В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366) и пунктом 2 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2056), приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации прилагаемые особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Министр |
М.А.Топилин |
Утверждены
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от ____________ 2015 г. N _____
Особенности проведения специальной оценки условий труда
на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации
1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее соответственно - рабочие места, члены экипажа, воздушные суда) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда*(1) с учетом настоящих Особенностей.
2. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, должны пройти:
а) вводный инструктаж по охране труда;
б) инструктаж по эксплуатации бортовых систем жизнеобеспечения;
в) предполетный и послеполетный досмотр в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, а также при необходимости дополнительный и повторный досмотр в соответствии с требованиям Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"*(2).
3. Деятельность экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется под контролем представителя работодателя.
4. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов проводятся до и после запуска двигателей воздушного судна для получения фоновых показателей и на всех этапах полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, посадка) в эксплуатационном режиме, определенном руководствами по летной и технической эксплуатации конкретного типа воздушного судна, а также во время предполетных и послеполетных работ.
5. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах допускается проводить:
а) во время специального полета без пассажиров*(3), продолжительность которого определяется комиссией по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия) с учетом средней продолжительности полета для соответствующего типа воздушного судна и объемом необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
б) во время коммерческого полета*(4), продолжительность которого должна быть не менее средней продолжительности для соответствующего типа воздушного судна с учетом объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
в) в условиях моделирования полета соответствующего воздушного судна на тренажере (симуляторе)*(5) в части параметров тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах членов летных экипажей.
6. Рабочие места членов экипажей воздушных судов одной модели и одного типа, в том числе различной модификации (далее - однотипные воздушные суда), на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса, признаются аналогичными.
7. Допускается проведение специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями в отношении аналогичных рабочих мест, указанных в пункте 6 настоящих Особенностей, при этом данными работодателями создается единая комиссия, в состав которой включаются представители всех работодателей, в отношении условий труда на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, включая специалистов по охране труда, представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций или иных представительных органов работников данных работодателей, а также включаются представители федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" Министерства транспорта Российской Федерации.
8. По решению комиссии специальная оценка условий труда может проводиться:
а) у работодателя (работодателей), имеющего до 10 однотипных воздушных судов - на одном из таких однотипных воздушных судов;
б) у работодателя (работодателей), имеющего более 10 однотипных воздушных судов - на 20 % от общего количества таких однотипных воздушных судов, но не менее чем на 2 воздушных судах.
9. При наличии результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей, комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, может быть принято решение об использовании в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды результатов таких исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) в отношении условий труда на рабочих местах однотипных воздушных судов.
10. Обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
а) параметры микроклимата: температура и относительная влажность воздуха;
б) напряженность трудового процесса:
- по количеству пересекаемых часовых поясов в течение года*(6);
- по нагрузке на слуховой анализатор при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов (для членов летных экипажей);
- по количеству посадок в течение года6.
На рабочих местах воздушных судов с максимальным эшелоном полета выше 22000 футов в обязательном порядке подлежит исследованиям (испытаниям) и измерениям ионизирующие излучения.
11. При проведении исследований (испытаний) и измерений показателей уровня шума на рабочих местах членов летных экипажей необходимо руководствоваться методическими указаниями, разработанными с целью оценки акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов.
12. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах должны применяться средства измерений, соответствующие требованиям электромагнитной совместимости, а также допускается применение дистанционно-программируемых приборов с учетом требований федеральных авиационных правил.
При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества.
При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов летных экипажей во время специального полета, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 настоящих Особенностей, размещение и функционирование в кабине летного экипажа средств измерений осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания.
13. Отнесение условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Особенностям.
14. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением членами летных экипажей профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной зависимостью возможной ошибки и возникновения вероятного риска для жизни других лиц ввиду ее допущения.
При этом в случае:
сочетанного действия 2 и более параметров напряженности трудового процесса, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2 вредных условий труда;
сочетанного действия 2 и более параметров напряженности трудового процесса, отнесенных к подклассу 3.2 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.3 вредных условий труда.
15. В дополнение к сведениям, указываемым в отчете о проведении специальной оценки условий труда*(7), приводятся следующие данные:
а) наименование и бортовой (заводской) номер воздушного судна;
б) наименование и номера двигателей и вспомогательной силовой установки воздушного судна;
в) наработка планера и двигателей воздушного судна, дата последнего капитального ремонта;
г) тип применяемого топлива и смазочных масел (для химического фактора);
д) этап полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, посадка) и фактическое значение измеряемого параметра.
Приложение
к Особенностям проведения
специальной оценки условий труда
на рабочих местах членов летных и
кабинных экипажей воздушных
судов гражданской авиации,
утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от ____________ 2015 г. N _____
Отнесение условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса
Наименование показателя |
Класс (подкласс) условий труда |
||
допустимый |
вредный |
||
2 |
3.1 |
3.2 |
|
1. Сенсорные нагрузки*(8) | |||
Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени полетной смены*(9)) |
26-50 |
51-75 |
более 75 |
Наблюдение за экранами видеотерминалов и приборами (часов в течение полетной смены2): |
|
|
|
- при буквенно-цифровом типе отображения информации |
до 3 |
до 4 |
более 4 |
- при графическом типе отображения информации |
до 5 |
до 6 |
более 6 |
Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) |
Разборчивость слов*(10) и сигналов от 90 до 70 % |
Разборчивость слов3 и сигналов от 70 до 50 % |
Разборчивость слов3 и сигналов менее 50 % |
2. Режим работы | |||
Пересечение часовых поясов в течение календарного года2,*(11),*(12) |
не более 2 |
от 3 до 4 |
5 и более |
Количество посадок в течение календарного года2,4 |
до 2 |
от 3 до 5 |
6 и более |
-------------------------------------------
*(1) Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927).
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30, ст. 4569, 4590; 2013, N 30, ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566.
*(3) Загрузка воздушного судна в ходе проведения специального полета должна составлять не менее чем 70 % от максимальной коммерческой загрузки для соответствующего типа воздушного судна, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в горизонтальном полете должны проводиться в условиях крейсерского полета, высота и скорость которого определяются в соответствии с рабочими планами полетов для соответствующего типа воздушного судна.
*(4) Допускается проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов только на рабочих местах членов кабинных экипажей.
*(5) На комплексном авиационном тренажере (КТС) российского производства или на полном пилотажном тренажере (FFS) иностранного производства. Тренажеры должны быть оснащены шести степенной системой подвижности и широкоформатной системой визуального отображения и классифицироваться не ниже уровня (D) по классификации EACA или FAA.
*(6) За исключением вновь организованных рабочих мест, для которых учетный период составляет три месяца.
*(7) Форма утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
*(8) Только на рабочих местах членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
*(9) Для целей настоящих Особенностей полетная смена принимается равной 12 часам.
*(10) В том числе в случае радиообмена на языке, не являющемся родным для члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации.
*(11) Среднегодовой учет пересечения часовых поясов и количества посадок за полетную смену определяется отношением общего количества пересечений часовых поясов или количества посадок членами летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации за год к суммарному количеству полетных смен за год.
*(12) Учитывается для полетов, предусматривающих наличие периода ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами.
См. Сводный отчет по итогам публичного обсуждения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.