Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении методических рекомендаций по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности"
(подготовлен Минобрнауки России 14.04.2015 г.)
В соответствии с пунктом 10(1) Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст. 4686; 2011, N 35, ст. 5087; 2012, N 45, ст. 6248; 2013, N 23, ст. 2924; 2014, N 10, ст. 1041) п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по распределению субсидий, предоставляемых федеральным государственным учреждениям, выполняющим государственные работы в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.
2. Использовать положения настоящих методических рекомендаций по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - подведомственные учреждения), для распределения между подведомственными учреждениями субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности в рамках государственного задания.
Министр |
Д.В. Ливанов |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от " " ________ 2015 г. N___
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В СФЕРЕ НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 10 (1) Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, и определяют правила распределения субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности в рамках государственного задания между федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти (далее соответственно - методические рекомендации, государственное задание в сфере науки, учредитель, подведомственные учреждения (учреждения), государственные работы в сфере науки).
2. Целью методических рекомендаций является обеспечение применения учредителями единых подходов при определении размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственного задания, направленного на реализацию государственной научно-технической политики.
3. Государственное задание в сфере науки в соответствии с Методическими рекомендациями формируется на конкурентной основе и направлено:
а) на решение учреждениями научных (научно-технических) задач, значимых для развития государства и общества, определенных государственными программами Российской Федерации, посредством выполнения научных (научно-технических) проектов гражданского назначения:
- по тематикам, установленным учредителем (далее - директивные тематики);
- по тематикам, предложенным учреждениями (далее - инициативные тематики);
б) на развитие научного (научно-технического) потенциала и повышение результативности деятельности учреждений посредством адресной поддержки научных работников, достигших высоких научных (научно-технических) результатов (далее - ведущие исследователи);
в) на обеспечение функционирования научной и (или) научно-технической инфраструктуры учреждений, в том числе, адресную поддержку центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок, включая обеспечение деятельности высококвалифицированных научно-технических работников, обеспечение расходными материалами, информационными ресурсами (далее - научная инфраструктура).
4. Учредители, с учетом настоящих методических рекомендаций, по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, разрабатывают и утверждают "Порядок формирования государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) деятельности" (далее - Порядок).
Порядок может быть разработан для учреждений и (или) групп учреждений (научные организации, образовательные организации высшего образования, группы учреждений по научному профилю и др.) и должен определять:
- соотношения и размеры частей государственных заданий, обусловленные направлениями, указанными в пункте 3 Методических рекомендаций;
- порядок и сроки формирования частей государственных заданий, обусловленных направлениями, указанными в пункте 3 Методических рекомендаций;
- порядок и критерии проведения конкурсных процедур, в соответствии с типовыми положениями и рекомендациями согласно приложениям 2 и 4 к Методическим рекомендациям.
II. Распределение субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственного задания в сфере науки
5. Распределение субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственного задания в сфере науки между подведомственными учреждениями (далее - субсидия) определяется учредителями самостоятельно с учетом направлений, указанных в пункте 3 Методических рекомендаций, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели бюджетной росписью учредителя на соответствующий финансовый год и плановый период.
6. Размер субсидии для учреждения определяется исходя из предельных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере науки*(1) и нормативных затрат на содержание имущества*(2).
7. Предельный объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственных работ в сфере науки, включает расходы на:
- обеспечение научных (научно-технических) проектов по директивным и (или) инициативным тематикам, выполняемым в том числе наиболее результативными структурными научными подразделениями учреждений (далее - лаборатории);
- обеспечение деятельности ведущих исследователей;
- обеспечение функционирования научной инфраструктуры учреждения.
Учредитель самостоятельно устанавливает долю финансового обеспечения научных (научно-технических) проектов по директивным и инициативным тематикам, деятельности ведущих исследователей и функционирования научной инфраструктуры учреждений в объеме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в сфере науки. При этом объем финансового обеспечения ведущих исследователей должен составлять не менее 15 процентов от общего объема субсидии, а научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам - не менее 60 процентов.
8. Структура расходов на финансовое обеспечение выполнения учреждением научного (научно-технического) проекта, деятельности ведущего исследователя, функционирования научной инфраструктуры приведена в приложении 1.
