Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"
(подготовлен Минздравом России 06.08.2015 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (далее - Проект постановления) подготовлен на основании пункта 4 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 2а постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - постановление N 1273).
Проект постановления подготовлен в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 8 марта 2015 г. N 55-ФЗ и от 13 июля 2015 г. N 271-ФЗ);
Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тариф) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 23 апреля 2015 г. (письмо Минэкономразвития России от 30 апреля 2015 г. N 11148-АВ/ДОЗи.
Подготовленный Проект постановления содержит ряд новых положений по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденной постановлением N 1273.
Продолжена конкретизация Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Программа) в части установления предельных сроков ожидания оказания медицинской помощи.
Проект программы дополнен положением о возможности финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации зубного протезирования, а также санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, что позволит субъектам Российской Федерации в законах о бюджетах предусматривать выделение бюджетных ассигнований на указанные цели. При этом указано, что расходы на эти цели не включаются в средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, что позволит развивать указанные направления без снижения доступности медицинской помощи при социально значимых заболеваниях.
Конкретизирован Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно (раздел III Программы) путем обособления в рамках класса болезни органов пищеварения болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования).
При подготовке Программы продолжен переход от валовых показателей объема медицинской помощи (посещения, койко-дни, пациенто-дни) к показателям, характеризующим законченные случаи лечения пациентов. В целях разработки единых подходов к планированию и оплате медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, в качестве норматива объема медицинской помощи в условиях дневного стационара предлагается вместо 1 пациенто-дня ввести 1 случай лечения в дневном стационаре.
С учетом развития профилактического направления в здравоохранении Программой в 2016 - 2018 гг. предусмотрено увеличение норматива объема посещений с профилактической и иными целями в 2016 - 2018 гг. При этом норматив объема обращений в связи с заболеваниями, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, за 2016 - 2018 гг. сокращается, что обусловлено снижением уровня социально значимыми заболеваниями. Вместе с тем, норматив объема обращений в связи с заболеваниями, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, наоборот, возрастает в 2016 - 2018 гг., что связано с ростом общей заболеваемости населения.
Проведена оптимизация норматива объема скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом Программа дополнена положением о том, что нормативы объема для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, оказываемой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров, специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, и паллиативной медицинской помощи на 2017 и 2018 годы стабилизированы на уровне 2016 года.
Внесены корректировки в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - Перечень), являющий приложением в Программе.
Получившие наибольшее распространение методы лечения (30), входящие в соответствии с постановлением N 1273 в раздел II Перечня, включающего виды высокотехнологичной медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования, перенесены в раздел I Перечня, который включает виды высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, необходимое финансовое обеспечение указанного объема медицинской помощи составляет 1,63 млрд рублей. С учетом изложенного средний норматив специализированной медицинской помощи незначительно увеличен с 0,172 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо до 0,1721 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо.
При расчете стоимости Программы использована методика, основанная на учете усредненных фактических, технологически-обусловленных стандартами медицинской помощи затрат медицинских организаций (далее - Методика).
В соответствии с представленным проектом Программы средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на 2016 и 2017 годы соответствуют средним нормативам, утверждённым постановлением N 1273. Указанный подушевой норматив на 2018 год проиндексирован в соответствии с макроэкономическими показателями на 5,5 % (Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тариф) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 23 апреля 2015 г. (письмо Минэкономразвития России от 30 апреля 2015 г. N 11148-АВ/ДОЗи).
При расчете средних подушевых нормативов финансирования и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, учтен прогноз доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.