Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований, предъявляемых к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в рамках исполнения пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. N Пр-901 и поручения Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N РД-П4-2853.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 2 апреля 2014 г. по 17 апреля 2014 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 21 апреля 2014 г. по 28 июня 2014 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/project/13742.html
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 10 сентября 2014 г. по 15 сентября 2014 г. Замечания и предложения, поступившие в ходе проведения публичных консультаций в отношении проекта акта, учтены в настоящем заключении. По итогам оценки регулирующего воздействия может быть представлен ряд следующих замечаний.
1. Проектом акта предполагается установить критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным и потенциально опасным объектам (далее - объекты КВО и ПОО соответственно); порядок формирования и утверждения перечня КВО и ПОО; требования, предъявляемые к КВО и ПОО в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; порядок разработки и формы паспорта безопасности КВО и (или) ПОО.
Вместе с тем, в настоящее время соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению указанного регулирования не закреплены нормативными правовыми актами. Однако принятие проекта акта направлено на реализацию проекта федерального закона N 595565-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект), внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) 29 августа 2014 г. Вместе с тем, учитывая, что в ходе рассмотрения и принятия законопроекта Государственной Думой, его концепция и предусмотренные им положения могут претерпеть значительные изменения, принятие проекта акта в настоящее время представляется преждевременным.
2. Пунктами 4, 5 проекта акта устанавливаются критерии отнесения объектов к КВО и ПОО, пунктами 6-14 проекта акта устанавливается порядок формирования и утверждения перечня таких объектов. При этом в соответствии с наименованием проекта акта предполагается установить требования к КВО и ПОО в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, представляется необходимым доработать проект акта в части исключения пунктов 4-14 из редакции проекта акта или в части изменения наименования проекта акта.
3. Понятие "чрезвычайная ситуация", в качестве самостоятельного вида угрозы общественной безопасности в правовом обороте не применяется, поскольку указанное понятие определяет особый статус (критичность) последствий явлений природного, техногенного, антропогенного или иного характера, а чрезвычайные ситуации по сути являются лишь неблагоприятным последствием таких явлений. Необходимые меры по предупреждению возникновения таких неблагоприятных последствий регламентированы законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, промышленной безопасности, пожарной безопасности, природоохранным законодательством, законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и целым рядом других законодательных актов. Таким образом, установление проектом акта предусмотренных законопроектом требований к КВО и ПОО в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций фактически не содержит самостоятельного предмета регулирования.
4. Проектом акта устанавливаются общие требования к КВО и ПОО, при этом не учитывается какая-либо специфика таких объектов. Одновременно законопроектом ПОО определяется, в том числе, как "объект, на территории которого расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности", то есть используя термин, заимствованный из Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Так, в логике законопроекта ПОО - это совокупность объектов повышенного уровня ответственности, общность которых рассматривается только с точки зрения территориального расположения в составе имущественного комплекса без учета целей их использования, характеристик, а также возможных практических проблем разграничения прав и обязанностей разных правообладателей таких объектов в рамках одного имущественного комплекса.
Наличие какой-либо значимой взаимосвязи между вероятностью возникновения чрезвычайной ситуации на определенной территории и уровнями ответственности зданий и сооружений (на территории имущественных комплексов, зачастую, могут располагаться как объекты повышенного, так нормального и пониженного уровней ответственности), расположенных на такой территории, представляется неочевидным. Так, к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности относятся:
- гидротехнические сооружения первого и второго классов;
- сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
- объекты авиационной инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- морские порты;
- тепловые электростанции мощностью от 150 мегаватт, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением от 330 киловольт;
- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрены хотя бы одна из таких характеристик как высота более чем 100 метров, пролеты более чем 100 метров, наличие консоли более чем 20 метров, заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Таким образом, остается неясным, какая общность требований, не урегулированных до настоящего момента законодательством Российской Федерации, может быть одновременно предъявлена к указанным типам принципиально различающихся объектов.