В расходы на выполнение научного (научно-технического) проекта могут включаться расходы на обеспечение участия в выполнении работ начинающих молодых ученых высшей квалификации (постдоки)*(3), а также расходы на прохождение молодыми исследователями краткосрочных стажировок в ведущих образовательных, научных и инновационных центрах мира.
9. Объем расходов на обеспечение научных (научно-технических) проектов по директивным тематикам для учреждения определяется учредителем и включает расходы на:
- выполнение исследований и разработок, обеспечивающих получение результатов необходимых для решения социально-экономических задач в соответствии с полномочиями учредителя;
- выполнение исследований и разработок по тематикам комплексных межведомственных и (или) междисциплинарных проектов.
В соответствии с установленным порядком учредитель осуществляет внеконкурсный отбор учреждений для выполнения (научно-технических) проектов по директивным тематикам.
10. Объем расходов на обеспечение научных (научно-технических) проектов по инициативных тематикам для учреждения включает:
- расходы на обеспечение научных (научно-технических) проектов лабораторий учреждений, отобранных учредителем по результатам конкурса. Типовое положение о конкурсном отборе приведено в приложении 2;
- расходы на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса.
Учредитель утверждает рекомендации по проведению учреждениями внутреннего конкурса научных (научно-технических) проектов.
11. Объем бюджетных ассигнований, направляемый учредителем на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса:
- определяется с учетом достигнутых учреждением значений показателей оценки результативности деятельности, перечень которых установлен в соответствии с пунктом 3 Правил оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312, а также показателей выполнения учреждением государственного задания в сфере науки за предшествующие периоды;
- не устанавливается для научных организаций, утративших перспективы развития и отнесенных по итогам оценки результативности их деятельности к 3-й категории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312, а также образовательных организаций высшего образования, признанных неэффективными по итогам ежегодного мониторинга, проводимого Минобрнауки России.
Рекомендации по определению для учреждения объема бюджетных ассигнований, направляемого учредителем на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса, приведены в приложении 3.
12. Объем расходов на обеспечение деятельности ведущих исследователей для учреждения определяется исходя из объема средств, необходимого для обеспечения деятельности ведущих исследователей, отобранных учредителем по результатам конкурса.
Конкурсный отбор ведущих исследователей предшествует конкурсному отбору научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам и осуществляется учредителем в соответствии с утвержденным им положением о конкурсном отборе. Типовое положение о конкурсном отборе ведущих исследователей приведено в приложении 4.
13. Объем расходов на обеспечение функционирования научной инфраструктуры для учреждения определяется учредителем пропорционально объему бюджетных ассигнований, направляемому на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса.
III. Особенности финансового обеспечения деятельности ведущих исследователей
14. При возникновении в период выполнения государственного задания в сфере науки обстоятельств, не позволяющих ведущему исследователю продолжать работу в учреждении, допускается сохранение объема финансового обеспечения деятельности ведущего исследователя при изменении им места основной работы посредством перехода в другое учреждение, подведомственное учредителю, и удовлетворительном выполнении поставленных перед ним задач.
15. При переходе ведущего исследователя на основное место работы в другое подведомственное учреждение учредитель с начала нового финансового года увеличивает для учреждения, вновь установившего трудовые отношения с ведущим исследователем, размер субсидии на выполнение государственного задания в сфере науки на величину нормативных затрат на поддержку ведущего исследователя и одновременно уменьшает на соответствующую величину размер субсидии для учреждения, прекратившего с ведущим исследователем трудовые отношения.
IV. Заключительные положения
16. За счет субсидии на выполнение государственного задания допускается приобретение учреждениями объектов движимого имущества, не относящегося к особо ценному. Приобретение учреждениями объектов особо ценного движимого имущества, включая дорогостоящее научное оборудование, а также недвижимого имущества осуществляется за счет средств выделяемой учредителем субсидии на иные цели либо внебюджетных источников.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
Таблица 1 - Структура затрат на финансовое обеспечение выполнения научного (научно-технического) проекта, деятельности ведущего исследователя, функционирования научной инфраструктуры
N п/п |
Вид расходов |
Обеспечение выполнения научного (научно-технического) проекта |
Обеспечение деятельности ведущего исследователя |
Обеспечение функционирования научной инфраструктуры |
I. |
Расходы на персонал |
+* |
+ |
+ |
1. |
Оплата труда |
+ |
+**** |
+ |
2. |
Начисления на выплаты по оплате труда |
+ |
+ |
+ |
3. |
Командировочные расходы |
+ |
+ |
-** |
3.1 |
Расходы по проезду к месту командировки и обратно |
+ |
+ |
- |
3.2 |
Расходы по найму жилого помещения в период командирования |
+ |
+ |
- |
3.3 |
Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие) |
+ |
+ |
- |
II. |
Закупка товаров, услуг |
+ |
+ |
- |
4. |
Закупка товаров |
+ |
+ |
- |
5. |
Закупка услуг |
+ |
+ |
- |
III. |
Иные направления расходов |
+ |
- |
+ |
6. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе |
+ |
- |
+ |
6.1 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования центров коллективного пользования |
+ |
- |
+ |
7. |
Закупка расходных материалов, услуг связи и иных услуг |
+ |
- |
+ |
IV. |
Затраты на общехозяйственные нужды*** |
+ |
+ |
+ |
* Вид расходов применяется.
