Проект Федерального закона "О зерне и продуктах его переработки"
(подготовлен Минсельхозом России 01.09.2015 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О зерне и продуктах его переработки"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
2. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) развитие рынка зерна и продуктов его переработки в целях удовлетворения потребностей населения в качественном зерне и продуктах его переработки, обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, формирования конкурентной среды, увеличения экспортного потенциала Российской Федерации зерна и продуктов его переработки;
2) обеспечение единого экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
3) установление правовых основ функционирования системы государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, определение полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также основных прав и обязанностей физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
4) обеспечение количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации.
Статья 2. Основные принципы законодательства в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
Законодательство в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
признание зерна национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости её экономики;
обеспечение защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна и продуктов его переработки;
обеспечение требований к качеству и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
обеспечение внутренних потребностей государства в продовольственном, фуражном и семенном зерне и мероприятий по наращиванию экспорта;
осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
осуществление деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки с соблюдением требований технических регламентов;
осуществление деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Правовое регулирование отношений в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности в сфере розничной торговли зерна и продуктов его переработки.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
безопасность зерна и продуктов его переработки - состояние зерна и продуктов его переработки, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
декларация обращения зерна - документ, содержащий сведения о количественно-качественных показателях зерна, представляемый хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
единая государственная информационная система учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки - информационная система, которая содержит сведения о наличии, поступлении, отпуске, порче и уничтожении зерна и продуктов его переработки (за исключением сведений в сфере розничной торговли зерна и продуктов его переработки), представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и необходимую для осуществления государственного регулирования и контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
зерно - плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей;
зерно и продукты его переработки, предназначенные для государственных нужд - зерно и продукты его переработки, входящие в состав государственного резерва, закупаемые по государственным контрактам и договорам поставок, а также зерно, включенное в состав федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
зернохранилище (элеватор, склад) - стационарное специализированное техническое сооружение, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для хранения и обработки зерна;
индикативное планирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки - недирективное, ориентирующее, оперирующее показателями-индикаторами планирование на государственном уровне, реализуемое с целью определения ориентиров для разработки хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, собственных планов в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
качество зерна и продуктов переработки зерна - совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов и технических условий;
мониторинг качества зерна нового урожая - совокупность мероприятий, направленных на сбор, обработку, анализ данных о качестве зерна в период уборки зерновых культур;
обращение (оборот) зерна и продуктов его переработки - закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка зерна и продуктов его переработки, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;
официальная проба - определенное количество зерна и продуктов его переработки, отобранное должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, от партий зерна и продуктов его переработки, находящихся на хранении, при реализации, перевозке, ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации, в соответствии с требованиями национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов;
официальное взвешивание - процедура взвешивания зерна и продуктов его переработки, осуществляемая по заявке хозяйствующего субъекта, под наблюдением должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
официальное заявление о качестве зерна и продуктов его переработки - документ установленной формы, подтверждающий фактическое соответствие качества партий зерна и продуктов его переработки требованиям национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов, технических условий, контрактов (договоров), выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
партия зерна и продуктов его переработки - количество зерна и продуктов его переработки одного наименования (вида), однородного по качеству, предназначенное к одновременной приемке, отгрузке и (или) хранению, подтвержденное документами о безопасности и качестве зерна и продуктов его переработки;
перевозка зерна и продуктов его переработки - перемещение партий зерна и продуктов его переработки при их обращении;
подтверждение соответствия зерна и продуктов его переработки - документальное удостоверение соответствия зерна и продуктов его переработки требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
продукты переработки зерна - мука, крупа, комбикорма, компоненты для производства комбикормов на зерновой основе, а также побочные продукты переработки зерна.
Статья 6. Классификация зерна и продуктов его переработки
1. Классификация зерна и продуктов его переработки предназначена для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о зерне и продуктах его переработки;
2. Классификация зерна и продуктов его переработки осуществляется на основе совокупности биологических и технологических показателей зерна и продуктов его переработки в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, национальными и международными стандартами, техническими регламентами в сфере производства зерна и продуктов его переработки.
