Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Росстатом 20.04.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) разработан по инициативе Федеральной службы государственной статистики на основании подпунктов 5.1(1), 5.7(1) Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" и пункта 7 Регламента Правительства Российской Федерации.
Законопроект направлен на обеспечение реализации подпункта 5.8 полномочий Федеральной службы государственной статистики по проведению федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в соответствии со своими полномочиями ежегодно проводит федеральные статистические наблюдения как выборочные, так и сплошные (переписи).
Основанием для проведения федеральных статистических наблюдений являются Федеральные законы от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", от 21.07.2005 N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", указы Президента Российской Федерации, Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, а также другие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" выполнение работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения, может осуществляться физическими лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К работам, связанным с проведением федерального статистического наблюдения относятся подготовка статистического наблюдения, сбор первичных статистических данных и их обработка. Для выполнения указанных работ Росстат и его территориальные органами привлекают физических лиц - интервьюеров, переписчиков, операторов ввода первичных статистических данных (далее именуются - физические лица) на основании краткосрочных гражданско-правовых договоров. На ближайший плановый период 2015-2017 годов на всей территории страны будет привлечено почти 450 тыс. человек для опроса различных категорий и социальных групп населения. Размер выплаты вознаграждения переписчика в указанный период по сбору первичных статистических данных в домохозяйствах, в зависимости от числа изучаемых объектов и программы статистического наблюдения (перечня вопросов анкеты, переписного листа), а также обработки полученных данных, составляет от 5177 рублей до 16330 рублей из расчёта в месяц. Срок сбора первичных статистических данных незначительный, соответственно фактические выплаты не всегда превышает МРОТ и прожиточный минимум.
Как правило, среди лиц, привлекаемых для проведения федеральных статистических наблюдений, преобладают пенсионеры, студенты, домохозяйки, школьные учителя, библиотекари, младшие медицинские работники незанятые или частично занятые лица, т.е. люди с низким уровнем дохода.
Согласно действующего Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 42 части 1 статьи 93), привлечение физических лиц к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения и заключение с ними контрактов осуществляется, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Практика применения территориальными органами Росстата пункта 42 части 1 статьи 93 показала, что требуется уточнение отдельных положений следующих статей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
1. В части 15 статьи 34 слова "40 и 41" заменить цифрами "40-42" (подпункт 1 статьи 1 законопроекта).
Распространение положений пункта 42 части 1 статьи 93 Федерального закона на работы, выполняемые физическими лицами, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных, и данное изменение к этому Закону позволят обеспечить более гибкий подход к выполнению обязательств по контракту физическими лицами в зависимости от вида и программы федерального статистического наблюдения, категорий респондентов и количества привлекаемых лиц.
При этом следует иметь в виду, что предоставление первичных статистических данных, как правило, не является обязательным для опрашиваемых, поэтому, в случае категорического отказа респондента, переписчику не всегда удается собрать необходимую информацию. Наложение на переписчика штрафных санкций за отказ третьих лиц (респондентов) в предоставлении информации может быть признан неправомерным. Кроме того, применение санкций к физическим лицам потребует дополнительных управленческих и судебных издержек по их взысканию с физических лиц.
2. В части 9 статьи 94 слова "4 или 5" заменить словами "4, 5 или 42" (подпункт 2 статьи 1 законопроекта).
Данное изменение имеет уточняющее значение. Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (статья 22) внесено изменение о том, что информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в особом согласованном порядке. Одновременно части 1 статьи 103 дополнены положением о том, что информация о таких контрактах не включается в реестр контрактов. Поскольку информация об упомянутых контрактах не размещается ни в реестре контрактов, ни в единой информационной системе, по существу не имеется возможности сформированный отчет об оказанной услуги размещать в единой информационной системе.
3. Часть 2 статьи 96 цифры "40, 41" заменить цифрами "40-42" (подпункт 2 статьи 1 законопроекта).
Предлагаемое изменение позволяет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и его территориальным органам - заказчикам работ по сбору и обработке первичных статистических данных, применять дифференцированный подход в части установления требований о предоставлении физическими лицами обеспечения исполнения контракта.
Представление обеспечения исполнения контракта является одной из причин отказа от заключения контракта, поскольку физическому лицу до оформления договорных отношений необходимо не только перечислить денежные средства на специальный расчетный счет, но и оплатить стоимость услуг банка по этой операции. Учитывая невысокий уровень дохода привлекаемых к работе по сбору и обработке первичных статистических данных социальных групп населения, причины отказа мотивируются отсутствием у физических лиц денежных средств.
Ситуация усугубляется тем, что не все населенные пункты (например, в отдаленных местностях, в т.ч. в районах Крайнего Севера, высокогорных районах и т.п.) имеют отделения банков или банкоматы.
Отказы физических лиц от работы по причине отсутствия в домохозяйстве лишних денежных средств для внесения обеспечения исполнения контракта либо необходимости осуществлять дополнительные процедуры по её реализации могут привести к срыву проведения федерального статистического наблюдения в сроки, установленные решениями Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.