** Вид расходов не применяется.
*** Состав затрат на общехозяйственные нужды учреждения определяется в соответствии с пунктами 18-25 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказом Минфин России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29 октября 2010 года.
Учредитель устанавливает долю затрат на общехозяйственные нужды в объеме финансового обеспечения выполнения научного (научно-технического) проекта, деятельности ведущего исследователя, функционирования научной инфраструктуры.
**** Размер заработной платы ведущего исследователя должен быть не ниже уровня, установленного указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Нормативные затраты на оплату труда исполнителей научного (научно-технического) проекта, ведущего исследователя, высококвалифицированного научно-технического работника определяются с использованием повышающих коэффициентов, применяемых к средней заработной плате по региону и средней заработной плате по экономике, в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Определение повышенного размера оплаты труда научных и научно-технических работников
Профессиональная квалификационная группа исполнителя работы, квалификационные уровни* |
Повышенный размер оплаты труда, рублей в месяц |
Профессиональная квалификационная группа должностей научных работников и руководителей структурных подразделений |
К1R + L1W |
Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников второго уровня |
К2R + L2W |
Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников третьего уровня |
К3R + L3W |
* В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2008 г. N 305н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок".
Условные обозначения:
R - средний месячный размер оплаты труда в Российской Федерации;
W - средний месячный размер оплаты труда в регионе, в котором расположено учреждение, рублей (определяется по данным Росстата на последнюю отчетную дату по отношению к периоду формирования государственного задания);
К1, К2, К3, L1, L2, L3 - повышающие коэффициенты, значения (интервалы значений) которых определяются ежегодно учредителем с учетом объема финансового обеспечения государственного задания.
В целях регулирования регионального распределения научных кадров учредитель вправе устанавливать дифференцированные значения повышающих коэффициентов для учреждений в зависимости от субъекта Российской Федерации.
Оплата труда исполнителей научного (научно-технического) проекта определяется по формуле:
Hi - повышенный размер оплаты труда, определенный для i-того исполнителя научного (научно-технического) проекта в соответствии с таблицей 2, руб.;
n - количество исполнителей научного (научно-технического) проекта, чел.
В составе затрат на обеспечение функционирования научной инфраструктуры к иным направлениям расходов относятся нормативные затраты на содержание научного оборудования.
Учредитель вправе установить предельный возраст, функциональные группы и иные характеристики научного оборудования, в отношении которого определяются нормативные затраты на содержание.
Рекомендуемый размер нормативных затрат на содержание научного оборудования, относящегося к объектам особо ценного движимого имущества, составляет не более 10% от его первоначальной стоимости.
К затратам на содержание научного оборудования относятся следующие виды расходов:
- затраты на содержание чистых помещений, необходимых для работы научного оборудования;
- затраты на ремонт научного оборудования;
- оплата услуг сервисных центров по обслуживанию научного оборудования;
- затраты на расходные материалы;
- затраты на метрологическое обеспечение научного оборудования (поверка, калибровка);
- затраты на аттестацию методик измерений.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
Типовое положение о конкурсном отборе научных (научно-технических) проектов структурных научных подразделений учреждений
1. Настоящее Положение подготовлено в целях методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - учредитель), и оказания им содействия в разработке и реализации мер по финансовой поддержке проведения наиболее результативными структурными подразделениями научных (научно-технических) проектов, направленных на получение значимых научных результатов, привлечение и закрепление в структурных подразделениях молодых научных кадров.
