Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)"
(подготовлен Минтрудом России 17.06.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников) (далее - законопроект) разрабатывается в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК - РФ) и определяет порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ.
Законопроектом предусматривается поэтапное доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2020 году.
Частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со статей 421 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят. В настоящее время величина МРОТ устанавливается в абсолютном выражении (рублей в месяц) и включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
При этом соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения продолжает снижаться с 77,7% в 2009 году до 64% в 2014 году. По предварительной оценке в 2015 году соотношение составит 58,7%.
Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию предлагаем обеспечить соотношение МРОТ с прожиточным минимумом трудоспособного наслоения на уровне 2014 года - 64%установив МРОТ с 1 января 2016 года в сумме 7189 рублей в месяц ( повышение на 20,7%).
Основной проблемой реализации норм статей 133 и 421 ТК РФ является то, что в случае доведения МРОТ до среднероссийского прожиточного минимума в ряде субъектов Российской Федерации минимальная заработная плата превысит региональные прожиточные минимумы на 29% - 35%. Это потребует значительного увеличения расходов организаций реального сектора экономики, а также бюджетов всех уровней. При этом в других регионах минимальная заработная плата составила бы чуть больше половины от региональных прожиточных минимумов. Соответственно, МРОТ, установленный на уровне среднероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, не обеспечивает учет региональных различий.
Таким образом, экономически целесообразно установить минимальный месячный уровень оплаты труда работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. При этом уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Также следует отметить, что увеличение стоимости труда является стимулом для работодателей к повышению производительности труда своих организаций.
Указанная проблема решается законопроектом путем установления одновременно на всей территории Российской Федерации единой величины МРОТ, выраженной в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения. При этом в абсолютном размере значения МРОТ будут различаться и таким образом учитывать региональные особенности, обеспечивая равную покупательную способность МРОТ на всей территории страны.
В связи с изложенным, законопроектом начиная с 2017 года минимальный размер оплаты труда устанавливается в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, определенной в порядке, установленном федеральным законом, за I квартал предыдущего года, равном:
с 1 января 2017 года - 65%;
с 1 января 2018 года - 75%;
с 1 января 2019 года - 85%;
с 1 января 2020 года и в последующие годы - 100%.
Одновременно в законодательство Российской Федерации вносятся уточняющие коррективы с учетом правоприменительной практики по вопросам, касающимся МРОТ.
Так законопроектом, поскольку установление величины МРОТ в соответствии с прожиточным минимумом трудоспособного населения по субъектам Российской Федерации учитывает региональные различия, предусматривается уточнить часть третью статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации. В целях сохранения установленных размеров и условий оплаты труда работников законопроектом предусмотрены соответствующие переходные положения.
Оценка дополнительной потребности в финансовых средствах на повышение заработной платы в связи с принятием законопроекта приведена в таблице N1. Оценка численности работников, для которых требуется повышение заработной платы в связи с принятием законопроекта, приведена в таблице N 2.
Таблица N 1
Оценка дополнительной потребности в финансовых средствах, млрд. рублей (к предыдущему году)
|
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2016 г.-2018 г. |
Всего |
22,2 |
0,6 |
35,3 |
94,9 |
196,1 |
349,0 |
Государственные и муниципальные учреждения, в том числе: |
18,5 |
0,5 |
30,7 |
80,5 |
156,0 |
286,1 |
федеральные |
5,5 |
0,1 |
9,1 |
23,8 |
46,2 |
84,8 |
субъектов Российской Федерации и муниципальные |
13 |
0,3 |
21,6 |
56,6 |
109,8 |
201,3 |
Организации реального сектора экономики |
3,7 |
0,1 |
4,5 |
14,4 |
40,1 |
62,9 |
Таблица N 2
Оценка численности работников, для которых требуется повышение заработной платы в связи с повышением МРОТ, млн. чел.
|
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Всего |
2,0 |
0,3 |
1,6 |
3,0 |
4,9 |
Государственные и муниципальные учреждения, в том числе: |
1,58 |
0,26 |
1,15 |
2,18 |
3,5 |
федеральные |
1,19 |
0,08 |
0,34 |
0,65 |
1,04 |
субъектов Российской Федерации и муниципальные |
0,35 |
0,18 |
0,81 |
1,53 |
2,46 |
Организации реального сектора экономики |
0,84 |
0,06 |
0,17 |
0,39 |
0,9 |
Размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования, определенные в зависимости от МРОТ, с 1 января 2016 года выплачиваются исходя из базовой суммы 7198 рублей в месяц.
Учитывая наличие вакансий в организациях, а также реализацию мероприятий, направленных на создание высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году (в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N596) повышение МРОТ не окажет существенного влияния на уровень безработицы.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
Федеральный закон от 24 октября 1997 года N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.