Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с уничтожением возвращенной маркированной федеральными специальными либо акцизными марками алкогольной продукции" (далее - законопроект) вносится Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В Дворковича от 1 июля 2013 г. N АД-П11-4517 в целях сокращения объемов оборота нелегальной алкогольной продукции и направлен на установление обязанности организации осуществлять уничтожение маркированной федеральными специальными либо акцизными марками алкогольной продукции, возвращенной производителю (импортеру), в случае, если количество такой продукции превышает норму, установленную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, только в присутствии должностного лица Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и (или) ее территориального органа.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1997 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), включив в понятие оборот алкогольной продукции, термин "уничтожение".
Также предлагается установить, что уничтожение маркированной федеральными специальными либо акцизными марками алкогольной продукции, возвращенной поставщику, без участия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в случае, если количество такой продукции превышает норму, установленную вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти, будет являться одним из оснований для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
Учитывая масштабы противоправной деятельности недобросовестных участников алкогольного рынка, направленной на уклонение от уплаты налогов путем применения фиктивных возвратов алкогольной продукции организациям-производителям (импортерам), решение указанной проблемы носит срочный характер.
В настоящее время согласно пункту 17 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1263, представители органов государственного надзора включаются в состав комиссии, образуемой владельцем уничтожаемой продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение, только в случаях, когда уничтожается продукция, представляющая опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды.
В остальных случаях контроль со стороны государства за уничтожением продукции (в том числе и алкогольной) отсутствует.
При этом обязательное присутствие должностного лица Росалкогольрегулирования и (или) его территориального органа при уничтожении маркированной алкогольной продукции вне зависимости от того, представляет указанная продукция опасность возникновения и распространения заболеваний или отравлений людей и животных и загрязнения окружающей среды или нет будет являться дополнительным подтверждением ее уничтожения, что, в свою очередь, приведет к сокращению объемов оборота нелегальной алкогольной продукции.
Согласно информации, зафиксированной в Единой государственной автоматизированной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) объем возвращенной алкогольной продукции составил:
57,4 млн. бутылок в 2013 году;
73,9 млн. бутылок за 11 месяцев 2014 года.
Основной объем возврата алкогольной продукции зафиксирован в следующих федеральных округах:
1. Северо-кавказский федеральный округ:
19,4 млн. бутылок (34% от общего числа возвратов) в 2013 году;
2. Центральный федеральный округ:
23 млн. бутылок (40% от общего числа возвратов) в 2013 году;
27 млн. бутылок (36% от общего числа возвратов) за 11 месяцев 2014 года.
3. Северо-Западный федеральный округ:
28,9 млн бутылок (39% от общего числа возвратов) за 11 месяцев 2014 года.
В указанных округах наиболее часто выявляются нарушения, связанные с нелегальным производством и оборотом алкогольной продукции.
Так, по итогам проведенных в 2013 и 2014 годах проверок организаций-производителей, расположенных на территории Российской Федерации, установлено, что в 2013 году осуществлялся возврат алкогольной продукции, информация о которой не была зафиксирована в ЕГАИС.
В частности, в отношении ООО "Аврора" (ИНН 6009006569) выявлены схемы фиктивных возвратов алкогольной продукции с целью уклонения от уплаты налогов. По информации Федеральной налоговой службы по результатам выездной проверки, проведенной в 2013 году, указанной организации было доначислено 875,9 млн. рублей, в том числе 624,8 млн. рублей по налогам.
При проверке в 2013 году ООО "Регион 77" (ИНН 0707016164)установлен факт фиктивного возврата алкогольной продукции в количестве 1 859 539 единиц.
Сведения о данном возврате алкогольной продукции ООО "Регион 77" зафиксированы в ЕГАИС после проведения контрольных мероприятий налоговыми органами.
В отношении алкогольной продукции, которая в последствии поступила в розничную продажу и числящаяся как уничтоженная, ООО "Регион 77" представлено письмо о том, что данная продукция ошибочно зафиксирована в ЕГАИС как уничтоженная.
Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу в 2013 году в результате внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский" (ИНН 7422048733) установлен следующий факт фиктивного возврата алкогольной продукции.
В декларации по форме N 7 за 1 квартал 2013 года ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский" отражает возвраты алкогольной продукции в объеме 49926,415 дал:
- от ООО "Элит Алко" (ИНН 7415062617) в объеме 24025,240 дал;
- от ООО "Озспиртпром" (ИНН 7422033021) в объеме 25901,175 дал.
При этом, в результате проверки ООО "Элит Алко" установлено, что данная организация возвратов алкогольной продукции в объеме 24025,240 дал в адрес организации-производителя не осуществляла, а весь закупленный объем алкогольной продукции производства ООО "Южно-Уральский водочный завод "Казак Уральский" реализован в адрес организаций, осуществляющих оптовую и розничную продажу алкогольной продукции.
В целях документальной фиксации процесса уничтожения возвращенной маркированной федеральными специальными либо акцизными марками алкогольной продукции проектом постановления также предлагается возложить на должностных лиц Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и (или) ее территориального органа, присутствующих при ее уничтожении, обязанность по осуществлению фото- и (или) видеозаписи указанного процесса.
Реализация положений законопроекта потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Сведения о финансовом обеспечении реализации полномочий, предусмотренных законопроектом, приведены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, позволит повысить эффективность предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Российской Федерации, в частности доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
_________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.