2. Положение устанавливает общий порядок проведения конкурсного отбора научных (научно-технических) проектов по инициативным тематикам, выполняемых коллективами наиболее результативных структурных научных подразделений учреждений (далее - лаборатории).
3. Конкурсный отбор инициативных научных (научно-технических) проектов коллективов лабораторий осуществляется учредителем после подведения итогов конкурсного отбора ведущих исследователей и проводится между всеми учреждениями либо между учреждениями отдельных групп, сформированных учредителем.
4. В состав научного коллектива лаборатории должны входить преимущественно лица, замещающие в учреждении должности научных (научно-педагогических), научно-технических работников, для которых данная работа является основной.
5. В целях осуществления конкурсного отбора учредитель определяет направления научных исследований, размеры финансового обеспечения выполнения научных (научно-технических) проектов, устанавливает минимальные требования к коллективу лабораторий, принимающих участие в конкурсе, образует конкурсные комиссии, утверждает положения об их деятельности, организует сбор конкурсных заявок и привлекает к их оценке независимых экспертов.
6. Конкурсный отбор заявок производится на основе следующих основных критериев:
- потенциал коллектива лаборатории и результативность его научной (научно-технической) деятельности;
- соответствие инициативного научного (научно-технического) проекта направлениям научных исследований, определенным учредителем, программам развития учреждений;
- качество и проработанность предложений о выполнении инициативного научного (научно-технического) проекта (в том числе, новизна, научная и (или) практическая значимость ожидаемых результатов; плановые значения индикаторов и показателей);
- обоснованность запрашиваемого объема финансирования инициативного научного (научно-технического) проекта.
7. Определение победителя (победителей) конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией учредителя с учетом результатов экспертизы конкурсных заявок, проведенной с привлечением специалистов (экспертов).
8. Финансовое обеспечение выполнения лабораториями научных (научно-технических) проектов, отобранных на конкурсной основе, осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
Рекомендации по определению для учреждений объема бюджетных ассигнований, направляемого учредителем на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса
1. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения расчетов объема бюджетных ассигнований на обеспечение научных (научно-технических) проектов, которые отбираются учреждением по результатам внутреннего конкурса (далее - объем обеспечения, проекты развития) с целью формирования научного задела и воспроизводства кадрового потенциала учреждения.
2. Учредитель определяет объем обеспечения проектов развития непосредственно для учреждения. В случае неоднородной совокупности подведомственных учреждений предусматривается этап определения объема обеспечения проектов развития для групп учреждений (научные организации и образовательные организации высшего образования, группы учреждений по научному профилю и др.).
3. Для каждой группы учреждений учредитель определяет объем обеспечения проектов развития исходя из сложившейся структуры финансового обеспечения групп учреждений либо по утвержденной учредителем методике, учитывающей кадровый потенциал, грантовую и публикационную активность, результативность научной деятельности каждой группы учреждений и другие показатели.
4. Объем обеспечения проектов развития для рассматриваемой группы учреждений рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где - объем обеспечения проектов развития для рассматриваемой группы учреждений;
- установленный учредителем общий объем средств, выделяемый на обеспечение проектов развития учреждений из общих бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания в сфере науки;
- доля научных работников рассматриваемой группы учреждений в общем количестве научных работников учреждений;
- доля стоимостного объема научно-исследовательских работ, выполненных рассматриваемой группой учреждений, в общем стоимостном объеме научно-исследовательских работ, выполненных учреждениями;
- доля публикаций работников рассматриваемой группы учреждений в общем объеме публикаций работников учреждений (могут рассматриваться публикации в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), Scopus);
- доля средств, полученных рассматриваемой группой учреждений по лицензионным договорам на право пользования результатами интеллектуальной деятельности, в общем объеме средств, полученных учреждениями по лицензионным договорам;
- коэффициенты, определяющие значимость показателей , где .
5. Объем обеспечения проектов развития для каждого учреждения, входящего в рассматриваемую группу, рассчитывается по следующей формуле:
(2)
где - объем обеспечения проектов развития для i-того учреждения, входящего в рассматриваемую группу учреждений;
- объем обеспечения проектов развития для рассматриваемой группы учреждений;
- доля научных работников i-того учреждения в общем количестве научных работников научных учреждений рассматриваемой группы;
- доля стоимостного объема научно-исследовательских работ, выполненных i-тым учреждением, в общем стоимостном объеме научно-исследовательских работ, выполненных учреждениями рассматриваемой группы;
- доля публикаций работников i-того учреждения в общем объеме публикаций работников учреждений рассматриваемой группы (могут рассматриваться публикации в научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), Scopus);
- доля средств, полученных i-тым учреждением по лицензионным договорам на право пользования результатами интеллектуальной деятельности, в общем объеме средств, полученных по лицензионным договорам учреждениями рассматриваемой группы;
- коэффициенты, определяющие значимость показателей , где .