3. Классификатор зерна и продуктов его переработки утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 7. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
В состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, входят:
1) хозяйствующие субъекты, производящие зерно и продукты его переработки;
2) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения зерна и продуктов его переработки.
Глава 2. Требования к организации и осуществлению производства и обращения зерна и продуктов его переработки
Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, обязаны:
1) разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению порчи зерна и продуктов его переработки;
2) разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
3) обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, санитарных, санитарно-ветеринарных требований, а также требований в области промышленной безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
4) обеспечивать качество и безопасность зерна и продуктов его переработки посредством постоянного отслеживания указанных характеристик в производственных лабораториях и (или) испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
5) обеспечивать соблюдение правил организации и ведения технологических процессов на элеваторах и хлебоприемных предприятиях, мукомольных и крупяных предприятиях, на предприятиях по выработке комбикормов;
6) обеспечивать соблюдение порядка уведомительной системы при обращении зерна и продуктов его переработки в целях подтверждения их качества и безопасности требованиям нормативных документов;
7) соблюдать в отношении зерна, предназначенного для переработки для государственных нужд, научно обоснованные нормы выхода продуктов переработки зерна с обеспечением производства продуктов переработки зерна в ассортименте, предусмотренном технологическим процессом;
8) представлять в единую государственную информационную систему учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки сведения о зерне и продуктах его переработки в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона. При этом сведения о зерне и продуктах его переработки, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральными законами;
9) представлять ежеквартально в органы государственной власти субъектов Российской Федерации декларацию обращения зерна по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере агропромышленного комплекса;
10) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, имеют право:
1) получать от органов государственной власти информацию, касающуюся их деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) участвовать в официальном отборе проб, официальном взвешивании, проверке качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;
3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Количественно-качественный учет зерна и продуктов его переработки
1. Количественно-качественный учет зерна и продуктов его переработки представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях с зерном и продуктами его переработки путем сплошного, непрерывного и документального учета и осуществляется в следующих целях:
контроля сохранности и рационального использования зерна и продуктов его переработки;
определения изменения количественно-качественных показателей зерна и продуктов его переработки при хранении и обработке;
обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договорам складского хранения зерна и продуктов его переработки;
предупреждения порчи, ухудшения качества зерна и продуктов его переработки.
2. Количественно-качественный учет зерна и продуктов его переработки ведется хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
3. Расчет объема принятого на хранение зерна и продуктов его переработки в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования в количественном выражении за календарный год и определения доли объема принятого на хранение зерна и продуктов его переработки хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования в количественном выражении за календарный год, определяется в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
4. Информация о количественно-качественном учете зерна и продуктов его переработки передается в единую государственную информационную систему учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
Статья 10. Обеспечение информационной открытости в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:
1) перечень и объемы производимых зерна и продуктов его переработки;
2) перечень зернохранилищ, входящих в состав хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, с указанием их места нахождения и объема емкости единовременного хранения зерна и продуктов его переработки;
3) договор складского хранения зерна и продуктов его переработки;
4) расценки на услуги по складскому хранению зерна и продуктов его переработки и иные связанные с хранением зерна и продуктов его переработки услуги;
5) сведения о членстве хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в саморегулируемой организации с указанием наименования саморегулируемой организации, ее адреса и места нахождения;
6) сведения об участии хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в компенсационном фонде саморегулируемой организации (при наличии);
7) сведения о страховании гражданской ответственности хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе наименование, адрес и место нахождения страховой организации, размер страховой суммы (при наличии);
8) иные сведения, предусмотренные федеральными законами.