Предлагаемое законопроектом и направленным на его реализацию проектом акта правовое регулирование, по сути, аналогично регулированию Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" и, таким образом, несет в себе все те же риски*(1), которые наблюдаются на сегодняшний день в ходе реализации последнего, и допускает возможность установления затратных и недостаточно обоснованных требований к объектам организаций любых форм собственности. Необходимо учитывать, что реализация на практике дополнительных требований сопряжена с дополнительными непроизводственными издержками, которые в итоге сокращают добавленную стоимость всех отраслей экономики.
Учитывая изложенное, при установлении требований к КВО и ПОО в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представляется целесообразным учитывать специфику указанных объектов, а также уже установленные в настоящее время к таким объектам требования в рамках законодательства Российской Федерации.
5. Разделом VII проекта акта устанавливается обязанность организаций, являющихся правообладателями КВО и ПОО, по разработке паспорта безопасности КВО и ПОО.
В настоящее время приказом МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" (далее - приказ N 506) предусмотрена необходимость разработки паспорта безопасности опасного объекта. При этом, исходя из предлагаемой законопроектом трактовки, а также учитывая, что в приложении N 1 к проекту акта в Перечне потенциально опасных объектов предусмотрена графа "Тип объекта", соответствующий статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, КВО и ПОО могут быть отнесены к опасным объектам.
Соответственно, принятие в предложенной редакции проекта акта приведет к неопределенности действующего регулирования и несет риск возложения избыточных обязанностей на субъекты предпринимательской деятельности вследствие фактического установления необходимости разработки в дополнение к разрабатываемому в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации паспорту безопасности опасного объекта разрабатывать еще и паспорт безопасности КВО и ПОО. Вместе с тем в сводном отчете и иных дополнительных материалах к проекту акта разработчиком не указывается о планируемой отмене приказа N 506 в связи с принятием проекта акта.
6. В соответствии с пунктом 17 проекта акта разработка паспорта безопасности не требуется, если на объекте в установленном порядке разработана декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта или декларация безопасности гидротехнического сооружения.
Одновременно, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - закон N 116-ФЗ), среди прочего, предусмотрено, что разработка декларации промышленной безопасности предполагает проведение всесторонней оценки риска аварии и связанной с нею угрозы, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий, локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а также разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
При этом пунктом 18 проекта акта устанавливаются определенные задачи, для достижения которых разрабатываются паспорта безопасности.
Указанные задачи фактически дублируют мероприятия по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на КВО и ПОО, установленные разделом VI проекта акта. Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить из редакции проекта акта требования к реализации мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций, способных возникнуть на КВО и ПОО вследствие аварий, установленные пунктами 15, 15.1-15.3, если на таких объектах в установленном порядке разработана декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта или декларация безопасности гидротехнического сооружения. В противном случае положения проекта акта несут риск установления требований, дублирующих предусмотренные действующим законодательством.
7. Пунктом 15.6 проекта акта регулируются вопросы планирования и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в результате аварий на КВО и ПОО. Отдельные положения указанного пункта могут носить дублирующий характер. Так, вопросы планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на КВО и ПОО, являющихся опасными производственными объектами I, II и III классов опасности, уже урегулированы частью 2 статьи 10 закона N 116-ФЗ. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730.
Таким образом, представляется целесообразным исключить из редакции проекта акта требования к планированию и проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций в результате аварий на КВО и ПОО, являющихся опасными производственными объектами.
8. Также пунктом 15.6 проекта акта устанавливается перечень мероприятий, распорядительных организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, среди прочего, предусматривающий проведение анализа причин, повлекших возникновение чрезвычайных ситуаций на объекте, с последующим принятием соответствующих организационно-технических мер для недопущения возникновения и смягчения последствий подобных чрезвычайных ситуаций. Однако, вопросы последствий аварий, в том числе приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, на опасных производственных объектах, отнесенных к КВО и ПОО, в настоящее время регулируются статьей 12 закона N 116-ФЗ, а также приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
9. Кроме того, пунктом 15.6 проекта акта в составе указанных мероприятий устанавливается требование по созданию локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Однако вопросы создания локальных систем оповещения на ПОО в настоящее время уже урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов"; совместным приказом МЧС России N 422, Мининформсвязи России N 90, Минкультуры России N 376 от 25 июля 2006 г. "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
Также в составе предлагаемых мероприятий предусмотрена обязанность по обеспечению готовности органов управления, а также необходимых сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций путем заключения с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоров на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создания собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников. Вместе с тем в отношении опасных производственных объектов, отнесенных к КВО и ПОО, аналогичное требование уже установлено частью 1 статьи 10 закона N 116-ФЗ.