Приложение N 4
к методическим рекомендациям
Типовое положение о конкурсном отборе ведущих исследователей
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение подготовлено в целях методического обеспечения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - учредитель, учреждения), и оказания им содействия в разработке и реализации мер по финансовой поддержке ведущих исследователей в рамках реализации государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности в текущем финансовом году.
1.2. Конкурсный отбор ведущих исследователей*(4) проводится в целях организации института постоянных позиций научных работников, достигших высоких научных (научно-технических) результатов, посредством адресной поддержки для привлечения их в учреждения.
1.3. Конкурсный отбор ведущих исследователей осуществляет учредитель в соответствии с утвержденным им положением о конкурсном отборе.
1.4. Предметом конкурса является отбор ведущих исследователей для выполнения ими индивидуальных планов по развитию научных направлений в учреждениях, являющихся для них основными в подготовке кадров высшей квалификации (в том числе, в сопоставлении со специальностями функционирующих в учреждении советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и (или) доктора наук).
1.5. Ведущий исследователь, отобранный по результатам конкурса, берёт на себя обязательства по реализации индивидуального плана и достижению его целевых показателей.
1.6. Государственная поддержка отобранных ведущих исследователей осуществляется путем предоставления из федерального бюджета субсидий учреждениям на выполнение государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности для возмещения затрат, связанных с финансовым обеспечением их деятельности
1.7. Конкурсный отбор ведущих исследователей является открытым. Учредитель обеспечивает размещение информации о проведении и результатах конкурсного отбора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Требования к реализации индивидуального плана
2.1. Реализация индивидуального плана предусматривает выполнение ведущим исследователем перечня работ, включающего:
- проведение научных исследований и разработок на мировом уровне, повышение публикационной активности учреждения;
- подготовку в учреждении кадров высшей квалификации;
- привлечение в учреждение средств на проведение научных исследований посредством организации (активизации) участия учреждения во внешних конкурсных системах (федеральных целевых программ, внепрограммных мероприятий, научных фондов, корпоративного сектора).
2.2. В рамках реализации ведущим исследователем индивидуального плана допускается следующее направление расходования средств субсидии:
оплата труда ведущего исследователя - не ниже 4-кратного размера средней заработной платы в соответствующем регионе.
2.3. Индивидуальный план составляется на 5 лет и может быть включен в трудовой договор, заключенный с ведущим исследователем (дополнительное соглашение к действующему трудовому договору).
2.4. Внесение обоснованных изменений в индивидуальный план ведущего исследователя осуществляется по согласованию с учредителем.
3. Требования к участникам конкурсного отбора
3.1. В конкурсном отборе могут принимать участие исследователи независимо от текущего места их основной работы (далее - претенденты).
3.2. В целях проведения конкурсного отбора Учредитель устанавливает для претендентов минимальные квалификационные требования (наличие ученой степени доктора или кандидата наук, стаж работы на научных должностях и др.) и требования к уровню результативности научной деятельности (публикационная, изобретательская активность, подготовка кадров высшей квалификации и др.).
3.3. Для лиц, не являющихся на момент проведения конкурсного отбора научными работниками учреждения, или лиц, планирующих изменение основного места работы и переход из одного учреждения в другое, дополнительным требованием является предоставление подтверждения от учреждения принять его на основную работу в должности научного работника в случае признания победителем конкурсного отбора.
4. Содержание заявки на участие в конкурсном отборе
4.1. Заявка на участие в конкурсном отборе должна содержит следующие сведения о претенденте и документы:
- сведения о квалификации, опыте работы и научных достижениях претендента;
- индивидуальный план и целевые показатели его выполнения;
- письмо учреждения, предусмотренное пунктом 3.3 настоящих Рекомендаций.
5. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсном отборе
5.1. Рассмотрение и оценка конкурсных заявок претендентов осуществляется конкурсной комиссией учредителя в установленные сроки.