2. По письменному запросу граждан или юридических лиц хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, обязан предоставить информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, в письменной форме безвозмездно не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Глава 3. Государственное регулирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
Статья 11. Методы государственного регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Государственное регулирование деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки осуществляется посредством:
1) установления требований к организации и осуществлению деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
2) установления обязательных для применения и исполнения требований к зерну и продуктам его переработки и к связанным с требованиями к зерну и продуктам его переработки процессам производства, хранения, обработки, очистки, сушки, обеззараживания, перевозки, обращения и утилизации;
3) государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
4) создания уведомительной системы при обращении зерна и продуктов его переработки, в целях подтверждения их качества и безопасности требованиям нормативных документов;
5) создания единой государственной информационной системы учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
6) предоставления государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
7) индикативного планирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
8) антимонопольного регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
9) регулирования при проведении государственных закупочных интервенций, государственных товарных интервенций на рынке зерна и продуктов его переработки;
10) регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий, в том числе путем введения понижающих коэффициентов к указанным тарифам.
2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 12. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки:
1) обеспечение проведения государственной политики в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
2) установление требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
3) осуществление государственной поддержки в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
4) иные, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки относятся:
1) выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
2) стабилизация уровня цен на зерно посредством проведения государственных закупочных интервенций, государственных товарных интервенций на рынке зерна;
3) утверждение методики расчета объема принятого на хранение зерна и продуктов его переработки в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования в количественном выражении за календарный год и определения доли объема принятого на хранение зерна и продуктов его переработки хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в сфере хранения зерна и продуктов его переработки в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования в количественном выражении за календарный год;
4) установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
5) установление порядка официального подтверждения фактического соответствия качества партий зерна и продуктов его переработки;
6) установление правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях;
7) установление правил организации и ведения технологического процесса на мукомольных и крупяных предприятиях;
8) установление правил организации и ведения технологического процесса на предприятиях по выработке комбикормов;
9) установление порядка количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
10) установление порядка декларирования обращения зерна;
11) установление порядка осуществления мониторинга качества и безопасности зерна нового урожая;
12) установление порядка уведомительной системы при обращении зерна и продуктов его переработки в целях подтверждения их качества и безопасности требованиям нормативных документов;
13) утверждение классификатора зерна и продуктов его переработки;
14) установление порядка ведения государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, включение сведений в государственный реестр о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, и исключение сведений из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
15) утверждение формы заявления о регистрации в государственном реестре хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
16) введение единой государственной информационной системы учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
17) осуществление индикативного планирования и прогнозирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе посредством разработки прогнозных балансов ресурсов и использования зерна и продуктов его переработки;
18) организация государственных закупочных интервенций, государственных товарных интервенций на рынке зерна и продуктов его переработки;
19) разработка предложений по регулированию цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий, в том числе по введению понижающих коэффициентов к указанным тарифам;
20) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
3. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, относятся:
1) реализация государственной политики в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;
2) государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;
3) официальное подтверждение качества зерна и продуктов его переработки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
4) создание и обеспечение функционирования комиссий по разрешению разногласий по вопросам качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, а также количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
5) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки осуществляют следующие полномочия:
1) реализация государственной политики в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки на территории субъекта Российской Федерации;
2) разработка в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
3) осуществление индикативного планирования и прогнозирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки в рамках субъектов Российской Федерации, в том числе посредством разработки региональных отчетных и прогнозных балансов зерна и продуктов его переработки;
4) формирование региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей;
5) иные, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Статья 14. Ведение государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Ведение государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
В государственном реестре хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, содержатся сведения о хозяйствующих субъектах, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона.
2. Порядок ведения государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
3. Для внесения сведений в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, заявление о регистрации в государственном реестре хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в письменной форме, иностранное юридическое лицо представляет надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, запрашивает сведения из единого государственного реестра юридических лиц и из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, принимает решение о внесении сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, и выдаче свидетельства о внесении соответствующих сведений в указанный реестр или направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю мотивированный отказ во внесении соответствующих сведений в указанный реестр в течение семи рабочих дней со дня получения документов и сведений, указанных в части 3 настоящей статьи.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, отказывает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю во внесении информации в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, по следующим основаниям:
1) представленное заявление о регистрации в государственном реестре хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, оформлено не в соответствии с формой заявления, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
2) установлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении о регистрации в государственном реестре хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
6. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, может быть оспорено в судебном порядке.
