Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой"
(подготовлен Минэнерго России 24.03.2015 г.)
Проектом распоряжения Правительства Российской Федерации вносится изменение в план мероприятий на 2008 - 2014 годы по реализации Федерального закона от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 607-р в части переноса срока исполнения пункта 14 в части разработки Правил оказания услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций (далее - Правила) и утверждения их постановлением Правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что актуальность указанных правил была определена при разработке Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон), где предусматривалась возможность использования вышеупомянутых услуг в качестве механизма снижения объема потребления электрической энергии как альтернативы развитию энергетической инфраструктуры в условиях непокрываемого спроса на электрическую энергию и кризиса неплатежей за потребленную электроэнергию.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов в работе электроэнергетической отрасли имелись существенные сбои. Кризис неплатежей за потребленную электроэнергию приводили к ограничениям поставки топлива на электростанции, невозможности их загрузки и покрытия электропотребления, что приводило к частым и массовым отключениям потребителей электрической энергии. Техническая возможность адресного отключения неплательщиков отсутствовала, в связи с чем под отключения попадали все потребители электрической энергии вне зависимости от соблюдения ими платежной дисциплины.
Законом устанавливается запрет на ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства; установлены обязанности организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, обеспечивающие возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей, а также иные требования и ограничения, исключающие возможность избыточных отключений потребителей.
Одновременно, исходя из темпов роста потребления электрической энергии в период восстановления промышленного производства и полного отсутствия на тот момент экономических механизмов, которые бы обеспечивали вводы новых энергетических объектов, при принятии Закона был учтен риск недостатка генерирующих мощностей для покрытия увеличивающегося потребления. В связи c этим в Закон были включены положения, позволяющие Правительству Российской Федерации при наличии угрозы дефицита электрической энергии или мощности, разработать и ввести в действие правила, позволяющие при необходимости отключать (ограничивать) часть потребителей. По этой причине в Закон был включен ряд требований, а именно:
определено, что такого вида ограничения квалифицируются как оказываемые на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода ЕЭС России из аварийных ситуаций;
установлено, что оплата таких услуг должна обеспечивать полное возмещение затрат, связанных с осуществлением данной функции, и экономически обоснованный уровень рентабельности такой деятельности.
С момента установления указанных положений в электроэнергетике и экономике в целом произошли существенные изменения.
Создана эффективно функционирующая система финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Прекратились связанные с неплатежами перебои в поставках топлива на электростанции, приводившие к необходимости ограничений потребителей.
Федеральным законом от 4 ноября 2007 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой Энергетической системы России" в законодательство Российской Федерации внесены изменения, определившие основные параметры рынка мощности. В 2008 году впервые проведен конкурентный отбор мощности (КОМ), а с 2010 года внедрен механизм долгосрочных договоров о предоставлении мощности (ДПМ) тепловых электростанций, а также договоров поставки мощности новых атомных и гидроэлектростанций. Введение указанного механизма обеспечило масштабные вводы в России новых генерирующих мощностей.
Следует отметить, что в условиях отсутствующего в настоящее время и не прогнозируемого в кратко- и среднесрочной перспективе дефицита электрической энергии и мощности в ЕЭС России в целом разработка на нормативном уровне мероприятий по компенсации такого дефицита неактуальна. Системный оператор на сегодняшний день обладает необходимым инструментарием, позволяющим ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в ЕЭС России (балансирующий рынок, возможность изменения загрузки генерирующего оборудования по команде диспетчера, автоматическое противоаварийное управление и т. д.), создания для этих целей дополнительного рыночного механизма в настоящее время не требуется.
При этом в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N АД-П9-7249 Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России, ФСТ России, ФАС России и НП "Совет рынка" поручено представить в Правительство Российской Федерации проект изменений в правила рынка электрической энергии (мощности), предусматривающий участие потребителей с регулируемой нагрузкой в рынке мощности. Минэкономразвития России разработан соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности по вопросам ценозависимого снижения потребления", направленного на решение вышеуказанной задачи. Принятие проекта постановления позволит посредством системы экономических стимулов на оптовом рынке электрической энергии и мощности задействовать неиспользуемый в настоящее время ресурс добровольного краткосрочного изменения промышленными потребителями графика собственного потребления для обеспечения баланса производства и потребления электрической энергии (мощности) в энергосистеме.
Таким образом, в законопроекте предлагается внести изменения в Закон, предусматривающие исключение норм, регламентирующих особенности работы в ЕЭС России потребителей с управляемой нагрузкой.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.