Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 24.02.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование качества оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - спецучреждения или ИВС, спецприемники, ЦВСНП) реализации рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП), приведение законодательства Российской Федерации к современным условиям и высвобождению полиции от выполнения несвойственных, избыточных и дублирующих функций, снижению нагрузки на личный состав.
В настоящее время законодательными актами Российской Федерации на территориальные органы МВД России возложена функция по оказанию медицинской помощи и проведению медицинских осмотров (освидетельствований) лицам, содержащимся в спецучреждениях.
Большинство спецучреждений расположено на значительном удалении от подведомственных медицинских организаций, что не позволяет организовать медицинскую помощь лицам, содержащимся в спецподразделениях на базе медицинских организаций МВД России. В то же время спецучреждения размещены в региональных и районных центрах, где имеются медицинские организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, с которыми и в настоящее время осуществляется постоянное и устойчивое взаимодействие при оказании неотложной и стационарной помощи содержащимся в спецучреждениях лицам.
При этом лица, содержащиеся в спецучреждениях, являются гражданами Российской Федерации, имеющие право на получение полиса обязательного медицинского страхования, и, следовательно, на бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В связи с чем, осуществление медицинской помощи лицам, содержащимся в спецучреждениях, территориальными органами МВД России является избыточной и несвойственной функцией.
Вместе с тем, международными нормами (пункт 42 Стамбульского протокола, представленного Верховным комиссаром по правам человека ООН 9 августа 1999 г.) указывается, что одной из основных гарантий лица, лишенного свободы, является право получить доступ к врачу, в том числе, если оно пожелает, к врачу, которого лицо, лишенное свободы, выберет самостоятельно.
Одновременно, Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП) в рекомендациях Правительству Российской Федерации от 15 июля 2011 г., 3 декабря 2012 г. и 8 ноября 2013 г. предложено серьезно рассмотреть возможность перевода всего медицинского персонала, работающего в ИВС, в ведение структуры, не входящей в МВД России, так как такая мера будет являться лучшей гарантией полной независимости медицинского персонала в отношении своих служебных обязанностей.
В целях реализации рекомендаций ЕКПП, а также освобождения МВД России от несвойственных функций, Правительством Российской Федерации разработан законопроект, которым предлагается внести ряд изменений как содержательного, так и редакционного характера, в том числе изменения порядка правового регулирования оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в спецучреждениях, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", обеспечивающих реализацию основных концептуальных решений по закреплению функции за медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в спецучреждениях.
Статьей 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в статьи 26 и 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части уточнения права лиц, заключенных под стражу в ИВС, задержанных, отбывающих наказание в виде административного ареста, а также в учреждениях, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 законопроекта уточняется положение статьи 25 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части принадлежности медицинских работников, на которых возложено оказание медицинской помощи в месте содержания под стражей.
Статьей 3 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", в части возложения обязанности по организации оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде административного ареста, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Статья 4 законопроекта дополняет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" статьей 221, определяющей нормы по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, содержащимся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Статья 5 законопроекта предлагается установить переходный период до передачи соответствующим медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения обязанностей по оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в спецучреждениях, в течение которого медицинская помощь будет организовываться территориальными органами МВД России.
Принятие закона позволит более полно реализовать права лиц, содержащихся в спецучреждениях, на медицинское обеспечение в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Реализация норм указанного закона потребует внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в указанной сфере деятельности.
Планируемый срок вступления в силу федерального закона 1 января 2017 г. В течение 2016 года предусматривается внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также утверждения необходимых объемов бюджетных ассигнований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.