Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования порядка рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях)"
(подготовлен Минюстом России 09.04.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 января 2015 г. N ДМ-П4-266р.
Законопроект направлен на устранение возникшей неопределенности при обжаловании вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях в Верховный Суд Российской Федерации в кассационном и надзорном порядке.
В этих целях законопроектом предлагается установить, что пересмотр вступивших в законную силу решений по делу о привлечении к административной ответственности, а также вынесенных арбитражными судами решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов в Верховном Суде Российской Федерации производится в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Статьи 206 (абзац третий части 41), 211 (абзац третий части 51) АПК РФ, а также статья 30.13 КоАП (часть 41) устанавливают, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора Верховным Судом Российской Федерации (если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах) в порядке, установленном КоАП.
Вышеуказанные положения АПК РФ и КоАП были введены федеральными законами от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ и от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
До указанных изменений решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях пересматривались в порядке надзора по общим правилам арбитражного судопроизводства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
В силу норм КоАП, регламентирующих порядок обжалования, опротестования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19), такое обжалование (опротестование) осуществляется в упрощенном порядке: без участия сторон и заслушивания объяснений по доводам жалобы.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести к единому порядку рассмотрение дел в арбитражных судах и пересмотр вступивших в законную силу решений по делу о привлечении к административной ответственности, а также вынесенных арбитражными судами решений по результатам рассмотрения жалоб и протестов в Верховном Суде Российской Федерации.
Реализация будущего закона не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.