Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной антимонопольной службы и Министерства энергетики Российской Федерации "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефти и (или) нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3"
(подготовлен ФАС России 12.05.2015 г.)
Проект приказа ФАС России и Минэнерго России "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефти и (или) нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3(далее - Проект приказа) разрабатывается в целях реализации части 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Одной из задач реализации концепции Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-Р, является создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов, в том числе и нефтью.
За последние годы в Российской Федерации проведена значительная работа по созданию коммерческой инфраструктуры рынка нефти и нефтепродуктов. С учетом практики применения антимонопольного законодательства сформирована нормативно-правовая база, направленная на развитие рыночного ценообразования на нефть и нефтепродукты. Развитие получила биржевая торговля наличным товаром, а также регистрация на бирже фактических внебиржевых сделок.
По результатам 2013 и 2014 года можно говорить о качественном улучшении структуры биржевых торгов в 2014 году. Объем реализации нефтепродуктов на бирже ЗАО "СПбМТСБ" в 2014 году составил порядка 17,2 млн. тонн (13,5 млн. тонн в 2013 году) при обороте 537 млрд. рублей (413 млрд. рублей в 2013 году). Количество заключенных на бирже сделок в 2014 году составило 85 383 ед. (53 200 сделок в 2013 году) при среднем объеме сделки 201 тонн (254 тонн в 2013 году). По данным за 2014 год операции на бирже совершали 1594 компаний (1353 компании в 2013 году).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года N 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра" (далее - постановление Правительства РФ N 623), с 6 августа 2013 года биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении в том числе нефти сырой, реализуемой на внутреннем рынке Российской Федерации, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн.
По результатам 2014 года на бирже ЗАО "СПбМТСБ" было зарегистрировано 136 000 фактических внебиржевых контрактов с нефтепродуктами объемом более 119 млн. тонн (110 млн. тонн в 2013 году), а также 791 внебиржевых договоров с нефтью объемом более 101,0 млн. тонн (34,6 млн. тонн в 2013 году). Вышеуказанная статистика позволяет говорить о том, что принятые меры позволили получить достоверную информацию о рынке нефтепродуктов фундаментального характера.
Кроме того на биржевой площадке ЗАО "СПбМТСБ" с апреля 2013 года проводятся регулярные организованные торги сырой нефтью Ежемесячный объем биржевых продаж достигает 200 тысяч тонн.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 N 1035 "Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты" предусмотрены критерии регулярности и равномерности продажи нефти на биржевых торгах, в том числе с учетом минимальной величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара. Вместе с тем, указанная величина в настоящее время не установлена. Кроме того, отсутствует требование о поддержании минимально необходимого уровня ликвидности биржевых торгов нефтью, которое позволило бы исключить влияние ажиотажного спроса на цену нефти, формирующуюся на биржевых торгах.
По данным, имеющимся в ФАС России, объем внутреннего потребления нефти на территории Российской Федерации составляет приблизительно 50% от объема добычи. Практика применения антимонопольного законодательства показывает, что формирование ликвидных биржевых продаж происходит в результате реализации товара на бирже в размере не менее чем 10% от поставок на внутренний рынок Российской Федерации. Учитывая тот факт, что добытая в Российской Федерации нефть экспортируется в размере около 50%, то реализация на биржевых торгах нефти в размере 10% будет соответствовать 5 % от ее добычи. В связи с этим, по мнению ФАС России, целесообразно установить минимальную величину продаваемой на бирже нефти, реализуемой занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, в размере 5% от объема производства каждого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Также планируется установить минимальный объем продаваемой на биржевых торгах нефти, реализуемой занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, на уровне 4%.
В целях реализации вышеуказанных предложений и на основании части 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФАС России разработан проект приказа ФАС России и Минэнерго России "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефти и (или) нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3" (далее - Проект приказа).
По мнению ФАС России реализация предусмотренных Проектом приказа положений позволит создать объективный прозрачный рыночный индикатор цены на нефть сырую, поставляемую на внутренний рынок Российской Федерации. В совокупности с внебиржевым индикатором сырой нефти, регистрация и публикация которого в настоящее время предусмотрена в соответствии с постановлением Правительства РФ N623 в отношении нефти сырой, реализуемой на внутреннем рынке Российской Федерации, внедрение вышеуказанного биржевого индикатора будет способствовать формированию стабильной прозрачной и рыночной системы ценообразования на внутреннем рынке нефти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.