Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в связи с включением третейской оговорки в договоры, заключаемые на оптовом рынке электрической энергии и мощности"
(подготовлен Минэнерго России 02.06.2015 г.)
Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" содержит в себе положения, согласно которым допускается заключение третейского соглашения путем включения третейской оговорки в договор, заключаемый сторонами.
В качестве отдельного положения в указанном законе установлена возможность включения третейской оговорки в правила организованных торгов, правила клиринга, регистрируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое соглашение является третейским соглашением участников организованных торгов, сторон договора, заключенного на организованных торгах в соответствии с правилами организованных торгов, или участников клиринга.
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на оптовом рынке электрической энергии и мощности действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка - поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке.
Основополагающим документом, регулирующим торговлю на оптовом рынке электроэнергии и мощности, является договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, приложением к которому являются регламенты рынка и стандартные формы договоров, обеспечивающих торговлю электроэнергией и мощностью на оптовом рынке, и существенные условия которого определяются Правительством Российской Федерации в рамках положений о договоре присоединения, определенных статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчеты на оптовом рынке проводятся через единый центр финансовых расчетов по единым для всех субъектов оптового рынка правилам.
Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется на организованных торгах, однако в силу имеющейся специфики товаров - электрической энергии и мощности, регулируется не законодательством об организованных торгах и клиринге, а специальным законодательством об электроэнергетике.
При этом положениями Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" допускается определение условий третейского соглашения в договоре, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения).
В целях развития третейского разбирательства на оптовом рынке электрической энергии и мощности Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в связи с включением третейской оговорки в договоры, заключаемые на оптовом рынке электрической энергии и мощности".
Необходимость реализации норм законопроекта обусловлена потребностью отрасли в оперативном рассмотрении споров, связанных с несвоевременной оплатой поставленной электроэнергии, и заинтересованностью поставщиков электрической энергии в сокращении сроков взыскания задолженности.
Законопроектом предлагается закрепить за советом рынка полномочия по образованию постоянно действующего третейского суда для разрешения споров, возникающих между субъектами оптового и (или) розничных рынков электрической энергии и (или) мощности, определить полномочия исполнительных органов совета рынка по утверждению правил постоянно действующего третейского суда и списка третейских судей.
В законопроекте определен способ заключения третейского соглашения субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности путем включения третейской оговорки в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также закреплены условия обеспечения независимости третейских судей, осуществляющих рассмотрение споров между сторонами договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В части порядка оспаривания решений третейского суда в законопроекте сформулирована норма, предоставляющая сторонам договора о присоединении к торговой системе оптового рынка право включить в договор условие об окончательности решений третейского суда. Данная норма закрепляет право, предоставляемое Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" сторонам третейского соглашения включить в третейское соглашение условие об окончательности таких решений.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать увеличению прозрачности системы разрешения споров в электроэнергетике и улучшению экономической ситуации в отрасли, повлечет за собой ускорение хозяйственного оборота, повышение авторитета третейских судов в Российской Федерации и, в силу объема и количества правоотношений и спорных ситуаций, возникающих в связи с исполнением обязательств на рынках электрической энергии и мощности, позволит снизить нагрузку на государственные суды.
Кроме того, участие в третейских разбирательствах судей, являющихся высокопрофессиональными представителями электроэнергетической отрасли, позволит повысить оперативность и качество рассмотрения споров между субъектами оптового и (или) розничных рынков электрической энергии и (или) мощности.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации в сети "Интернет", на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации 08 мая 2015 года были внесены законопроекты "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации". Указанные законопроекты согласованы с Минэкономразвития России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Верховным Судом Российской Федерации, на проект имеются заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
Учитывая большую вероятность принятия указанных законопроектов, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в связи с включением третейской оговорки в договоры, заключаемые на оптовом рынке электрической энергии и мощности" полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации, однако подготовлен с учетом норм данных законопроектов и в случае их принятия в представленной редакции потребует только корректировки терминологии и юридической техники.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.