Таким образом, проектом акта устанавливаются отдельные дублирующие положения, уже предусмотренные действующим законодательством, которые, по мнению Минэкономразвития России, целесообразно исключить, что приводит к необходимости доработки проекта акта.
10. Пунктом 15.6 проекта акта устанавливается перечень мероприятий, распорядительных организационных документов по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, среди прочего, предусматривающий создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, исходя из максимально возможных сценариев возникновения чрезвычайных ситуаций.
Пунктом "ж" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - закон N 68-ФЗ), пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также пунктом 6 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, установлена обязанность организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в указанной части пункт 15.6 проекта акта, устанавливая требования по созданию таких объектовых резервов, противоречит положениям закона N 68-ФЗ и иным нормативным правовым актам, определившим соответствующую обязанность организаций, то есть юридических лиц.
На нецелесообразность и возможную избыточность предлагаемого требования по созданию в организации резервов финансовых ресурсов для каждого из эксплуатируемых КВО и ПОО, тем более, исходя из максимально возможных сценариев возникновения чрезвычайных ситуаций на каждом из них, указал Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) в ходе проведения публичных консультаций по проекту акта. В соответствии с позицией РСПП предлагаемое требование представляется невыполнимым и противоречащим общепринятой мировой практике. Так, в качестве примера, РСПП приводит аварию в 2010 году (взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon) в Мексиканском заливе, последствия которой имели глобальные масштабы. Таким образом, создание необходимых резервов финансовых ресурсов, исходя из оценки максимально возможных негативных сценариев возникновения чрезвычайных ситуаций, предлагаемого проектом акта, является трудновыполнимой задачей даже для крупных компаний мирового уровня, таких как BP, работающих в высокодоходных отраслях экономики. Предлагаемое регулирование на практике приведет к совокупному оттоку финансовых средств из хозяйственного оборота организаций, эксплуатирующих КВО и ПОО.
В соответствии с информацией РСПП анализ деятельности крупных нефтегазовых организаций России, эксплуатирующих существенное количество КВО и ПОО в течение последних 20 лет, показывает, что количество допущенных чрезвычайных ситуаций было весьма незначительным. Однако, если бы для каждого КВО и ПОО организации создавали резерв требуемых проектом акта финансовых ресурсов с учетом максимально возможного сценария чрезвычайной ситуации, то в течение упомянутых 20 лет были бы выведены из их денежного оборота триллионы рублей.
11. При этом важно отметить, что действующим налоговым законодательством расходы по созданию резервов финансовых ресурсов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций на КВО и ПОО в перечне расходов, уменьшающих доходы в целях налогового учета, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены.
12. В соответствии с пунктом 15.1 проекта акта для определения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций устанавливаются показатели степени риска (далее - показатели степени риска). Показатели степени риска в связи с возможными угрозами природного и техногенного характера, включая аварии на КВО и (или) ПОО (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба), формируются исходя из расчетных сценариев возможных угроз природного и техногенного характера, в том числе аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям, нарушению или прекращению функционирования КВО и (или) ПОО, а также условий возникновения чрезвычайных ситуаций, поражающих факторов, продолжительности их воздействия и масштабов, в том числе границ районов, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие чрезвычайных ситуаций.
Согласно представленной позиции РСПП, установление конкретных названий показателей риска чрезвычайных ситуаций на практике будет способствовать введению в заблуждение субъектов, попадающих в сферу регулирования проекта акта, поскольку остается неясным:
1. Является ли потенциальный риск территориальным?
2. Должны учитываться риски только гибели или поражения людей?
3. Должны ли показатели риска определяться отдельно для персонала КВО или ПОО и для населения на прилегающей территории?