Статья 15. Исключение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Основанием для исключения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, является:
1) заявление юридического лица или индивидуального предпринимателя об исключении сведений о нем из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в связи с прекращением деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
2) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
3) неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о котором внесены в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов;
4) ликвидация юридического лица, внесенного в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
5) прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, внесенного в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, по иным установленным федеральными законами основаниям.
2. Исключение сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи оснований, не допускается.
3. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считается исключенным из государственного реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, с момента внесения соответствующей записи в реестр федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 16. Федеральные и региональные отчетные и прогнозные балансы зерна и продуктов его переработки
1. Федеральный отчетный и прогнозный балансы зерна и продуктов его переработки формируются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, на основе статистических данных, представляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации из региональных отчетных и прогнозных балансов зерна и продуктов его переработки.
2. Региональные отчетные и прогнозные балансы зерна и продуктов его переработки формируются на основе сведений, представляемых в органы государственной власти субъектов Российской Федерации хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
3. Порядок ведения федерального и региональных отчетных и прогнозных балансов зерна и продуктов его переработки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 17. Фонды зерна и их формирование
1. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна.
2. Зерно и продукты его переработки, находящиеся в федеральном фонде зерна, являются собственностью Российской Федерации независимо от места их хранения, а зерно и продукты его переработки, поступившие в региональные фонды, - собственностью субъектов Российской Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство Российской Федерации.
Федеральный фонд зерна и продуктов его переработки формируется на основе системы государственных закупок.
Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика для формирования федерального фонда зерна и продуктов его переработки.
Федеральный фонд зерна на основании решения Правительства Российской Федерации используется:
для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах его переработки территорий, не производящих зерно, Вооруженных Сил Российской Федерации, спецпотребителей, индустрии детского питания, спиртовой и крахмало - паточной промышленности;
для выделения недостающих по балансу на расчетный год объемов зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;
для предоставления зерна территориям в порядке натуральной ссуды с последующим возвратом из нового урожая;
для формирования государственного резерва зерна и продуктов его переработки;
для обеспечения экспортных поставок зерна и продуктов его переработки.
Зерно и продукты его переработки, закупаемые в федеральный фонд зерна, а также объемы их закупок и использование на предстоящий год определяются Правительством Российской Федерации.
3. Региональные фонды зерна создаются для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне.
Зерно и продукты его переработки, закупаемые в региональный фонд зерна, а также объемы их закупок и использование на предстоящий год определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Государственные заказчики на зерно и продукты его переработки для государственных нужд:
осуществляют выбор товаропроизводителей (поставщиков) зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;
определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок и поставок зерна и продуктов его переработки для государственных нужд.
Статья 18. Экспорт и импорт зерна и продуктов его переработки
1. Государство защищает права и законные интересы участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих экспортно-импортные операции с зерном и продуктами его переработки, а также права и законные интересы российских производителей и потребителей зерна и продуктов его переработки, в том числе посредством таможенно - тарифного и нетарифного регулирования.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, внешнеторговые организации и другие организации, предприятия и учреждения вправе проводить самостоятельные закупки зерна и продуктов его переработки за рубежом за счет собственных средств.
3. Государственный контроль (надзор) в области обеспечения
качества и безопасности при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации зерна и продуктов его переработки осуществляется уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, при перемещении зерна и продуктов его переработки через государственную границу Российской Федерации.
4. Экспорт зерна и продуктов его переработки за пределы Российской Федерации осуществляется участником внешнеэкономической деятельности на основании соответствующих договоров контрактации или поставки.
5. Участник внешней экономической деятельности при заключении договора контрактации или поставки, предусматривающего экспорт зерна и продуктов его переработки за пределы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней обязан уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, утверждает форму уведомления, представляемого участниками внешней экономической деятельности на вывоз зерна и продуктов его переработки из Российской Федерации.
