Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 16.03.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" подготовлен в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 26.05.2014 N Пр-1166, Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 N ДК-П9-4093, 25.08.2014 N АХ-П9-6396, 25.02.2015 N АХ-П9-1123 и направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами под расположенные на них причалы, судоподъемные и судоремонтные сооружения, гидротехнические сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные объекты и предусматривает возможность заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта при эксплуатации названных объектов без проведения аукциона.
Предлагаемые изменения основаны на следующем.
Водный кодекс Российской Федерации (далее - Водный кодекс) предусматривает возникновение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Норма части 2 статьи 11 Водного кодекса (в редакции от 03.06.2006 N 74-ФЗ) целью использования водных объектов называла размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, размещение и строительство гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций. Данные виды водопользования осуществлялись на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 11 Водного кодекса Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление водных объектов в пользование на основании решения стало осуществляться исключительно в целях строительства названных объектов. Таким образом, для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линии связи, других линейных объектов, строительство которых осуществлено на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта. Учитывая, что в силу статьи 16 Водного кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, приобретается на аукционе, для целей размещения названных объектов необходимо проведение процедуры аукциона.
Следует учитывать имеющуюся судебную практику рассмотрения дел о необходимости оформления права пользования водными объектами при эксплуатации, например, трубопроводов (решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2011 по делу N А40-93401/11-147-815, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 N 09АП-494/2012, определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.10.2012 N ВАС-13069/12).
В связи с тем, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, у добросовестных водопользователей, использовавших водные объекты для размещения названных объектов и преследовавших цели их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, гарантия получить право пользования акваторией отсутствует.
Практика проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования выявила случаи участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является не использование акватории для осуществления хозяйственной деятельности, а извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в нем либо за переуступку права пользования акваторией. В этой связи хозяйствующие субъекты таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобывающая, топливно-энергетический комплекс, судостроительное и судоремонтное производство, портовая деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.
Проектируемые изменения в Водный кодекс позволят снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водными ресурсами, а также сделают процедуру проведения аукционов более "прозрачной".
Принятие закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.