4. Почему не предусматривается использование таких показателей риска, как F-N и F-G диаграммы, исключительно по которым можно судить о вероятности возникновения того или иного класса чрезвычайной ситуации, являющимся необходимым показателем риска чрезвычайных ситуаций в практике применения положений проекта акта, так как по ним можно судить о необходимости и целесообразности установления уровня реагирования, предусмотренного статьей 4.1 закона N 68-ФЗ?
Изложенное замечание также представлялось ОАО "Лукойл" в ходе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, но разработчиком учтено не было вследствие того, что пунктом 15.1 проекта акта установлены общие требования по формированию показателей степени риска в связи с возможными угрозами природного и техногенного характера, включая аварии на КВО и (или) ПОО в целях определения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с позицией разработчика приводить в рассматриваемом положении проекта акта конкретные методики определения показателей нецелесообразно, так как методологию оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, а также описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения должна содержать расчетно-пояснительная записка, прилагаемая к паспорту безопасности объекта.
Вместе с тем, Минэкономразвития России полагает целесообразным разработчику рассмотреть подход к определению системы показателей риска, предложенный представителями бизнес-сообщества и учесть его при доработке проекта акта.
13. В соответствии с пунктом 15.5 проекта акта предусматривается необходимость наличия в составе КВО и ПОО структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС), к которой установлен ряд требований в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12, ГОСТ Р 22.1.13 и ГОСТ Р 22.1.14.
Согласно информации РСПП, анализ опыта проектирования и эксплуатации СМИС с 2006 года (после введения ГОСТ Р 22.1.12-2005), включая олимпийские объекты в г. Сочи, показывает, что в сравнении с действующими требованиями безопасности, внедрение СМИС не оказывает существенного влияния на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на КВО и ПОО. При этом отсутствуют данные, свидетельствующие о большей оперативности реагирования органов повседневного управления РСЧС на аварийные ситуации. Кроме того, СМИС в настоящее время не имеют под собой общепризнанной нормативной базы проектирования, что в каждом отдельном случае требует разработки и согласования специальных технических условий. Одновременно разработка СМИС в настоящее время производится в соответствии с нормативными актами, носящими необязательный характер в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
14. По мнению РСПП, системы мониторинга технологических процессов, предусмотренные требованиями промышленной безопасности, технического мониторинга зданий и сооружений повышенного уровня ответственности, спроектированные в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также ГОСТ Р 54257-2010, вносят необходимый и достаточный вклад в снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на КВО и ПОО. Учитывая изложенное, РСПП отмечает, что обособленное выделение мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций с недоказанной эффективностью (СМИС) из всего комплекса мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций представляется избыточным, способным привести к существенному дополнительному необоснованному обременению эксплуатирующих КВО и ПОО организаций (услуги по разработке специальных технических условий и созданию СМИС оказываются ограниченным числом специализированных организаций), излишним административным барьером, связанным с увеличением продолжительности проектной подготовки строительства и реконструкции.
Аналогичное замечание также направлялось представителями ОАО "Лукойл" в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, однако разработчиком учтено не было. Отклонение представленного замечания было обосновано разработчиком тем, что мероприятия по созданию и организации работы СМИС ПОО оказывают существенное влияние на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на таких объектах.
Таким образом, представляется целесообразным исключить рассматриваемое положение из редакции проекта акта, либо представить анализ статистической и иной информации, свидетельствующей о существенном влиянии СМИС на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ПОО, а также расчет выгод/издержек, возможных вследствие использования на практике указанного требования.
15. Пунктом 4 проекта акта устанавливается недостаточно определенное положение, согласно которому отнесение объектов к КВО осуществляется, в том числе на основании соответствующих установленным Правительством Российской Федерации при утверждении действующего перечня КВО критериям классификации объектов по типам.
Одновременно пунктами 7 и 8 проекта акта устанавливаются положения, в соответствии с которыми соответствующими органами исполнительной власти и организациями по запросам МЧС России разрабатываются предложения в перечень КВО, которые подготавливаются в соответствии с классификацией и по форме, установленными Правительством Российской Федерации при утверждении действующего перечня КВО.