5.2. Основными критериями оценки конкурсных заявок претендентов являются:
1) квалификация и опыт претендента, включая:
- соответствие научной специализации претендента перечню специальностей научных работников, являющихся для учреждения основными в подготовке кадров высшей квалификации (в том числе, в сопоставлении со специальностями функционирующих в учреждении советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и (или) доктора наук);
- наукометрические показатели, характеризующие публикационную активность и цитируемость претендента (на основе сведений из баз данных "Сеть науки" (WEB of Science), Scopus, MathSciNet, ERIH, РИНЦ и др.);
- количество и характеристики результатов интеллектуальной деятельности, автором которых является претендент;
- опыт претендента по организации и руководству научным коллективом, выполнением научно-исследовательских работ, подготовке кадров высшей квалификации;
- государственное и международное признание научных заслуг претендента (наличие международных, государственных, ведомственных наград, почетных званий, премий);
2) содержание индивидуального плана, включая:
- полноту отражения работ и реализуемость индивидуального плана;
- оценка влияния результатов реализации индивидуального плана на развитие научной деятельности в учреждении.
5.3. Определение победителя (победителей) конкурсного отбора осуществляется конкурсной комиссией с учетом результатов экспертизы конкурсных заявок претендентов, проведенной с привлечением специалистов (экспертов).
6. Заключительные положения
6.1. Учредитель контролирует заключение учреждениями трудовых договоров (дополнительных соглашений к действующим трудовым договорам) с лицами, признанными победителями конкурсного отбора ведущих исследователей.
6.2. Учредитель может рекомендовать учреждениям определять для ведущего исследователя стимулирующие выплаты в размере до 30% его годовой заработной платы согласно нормативным затратам, либо до 5% от совокупного размера оплаты труда по научным (научно-техническим) проектам, выполняемым учреждением вследствие реализации ведущим исследователем индивидуального плана. Источником стимулирующих выплат являются привлеченные в учреждение ведущим исследователем средства на выполнение научных (научно-технических) проектов.
6.3. Учреждение ежегодно контролирует выполнение ведущим исследователем индивидуального плана и в установленный срок представляет сведения учредителю.
6.4. При возникновении в период выполнения государственного задания в сфере науки обстоятельств, не позволяющих ведущему исследователю продолжать работу в учреждении, допускается сохранение объема финансового обеспечения деятельности ведущего исследователя при изменении им места основной работы посредством перехода в другое учреждение, подведомственное учредителю, и удовлетворительном выполнении поставленных перед ним задач.
При переходе ведущего исследователя на основное место работы в другое подведомственное учреждение учредитель с начала нового финансового года увеличивает для учреждения, вновь установившего трудовые отношения с ведущим исследователем, размер субсидии на выполнение государственного задания в сфере науки на величину нормативных затрат на поддержку ведущего исследователя и одновременно уменьшает на соответствующую величину размер субсидии для учреждения, прекратившего с ведущим исследователем трудовые отношения.
-------------------------------------------
*(1) "Проведение фундаментальных научных исследований", "Проведение прикладных научных исследований", "Выполнение экспериментальных научных разработок", "Выполнение поисковых научных исследований", "Выполнение опытно-констукторских работ".
*(2) Для образовательных организаций высшего образования, в государственное задание которых входит выполнение государственных услуг в сфере образования и государственных работ в сфере науки, применяются нормативные затраты на содержание имущества, определяемые одновременно с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования.
*(3) Постдоками признаются молодые исследователи - граждане Российской Федерации в возрасте до 35 лет, удовлетворяющие следующим условиям:
- наличие ученой степени кандидата наук, решение о присуждении которой вступило в силу в течение 48 месяцев, предшествующих дате объявления о проведении конкурсного отбора, либо ученой степени доктора наук, присужденной в ведущих зарубежных научных центрах или университетах, входящих в мировые рейтинги (The Times, QS, ARWU) в период, указанный для вступления в силу решений о присуждении ученой степени кандидата наук;
- отсутствие в течение 3 лет, предшествующих началу выполнения научного (научно-технического) проекта трудовых отношений с учреждением и (или) непрохождение в нем обучения по программам высшего и (или) послевузовского профессионального образования.
*(4) Ведущим исследователем признается исследователь, достигший высоких научных результатов в конкретной области наук и замещающий должность научного сотрудника в организации, для которого данная работа является основной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.