утвержденном Плане реализации Стратегии дополнительных источников финансирования они будут расходоваться соответственно.
XII. Заключительные положения
80.Стратегия рассчитана на период 2015-2020 годов.
81. Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан.
82. Неотъемлемой частью стратегии является "План реализации", уточняющийся ежегодно, в котором изложены конкретные меры, которые необходимо предпринять различным федеральным и региональным ведомствам и учреждениям в целях реализации стратегических задач Стратегии в части планирования, проведения и обеспечения контроля за эпидемией ВИЧ-инфекции за счет повышения эффективности государственных программ ограничения распространения ВИЧ-инфекции и снижения бремени эпидемии ВИЧ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.