Статья 19. Декларирование обращения зерна
1. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере производства и обращения зерна, ежеквартально представляет в органы государственной власти субъектов Российской Федерации декларацию обращения зерна по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
2. Порядок декларирования обращения зерна определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Статья 20. Индикативное планирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Индикативное планирование в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки направлено на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, рациональное использование земельных и иных ресурсов, повышение эффективности расходования бюджетных средств.
2. Основным документом индикативного планирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки является федеральный индикативный план производства и обращения зерна и продуктов его переработки, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, на основе региональных индикативных планов производства и обращения зерна и продуктов его переработки субъектов Российской Федерации.
В федеральном индикативном плане производства и обращения зерна и продуктов его переработки и региональных индикативных планах производства и обращения зерна и продуктов его переработки субъектов Российской Федерации определяются цели и задачи индикативного планирования в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, а также мероприятия по достижению индикативных плановых показателей.
3. Федеральный индикативный план производства и обращения зерна и продуктов его переработки утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, региональный индикативный план производства и обращения зерна и продуктов его переработки субъекта Российской Федерации - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
4. Типовая форма и состав регионального индикативного плана производства и обращения зерна и продуктов его переработки, порядок их подготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 21. Мониторинг качества и безопасности зерна нового урожая
1. Мониторинг качества и безопасности зерна нового урожая, произведенного в Российской Федерации, проводится ежегодно с целью сбора информации о качестве зерна нового урожая в соответствии с классификацией зерна для составления федерального и региональных отчетных и прогнозных балансов зерна и продуктов его переработки.
2. Мониторинг качества и безопасности зерна нового урожая, произведенного в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, и его территориальными органами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
3. Сведения о результатах мониторинга качества и безопасности зерна нового урожая, произведенного в Российской Федерации, подлежат опубликованию на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 22. Единая государственная информационная система в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. В целях осуществления мер по обеспечению продовольственной безопасности, а также для обеспечения органов государственной власти достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка производства и обращения зерна и продуктов его переработки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса создается единая государственная информационная система учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, являющаяся собственностью Российской Федерации.
2. Единая государственная информационная система учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки содержит в себе:
1) сведения о федеральном и региональных балансах зерна и продуктов его переработки;
2) сведения, представляемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в порядке, установленном настоящей статьей;
3) сведения хозяйствующих субъектов о декларировании обращения зерна;
4) сведения о количественно-качественном учете зерна и продуктов его переработки;
5) сведения о результатах мониторинга качества и безопасности зерна нового урожая, произведенного в Российской Федерации.
3. Единая государственная информационная система учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки должна обеспечивать возможность представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, сведений, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса
Порядок функционирования единой государственной информационной системы учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Оператор единой государственной информационной системы учета в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки определяется на основании заключенного с ним государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по ведению единой государственной информационной системы.
Статья 23. Государственная поддержка в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Государственная поддержка в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки может осуществляться по следующим направлениям:
1) финансирование государственных программ научных исследований и опытно-конструкторских работ по селекции, семеноводству, производству, очистке, хранению, переработке зерна, а также по разработке технологий, направленных на рациональное использование зерна и продуктов его переработки;
2) государственная поддержка развития инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки;
3) компенсация хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, части затрат на хранение зерна и продуктов его переработки;
4) компенсация хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, части затрат на транспортировку зерна и продуктов его переработки;
5) государственная поддержка страхования зерна и продуктов его переработки;
6) поддержка производства хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, высококачественного зерна и продуктов его переработки.
2. Порядок оказания государственной поддержки в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, запрещается:
1) создавать дискриминационные условия;
2) злоупотреблять доминирующим положением на рынке производства и обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе путем осуществления действий (бездействия), результатом которых являются и (или) могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке по производству и обращению зерна и продуктов его переработки и (или) ущемление интересов потребителей услуг производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
3) нарушать установленный частью 2 настоящей статьи порядок ценообразования на услуги производства и обращения зерна и продуктов его переработки, а также связанные с производством и обращением зерна и продуктов его переработки услуги.
2. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, доля которых превышает двадцать пять процентов объема принятых на хранение зерна и продуктов его переработки в количественном выражении за предыдущий календарный год в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования, не вправе устанавливать расценки на услуги производства и обращения зерна и продуктов его переработки, а также иные, связанные с производством и обращением зерна и продуктов его переработки услуги выше уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
3. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 2 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом.
Статья 25. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению правил осуществления деятельности в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе запрещается:
понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления деятельности по производству и обращению зерна и продуктов его переработки на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения зерна и продуктов его переработки между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации.
Глава 4. Государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки
Статья 26. Содержание государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки
Государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки направлен на обеспечение защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна и продуктов его переработки, и осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 27. Организация государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки
1. Основными задачами государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки являются:
1) защита прав граждан на обеспечение зерном и продуктами его переработки, качество и безопасность которых соответствует требованиям технических регламентов, национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов, технических условий;
2) официальное подтверждение фактического соответствия качества партий зерна и продуктов его переработки требованиям национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов, технических условий, контрактов (договоров) при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации, при осуществлении закупок, поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, а также при их хранении и транспортировке, с выдачей официального заявления о качестве зерна и продуктов его переработки;
3) контроль за обеспечением количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
4) осуществление процедур по официальному отбору проб и официальному взвешиванию зерна и продуктов его переработки при осуществлении экспортно-импортных операций, поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки для государственных нужд и по заявкам хозяйствующих субъектов;
5) обеспечение функционирования комиссии по разрешению разногласий по вопросам качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, а также количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
6) контроль за состоянием материально-технической базы зернохранилищ хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере хранения зерна и продуктов его переработки, с целью установления их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере хранения зерна и продуктов его переработки, предназначенных для государственных нужд;
7) контроль за соблюдением правил организации и ведения технологических процессов на элеваторах и хлебоприемных предприятиях, на мукомольных и крупяных предприятиях, на предприятиях по выработке комбикормов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
8) экспертиза некачественного и опасного зерна и продуктов его переработки в целях определения возможности их утилизации или уничтожения порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона;
9) иные направления, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении зерна, приобретаемого не для личных нужд потребителей, а также в отношении связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
3. Установленный частью 2 настоящей статьи государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов при осуществлении ими деятельности по производству и обращению зерна и продуктов его переработки.
4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, организацией и проведением проверок, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при их закупках для государственных нужд, включая федеральный государственный интервенционный фонд и поставку (закладку) в государственный резерв, осуществляется уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти на основании уведомления хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере закупок зерна и продуктов его переработки для государственных нужд;
государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, хранящихся в составе государственного резерва, интервенционного и регионального фондов, осуществляется уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти ежеквартально в соответствии с планом проверок, согласованным с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за сохранность зерна и продуктов его переработки, предназначенных для государственных нужд;
государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации зерна и продуктов его переработки, при их перевозках по территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти на основании уведомлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере обращения зерна и продуктов его переработки.
5. Должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.
6. Действия или бездействие должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 28. Полномочия должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки
1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, в пределах своей компетенции имеют право:
1) беспрепятственно посещать при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве, хранении, реализации, транспортировке, ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации зерна и продуктов его переработки, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки, места приемки, обработки, отгрузки (отпуска) зерна и продуктов его переработки, а также места хранения зерна и продуктов его переработки хозяйствующих субъектов всех форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
2) запрашивать от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, информацию, касающуюся качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки;
3) проводить в установленном порядке официальный отбор проб зерна и продуктов его переработки для определения их качества и (или) безопасности;
4) проводить по заявке хозяйствующего субъекта официальное взвешивание партий зерна и продуктов его переработки;
5) проводить в установленном порядке экспертизу некачественных и опасных зерна и продуктов его переработки в целях определения возможности их утилизации или уничтожения;
6) выдавать хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований технических регламентов, нормативных правовых актов и технических условий;
7) выдавать хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, предписания об ограничении или запрете реализации зерна и продуктов его переработки, качество и безопасность которых не соответствует установленным требованиям законодательства в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
8) проводить обследования, расследования, исследования, экспертизы, испытания и другие мероприятия по контролю и надзору с привлечением, аккредитованных в установленном порядке учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки;
10) направлять в уполномоченные органы и суды материалы, связанные с нарушениями обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, для решения вопросов о приостановке деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
11) осуществлять иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при производстве, хранении, реализации, транспортировке, ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации зерна и продуктов его переработки, обязаны:
1) руководствоваться законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;
2) предупреждать, выявлять и пресекать нарушения в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки;
3) разъяснять нарушителям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки их права и обязанности.
