Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 07.08.2015 г.)
Согласно статье 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является всеобщий обязательный характер социального страхования и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий.
В настоящее время частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрены случаи выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы ФСС РФ), а именно:
в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями;
в случае отсутствия возможности выплаты страхователем указанных пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;
в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем указанных пособий застрахованному лицу.
Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований установлена статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, на всех стадиях банкротства требования кредиторов удовлетворяются в соответствии со статьей 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
Следовательно, в случаях, когда организация находится в стадии банкротства, очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, установленная статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяется.
Аналогичный вывод содержится в пункте 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, в случае банкротства организации основания для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу непосредственно территориальным органом ФСС РФ в рамках части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ отсутствуют.
В такой ситуации застрахованное лицо долгое время не имеет возможности получить пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком ни у своего работодателя, ни в территориальном органе ФСС РФ.
Разработанным проектом федерального закона указанная ситуация урегулирована. Часть 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, которой предусмотрены случаи выплаты пособий застрахованному лицу непосредственно территориальными органами ФСС РФ, дополнена случаем, когда в отношении организации проводятся процедуры банкротства (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается отмена представления отчетности лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 45 Федерального закона N 255-ФЗ (далее - лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию). Это обусловлено тем, что показатели отчетности, представляемой лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, уже содержатся в индивидуальной карточке страхователя данной категории, которая ведется в территориальном органе ФСС РФ, так как в соответствии с частью 9 статьи 42 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик обязан вести учет физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, а также уплаченных ими страховых взносов и сумм выплаченного им страхового обеспечения.
Таким образом, данные отчетности, представляемой лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, носят исключительно информативный характер. При этом представление указанной отчетности является дополнительной нагрузкой для представителей малого бизнеса, добровольно вступивших в данные правоотношения.
Данная мера будет способствовать реализации одной из целей плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 953-р, по минимизации издержек страхователей на подготовку и сдачу отчетности.
Отмена представления отчетности для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, позволит им облегчить взаимодействие с территориальными органами страховщика.
Таким образом, законопроект направлен на обеспечение прав как страхователей, так и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.