Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 15.04.2015 г.)
1. Основание для разработки законопроекта
Необходимость разработки проекта федерального закона обусловлена рядом проблем реализации Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ).
В частности, Минсельхоз России, Росрыболовство, Правительство Камчатского края неоднократно информировали Правительство Российской Федерации о существенном росте числа общин малочисленных народов территории Камчатского края, который обусловлен несовершенством Федерального закона N 104-ФЗ, позволяющего создавать одному физическому лицу несколько общин и претендовать на несколько квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера) и несколько рыболовных участков.
Справочно: Согласно информации территориального управления Минюста России по Камчатскому краю, количество общин коренных малочисленных народов Севера, зарегистрированных в Камчатском крае, с 2007 года выросло с 86 до 294, т.е. в 3,4 раза (данные по состоянию на 1 июля 2014 г.)
На эту проблему также обращали внимание в своих многочисленных обращениях в органы государственной власти сами представители коренных малочисленных народов.
2. Содержание законопроекта
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон N 104-ФЗ в части упорядочения процесса создания и функционирования общины коренных малочисленных народов.
В частности, устанавливается, что учредители общины не могут одновременно являться учредителями других общин.
Аналогичная норма устанавливается для членов общины, которые не могут одновременно являться учредителями или членами других общин.
Законопроектом предусматривается, что по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься представители других этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам, постоянно проживающие в районах проживания этих народов, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов; при этом оговаривается условие, что в создаваемой общине малочисленных народов не менее семидесяти процентов членов общины являются лицами, относящимися к малочисленным народам
Законопроектом устанавливается переходный период (18 (24)месяцев), в течение которого общины коренных малочисленных народов Севера, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с данным Законом.
З. Ожидаемые последствия принятия законопроекта
Принятие законопроекта создаст основу для упорядочения процесса функционирования общин малочисленных народов и бесконфликтной реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на традиционное природопользование.
Исключено из текста пояснительной записка 2011 г. в связи с неакт.
Основанием для разработки проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - законопроект) явились пункт 1 Комплекса мер по проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира в 2011 - 2014 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. Ко 2455-р,' пункт 2.5 перечня первоочередных мер по декриминализации приграничных регионов Российской Федерации, одобренного пунктом 2 раздела IУ протокола заседания Государственной пограничной комиссии от 25 марта 2011 г. Н 1.
но и являться учредителями общин с получением соответствующих преференций лицам, не относящимся] малочисленным народам и не ведущим традиционный образ жизни.
С учетом сложившейся ситуации, принципиальные подходы к внесению изменений в Федеральный закон обсуждались в ходе совещаний по вопросам защиты прав малочисленных народов под председательством Министра регионального развития Российской Федерации, состоявшихся 11 апреля 2011 г. и 3 мая 2011 г. с участием Заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.А. Штырова, председателей трех профильньтх комитетов Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений малочисленных народов (Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, Межрегиональной общественной организации "Льыоравэтльан", Содружества общин коренных малочисленных народов Севера).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.