Статья 29. Официальное подтверждение качества зерна и продуктов его переработки
1. Официальное подтверждение фактического соответствия качества партий зерна и продуктов его переработки требованиям национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов, технических условий, контрактов (договоров) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, и его территориальными органами с выдачей официального заявления о качестве зерна и продуктов его переработки, на основании результатов исследований, проведенных аккредитованными в установленном порядке учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности при производстве и обращении зерна и продуктов его переработки, в следующих случаях:
1) при осуществлении закупок зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, в том числе в федеральный интервенционный фонд, их хранении и транспортировке;
2) при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв, при их хранении и транспортировке;
3) при ввозе (вывозе) зерна и продуктов его переработки на территорию Российской Федерации и с территории Российской Федерации;
4) по обращению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки;
5) иных случаях, установленных федеральными законами.
2. Официальное подтверждение фактического соответствия качества партий зерна и продуктов его переработки требованиям национальных и (или) международных стандартов, нормативных правовых актов, технических условий, контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Статья 30. Оборотоспособность зерна и продуктов его переработки
1. В обращении (обороте) могут находиться зерно и продукты его переработки, соответствующие требованиям нормативных документов по качеству и безопасности и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Не могут находиться в обращении зерно и продукты его переработки, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, при проверке такого зерна и продуктов его переработки;
не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для продуктов переработки зерна, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные нормативными правовыми документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такое зерно и продукты его переработки признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации. Владелец некачественного и (или) опасного зерна и продуктов его переработки обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.
После проведения экспертизы, в соответствии с действующим законодательством, некачественные и (или) опасные зерно и продукты его переработки, утилизируются или уничтожаются.
Статья 31. Экспертиза, утилизация и уничтожение зерна и продуктов его переработки, непригодных для использования по целевому назначению
1. Зерно и продукты его переработки, признанные по результатам исследований непригодными для использования по целевому назначению, подлежат экспертизе в целях определения возможности их дальнейшего использования или уничтожения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Зерно и продукты его переработки, подлежащие экспертизе в соответствии с установленными частью 1 настоящей статьи требованиями, подлежат обособленному хранению с соблюдением условий, исключающих доступ к указанному зерну и продуктам его переработки, а также требований по количественно-качественному учету зерна и продуктов его переработки.
3. Расходы, связанные с экспертизой, хранением, транспортировкой, утилизацией или уничтожением зерна и продуктов его переработки, признанных непригодными по целевому назначению, несет собственник (законный владелец) зерна и продуктов его переработки.
Глава 5. Разрешение споров
Статья 32. Разрешение споров в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки
Споры в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
Глава 6. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки
1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Вред, причиненный вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7. Заключительные и переходные положения
Статья 34. Переходные положения
1. До 1 июля 2016 года хозяйствующие субъекты, указанные в статье 7 настоящего Федерального закона, обеспечивают выполнение установленных статьей 14 настоящего Федерального закона требований к включению сведений о них в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки.
2. С 1 июля 2016 года предоставление установленных законодательством Российской Федерации в сфере развития сельского хозяйства форм государственной поддержки хозяйствующим субъектам, указанным в статье 7 настоящего Федерального закона, не включенным в государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, не допускается.
3. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, подлежит опубликованию уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 сентября 2016 года.
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу c даты его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4971-1 "О зерне" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N22, ст. 799; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N2, ст. 167).
Президент |
В. Путин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.