Так, при этом проектом акта не определяются нормативные правовые акты, устанавливающие критерии классификации КВО по типам и необходимость соблюдения указанных форм. Законопроектом соответствующие нормы не устанавливаются, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2006 г. N 411-рс утверждается только перечень КВО и не предусматривается утверждение таких форм и критериев классификации КВО.
Аналогичное замечание также представлялось ОАО "Лукойл" в ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета и в соответствии с позицией разработчика, представленной в сводке предложений, замечание было принято. Однако при рассмотрении представленной редакции проекта акта выявлено, что она не учитывает указанного замечания, что приводит к необходимости доработки пунктов 4 и 8 проекта акта.
16. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета ОАО "Лукойл" представил предложение, в соответствии с которым предлагалось в разделе III проекта акта определить обязанность МЧС России по направлению соответствующих выписок из перечня КВО, утвержденного Правительством Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для последующего доведения их до органов местного самоуправления) и организации, с которым разработчик согласился. Однако при рассмотрении представленной редакции проекта акта выявлено, что она не учитывает указанного предложения, что приводит к необходимости доработки раздела III проекта акта.
17. Пунктом 20 проекта акта устанавливается необходимость разработки паспорта безопасности КВО и ПОО в двух экземплярах. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, ОАО "Лукойл" представил предложение, в соответствии с которым разработка в организации паспорта безопасности должна осуществляется только в одном экземпляре, а в территориальные органы МЧС России направляется паспорт в электронном виде. В соответствии с позицией разработчика сообщается о готовности согласиться с указанным предложением. Однако при рассмотрении представленной редакции проекта акта выявлено, что она не учитывает указанного предложения, что приводит к необходимости доработки пункта 20 проекта акта.
18. Пунктом 15.8 проекта акта устанавливается необходимость организаций, являющихся правообладателями КВО и (или) ПОО или эксплуатирующих такие объекты, подвергаться обязательной оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности). Вместе с тем предлагаемое проектом акта регулирование представляется недостаточно определенным.
Так, остается неясным, в каком порядке осуществляется оценка готовности указанных предприятий, на предмет соблюдения каких конкретно требований проводится оценка готовности. Действующие нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере не регламентируют указанные вопросы.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время действует приказ МЧС России от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения", разделом V которого регулируются вопросы оценки готовности ПОО к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также приказ МЧС России от 26 мая 1999 г. N 284 "Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - совместно приказы МЧС России). Указанными приказами МЧС России установлено регулирование вопросов оценки готовности только в отношении ПОО.
Таким образом, предлагаемые пунктом 15.8 проекта акта дублируют уже установленные нормативными правовыми актами МЧС России нормы в части требований по оценке готовности ПОО. Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в целях установления необходимости проведения оценки готовности организаций, являющихся правообладателями КВО и (или) ПОО или эксплуатирующих такие объекты, определения порядка проведения такой оценки, требований на предмет соблюдения которых проводится такая оценка, ответственности указанных организаций за несоблюдение таких требований. При этом представляется целесообразным увязать проведение мероприятий по оценке готовности таких организаций с мероприятиями, осуществляемыми МЧС России в рамках реализации полномочий по осуществлению контроля (надзора) в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме того, одновременно с принятием проекта акта требуется признать утратившими силу приказы МЧС России.
12. Дополнительно сообщаем, что при составлении сводного отчета разработчиком была допущена неточность в части указания сроков проведения публичного обсуждения уведомления о разработке проекта акта. Так, согласно информации, представленной на официальном сайте, публичное обсуждение уведомления о разработке проекта акта до 17 апреля 2014 г., однако разработчиком в сводном отчете срок окончания указанного этапа был указан 21 апреля 2014 г., что приводит к необходимости доработки сводного отчета.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) В настоящее время федеральными органами исполнительной власти разрабатывается значительное количество проектов актов Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством о противодействии терроризму устанавливающих требования к физической и инженерной защите практически любых объектов собственности. В соответствии с экспертным мнением, полученным Минэкономразвития России в ходе проведения настоящей оценки регулирующего воздействия, расходы на исполнение предлагаемых к применению требований оцениваются в значительном размере. Кроме того, необходимо отметить, что требования к различного рода видам "защищенности" устанавливаются также в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" - последний в части требований о ведомственной охране отдельных объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.