Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(подготовлен ФСБ России 01.07.2015 г.)
В процессе деятельности правоохранительных органов выявлены негативные факторы, связанные с доступом к сведениям о недвижимом имуществе граждан, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр).
Согласно статье 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными и предоставляются по запросам любых лиц.
Соответствующая выписка из Реестра содержит не только описание объекта недвижимости, точный адрес его места нахождения и ограничения (обременения) прав на него, но и информацию о конкретном правообладателе такого объекта с указанием его персональных данных.
Как свидетельствует правоприменительная практика, такой механизм, изначально предусмотренный для обеспечения юридической чистоты гражданско-правовых сделок с недвижимостью, в настоящее время во многом перестал отвечать целям, для которых он создавался.
Все чаще целью запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Реестре, становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя. Сопоставление полученной информации со сведениями из других источников позволяет идентифицировать физических лиц по их персональным данным. В дальнейшем такая информация может использоваться в преступных либо компрометирующих целях.
Складывающаяся ситуация также негативно отражается на применении отдельных мер по государственной защите. В частности, наличие в свободном доступе указанной информации значительно облегчает поиск лица, в отношении которого применена такая мера.
Общедоступность Реестра позволяет на законных основаниях формировать альтернативные базы данных, в том числе для их использования в коммерческих целях, накапливать в них достоверную информацию и постоянно актуализировать ее, подменяя тем самым функции государственных органов. К тому же с использованием современных информационных технологий можно получать эти сведения анонимно и в автоматическом режиме.
Аналогичная ситуация складывается при обращении к сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на воздушные суда, в судовых реестрах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Представленный законопроект направлен на пресечение указанных негативных тенденций путем исключения возможности доступа третьих лиц, кроме компетентных государственных органов и должностных лиц, к персональным данным правообладателей недвижимого имущества без их согласия при получении выписок из соответствующих реестров.
Кроме того, в законопроекте уточняются полномочия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и отдельные вопросы обеспечения конспирации при ее осуществлении.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.